Программа общепрофессиональной учебной дисциплины Охрана труда по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
(ГПОАУ АМФЦПК)
ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОПД.5 Охрана труда
город Белогорск
2021
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2013 № 921. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования).
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
Разработчики:
Абрамец Сергей Владимирович, мастер производственного обучения
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ общепрофессиональной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ общепрофессиональной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы общепрофессиональной учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ общепрофессиональной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
Область применения программы
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины Охрана труда – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования относящейся к укрупненной группе 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах профессиональной подготовки и переподготовки) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОПД.05 «Охрана труда» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать состояние охраны труда на производственном объекте;
- пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
-применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
- действие токсичных веществ на организм человека;
- законодательство в области охраны труда;
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности;
- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
- основные источники воздействия на окружающую среду;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
- правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии;
- права и обязанности работников в области охраны труда;
- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
-правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и
противопожарной защиты;
-предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5 Использовать информационно коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.7 Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов
различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работ.у
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно- технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и
инструменты.
ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
ПК3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.
ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 час;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общепрофессиональной учебной дисциплины ОПД.05 «Охрана труда» и виды учебной работы 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | 20 |
лабораторные занятия | 4 |
практические занятия | 3 |
контрольные работы | 13 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| - |
Презентации Рефераты Доклады Работа с опорными конспектами | 3 8 5 9 |
Итоговая аттестация – в форме Экзамен |
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
2.2. Примерный тематический план и содержание общепрофессиональной учебной дисциплины Охрана трудаНаименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 |
| 3 | 4 | ||||||||
Тема 1. Общие требования охраны труда | Содержание | 12 | | ||||||||
1 | Введение | 1 | 2 | ||||||||
2 | Виды инструктажей | 1 | 2 | ||||||||
3 | Общие требования безопасности | 1 | 2 | ||||||||
4 | Обязанности электромонтера | 1 | 2 | ||||||||
5 | Электромонтер должен знать, уметь | 1 | 2 | ||||||||
6 | Допустимые расстояния до токоведущих частей электроустановок, находящихся под напряжением | 1 | 2 | ||||||||
7 | Средства СИЗ. Правила применения. | 1 | 2 | ||||||||
8 | ОПФ и ВПФ воздействующие на организм электромонтера | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы 1 | | ||||||||||
9 | Составить алгоритм (схему) ОПФ ВПФ в профессии | 1 | |||||||||
Практические занятия 1 | |||||||||||
10 | Составление таблицы знаков безопасности. 1 | ||||||||||
Контрольные работы 2 | |||||||||||
11 | Зачёт по теме: «Обязанности электромонтёра» | 1 | |||||||||
12 | Зачёт по теме: «ОПФ и ВПФ» | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 5 | |||||||||||
1 | Презентация на тему: «Служба охраны труда, ее задачи, функции и права» | 1 | |||||||||
2 | Презентация на тему: «Охрана труда несовершеннолетних рабочих и служащих» | 1 | |||||||||
3 | Презентация на тему: «Ответственность нанимателя, должностных лиц и работников за несоблюдение законодательства о труде (дисциплинарная, административная, уголовная)» | 1 | |||||||||
4 | Доклад на тему: «Виды инструктажей, их характеристика, методика проведения» | 1 | |||||||||
5 | Доклад на тему: «Виды несчастных случаев и профессиональных заболеваний» | 1 | |||||||||
Тема 2. Требования охраны труда перед началом работы | Содержание | 6 | |||||||||
13 | Обязанности электромонтера перед началом работы | 1 | 2 | ||||||||
14 | Основные изолирующие электрозащитные средства электроустановок напряжением выше 1000 V | 1 | 2 | ||||||||
15 | Дополнительные изолирующие электрозащитные средства электроустановок напряжением 1000 V | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | 1 | | |||||||||
16 | Алгоритм, составить схему использования электроустановок выше 1000 V дополнительные и основные. | 1 | | ||||||||
Практические занятия - | | ||||||||||
Контрольные работы 2 | |||||||||||
17 | Зачёт по теме «Обязанности электромонтера перед началом работы» 1 | ||||||||||
18 | Зачет по теме «Средства СИЗ» 1 | ||||||||||
Самостоятельная работа 5 | |||||||||||
6 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Действие электрического тока на организм человека» | 1 | |||||||||
7 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Обязанности слесаря П/С перед началом работы» | 1 | |||||||||
8 | Реферат на тему: «Опасные и вредные виды работы» | 1 | |||||||||
9 | Реферат на тему: «Защита от вибрации, шума, инфра-и ультразвука» | 1 | |||||||||
10 | Реферат на тему: «Современные измерительные приборы, их применение» | 1 | |||||||||
Тема 3. Требования охраны труда во время работы | Содержание | 8 | |||||||||
19 | Обходы и осмотры оборудования электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 1 | 2 | ||||||||
20 | Т/Б при работе с инструментом | 1 | 2 | ||||||||
21 | При обслуживании электрооборудования запрещается | 1 | 2 | ||||||||
22 | Организация работ по наряду-допуску | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | 1 | | |||||||||
23 | Составить алгоритм ТБ при работе с рабочим инструментом | 1 | | ||||||||
Практические занятия | 1 | | |||||||||
24 | Порядок заполнения актов формы Н-1 и НП | 1 | | ||||||||
Контрольные работы | 2 | | |||||||||
25 | Выполнение письменной контрольной работы по вопросам раздела «Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды» | 1 | | ||||||||
26 | Выучить основные термины по конспекту | 1 | | ||||||||
Содержание | 8 | | |||||||||
27 | Организация работ по распоряжению | 1 | 2 | ||||||||
28 | Организация работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации согласно перечню | 1 | 2 | ||||||||
29 | При выполнении работ во взрывоопасных помещениях электромонтеру запрещается | 1 | 2 | ||||||||
30 | Работы в условиях повышенной опасности | 1 | 2 | ||||||||
31 | При обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования: | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы 1 |
| ||||||||||
32 | Составить алгоритм работы при обслуживании осветительных сетей электромонтеры обязаны выполнять следующие требования: | 1 | |||||||||
Практические занятия 1 | |||||||||||
33 | Правила охраны труда при работе в условиях повышенной опасности 1 | ||||||||||
Контрольные работы 2 | |||||||||||
34 | Зачёт по теме: «Классификация зданий по степени огнестойкости» | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 5 | |||||||||||
11 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме «Правила охраны труда при работе электроинструментом» | 1 | |||||||||
12 | Реферат на тему: «Виды освещения и его нормирование» | 1 | |||||||||
13 | Реферат на тему: «Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний» | 1 | |||||||||
14 | Реферат на тему: «Должностные и производственные инструкции на производстве. » | 1 | |||||||||
15 | Доклад на тему: «Требования безопасности при ремонте электрического оборудования» | 1 | |||||||||
Тема 4. Оказание первой доврачебной помощи | Содержание 8 | ||||||||||
35 | Оказание первой доврачебной помощи при ударе электрическим током | 1 | 2 | ||||||||
36 | Понятие шаговое напряжение и выход из опасной зоны | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | | | |||||||||
Практические занятия | | | |||||||||
| Контрольные работы 1 | | |||||||||
37 | Шаговое напряжение и выход из опасной зоны. | 1 | | ||||||||
Содержание | | | |||||||||
38 | Оказание первой доврачебной помощи при обморожении, переохлаждении | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | | ||||||||||
Практические занятия | | ||||||||||
Контрольные работы 1 | | ||||||||||
39 | Зачет по теме: «Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, переломах, механических повреждениях». | 1 | | ||||||||
Содержание | 3 | | |||||||||
40 | Оказание первой доврачебной помощи при тепловом ударе, ожоге | 1 | 2 | ||||||||
41 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, переломах, механических повреждениях. | 1 | 2 | ||||||||
42 | Оказание первой доврачебной помощи при отравлении | 1 | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа 5 | | ||||||||||
16 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Приёмы проведения искусственного дыхания» | 1 | |||||||||
17 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Оказание первой доврачебной помощи при обморожении, переохлаждении» | 1 | |||||||||
18 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Оказание первой доврачебной помощи при ударе электрическим током» | 1 | |||||||||
19 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Оказание первой доврачебной помощи при тепловом ударе, ожоге» | 1 | |||||||||
20 | Доклад на тему: «Оказание первой доврачебной помощи при отравлении» | 1 | |||||||||
Тема 5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
| Содержание 6 | ||||||||||
43 | Виды аварийных ситуаций | 1 | 2 | ||||||||
44 | Действия электромонтера при различных аварийных ситуациях | 1 | 2 | ||||||||
45 | Действия при несчастных случаях | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы - | | ||||||||||
Практические занятия - | |||||||||||
Контрольные работы 3 | |||||||||||
46 | Зачет по теме: «Виды аварийных ситуаций» 1 | ||||||||||
47 | Зачет по теме: «Действия электромонтера при различных аварийных ситуациях» 1 | ||||||||||
48 | Зачет по теме: «Действия при несчастных случаях» 1 | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 5 | |||||||||||
21 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Виды аварийных ситуаций» | 1 | |||||||||
22 | Работа с опорными конспектами, подготовка к зачёту по теме: «Действия электромонтера при различных аварийных ситуациях» | 1 | |||||||||
23 | Реферат на тему: «Несчастные случаи на производстве» | 1 | |||||||||
24 | Реферат на тему: «Действия электромонтера при несчастном случае на производстве» | 1 | |||||||||
25 | Доклад на тему: «Расследование несчастных случаев на производстве» | 1 | |||||||||
Тема 6. Требования охраны труда по окончании работы | Содержание | 2 | |||||||||
49 | Т/Б при окончании работы | 1 | 2 | ||||||||
Лабораторные работы - | | ||||||||||
Практические занятия - | |||||||||||
Контрольные работы | 1 | ||||||||||
50 | Зачёт по теме: «Обязанности и техника безопасности электромонтера по окончании работы | 1 | | ||||||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | | - | | | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | | |||||||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
| ||||||||||
| 75 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы общепрофессиональной учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя,
-посадочные места по количеству обучающихся,
-комплект учебно – методической документации,
-комплект плакатов и учебные стенды,
-огнетушитель,
Технические средства обучения:
- персональный компьютер – рабочее место преподавателя,
- экран настенный,
- мультимедиа проектор
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-макет противопожарного оборудования
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Девисилов В.А. Охрана труда: учебник/ В.А. Девисилов. - 5-е изд., перераб. И доп. - М :
ФОРУМ, 2012. - 512 с. : ил. - (Профессиональное образование)
Дополнительные источники:
1. Электронный учебник. Охрана труда в строительстве. Академия, 2009.
2.Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте : учеб. пособие для СПО /
И.С. Туревский. - М : ИНФРА-М, 2010. - 240 с. : ил. - (Профессиональное образование)
2. Графкина М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: учеб. пособие. Академия, 2010.
3. Синилов В.Г. системы охранной, пожарной и охранно- пожарной сигнализации: учеб. пособие. Академия, 2010.
4. Г.Е.Панов. Охрана труда при разработке нефтяных и газовых месторождений.
5. Справочник по охране труда, 2021.
6. Электронный ресурс http://znaniu
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: - оценивать состояние охраны труда на производственном объекте; - пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; - применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; - использовать экобиозащитную и противопожарную технику; - определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; | ПК 1.1 -1.4 ПК2.1-2.3 ПК 3.1-3.3 ОК 1 – ОК 7 | Устный опрос; -Проверка домашнего задания. -Выполнение практических работ по темам; -Выполнение презентаций, подготовка сообщений и презентаций по темам; -Выполнение контрольных работ; -Выполнение тестового задания |
Знание: - виды и правила проведения инструктажей по охране труда; - возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; - действие токсичных веществ на организм человека; - законодательство в области охраны труда; - меры предупреждения пожаров и взрывов; - нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; - общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещений; - основные источники воздействия на окружающую среду; - основные причины возникновения пожаров и взрывов; - особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; - правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; - права и обязанности работников в области охраны труда; - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; - правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты; -принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. | ПК 1.1 -1.4 ПК2.1-2.3 ПК 3.1-3.3 ОК 1 – ОК 7 | - Устный опрос; -Проверка домашнего задания. -Выполнение практических работ по темам; -Выполнение презентаций, подготовка сообщений и презентаций по темам; -Выполнение контрольных работ; -Выполнение тестового задания Экзамен |
7