Программа «Одаренные дети» для обучающихся 1 – 4 класса
Программа «Одаренные дети»
для обучающихся 1 – 4 класса
2019 – 2023 год
1. Пояснительная записка
Программа сопровождения одарённых детей составлена в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, распоряжением Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы».
Работа с одаренными детьми – это одно из важных направлений работы школы: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является условием повышения качества жизни страны.
Цель программы: создание условий для самореализации одарённых и способных детей в соответствии с их способностями.
Задачи:
Адаптировать методики по выявлению и изучению способностей одарённых детей.
Способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через участие в предметных, интеллектуальных, и творческих конкурсах и олимпиадах.
Формировать и поддерживать творческую инициативу, активизировать их деятельность по расширению и углублению знаний.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
урок;
групповые и индивидуальные занятия;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
сопровождение работы на образовательных платформах;
олимпиады;
конкурсы;
предметная неделя;
внеурочная деятельность;
спонсорская помощь.
Используемые технологии работы с одарёнными и талантливыми детьми:
системно-деятельностного подхода,
уровневой дифференциации обучения,
реализации проектной деятельности,
проблемного обучения,
активного обучения,
ИКТ,
РКМЧП,
«Портфолио»,
технология коллективно-творческих дел.
2. Планируемые результаты
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
повышение уверенности детей в себе и в своих способностях;
формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;
формирование умений самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеть средствами и способами проектно-исследовательской деятельности;
формирование умений работы с информацией;
формирование умений создавать оригинальное и новое, мыслить, выходя за рамки привычного.
3. Содержание
Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка.
Этап | Источник информации | Вид информации |
Диагностика способностей | Опросник «Нравится ли тебе..». Карты наблюдения за деятельностью обучающихся | Результат опроса обучающихся. Данные наблюдений, занесенные в индивидуальные карты обучающихся. |
Развитие способностей | Диагностические карты учителя | Отчёт учителя об участии обучающихся в мероприятиях. |
Мониторинг способностей | Диагностические карты учителя | Карты мониторинга участия в мероприятиях |
Мероприятия по выполнению работы с одаренными детьми
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения |
Наблюдение за деятельностью обучающихся | Первый класс, в течение года | |
Заполнение карт наблюдения, анализ | Первый класс | |
Проведение опроса обучающихся | Второй класс, начало года | |
Анализ опроса | Второй класс, начало года | |
Мониторинг участия в мероприятиях | В конце каждого учебного года | |
Организация индивидуальной, групповой работы на уроках | В течение года | |
Организация индивидуальной внеурочной работы по необходимости, ведение курса «Работа с информацией» | В течение года | |
Проведение предметной недели | Апрель каждого года | |
Сопровождение проектной деятельности, согласно календарно-тематическому плану | В течение года | |
Организация классных конференций | В течение года | |
Организация классных предметных конкурсов: «Кто больше!», «Конкурс чтецов» и т.п. | В течение года | |
Организация работы с Портфолио | В течение года | |
Информирование о мероприятиях школьного, районного, областного и всероссийского уровней | В течение года | |
Оказание консультативной помощи при участии в конкурсах | В течение года | |
Подготовка обучающихся к участию в очных конкурсах и олимпиадах | В течение года | |
Подбор материалов для самостоятельной подготовки обучающихся к конкурсам и олимпиадам | В течение года | |
Оказание спонсорской помощи при участии в конкурсах | В течение года | |
Оказание консультативной помощи родителям обучающихся | В течение года |
4. Литература
Инновационные образовательные технологии: теория и практика/под редакцией Сухановой Е.А. – Томск: UFO-Plus, 2008г.
Интеллектуально-творческие способности одарённых детей младшего школьного возраста. Атласова О.О. – Томск: ТОИПКРО, 2008г.
Методика исследовательского обучения школьников/Савенков А.И. – Самара: Учебная литература, 2010г.
5. Приложения
Изучение интересов, потребностей и развитие способностей
младших школьников
Анкета составлена на основе анкеты для родителей первоклассников профессора Е.Н. Степанова.
Цель: получить информацию об интересах, увлечениях и способностях учащихся начальных классов.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
« Нравится ли тебе…?»
№ | Да или нет | Вопросы |
1 | | Петь. |
2 | | Играть в подвижные игры. |
3 | | Читать книги. |
4 | | Мастерить. |
5 | | Кормить и ухаживать за домашними животными |
6 | | Ходить в походы. |
7 | | Танцевать. |
8 | | Заниматься спортом. |
9 | | Рассматривать художественные альбомы и открытки. |
10 | | Шить или вязать. |
11 | | Ухаживать за комнатными и цветочными растениями |
12 | | Собирать грибы и ягоды в лесу. |
13 | | Рисовать. |
14 | | Играть в шахматы и шашки. |
15 | | Помогать младшим и сверстникам в учебе. |
16 | | Изготавливать игрушки |
17 | | Проводить опыты и наблюдения. |
18 | | Ходить на экскурсию. |
19 | | Играть на музыкальном инструменте. |
20 | | Участвовать в соревнованиях |
21 | | Рассказывать о прочитанном и увиденном |
22 | | Собирать конструктор. |
23 | | Изучать жизнь животных в природе и дома. |
24 | | Фотографировать красивые места и строения. |
25 | | Слушать музыку. |
26 | | Смотреть игры и состязания. |
27 | | Искать ответы на интересующие вопросы |
28 | | Делать подарки своими руками. |
29 | | Сажать деревья и кустарники. |
30 | | Изучать старинные предметы и украшения. |
31 | | Украшать свою комнату к празднику |
32 | | Трудиться на свежем воздухе. |
33 | | Участвовать в олимпиадах и конкурсах. |
34 | | Делать поделки из природного материала. |
35 | | Фотографировать растения и животных. |
36 | | Рассматривать старые семейные фотографии. |
Необходимо подсчитать утвердительные ответы в указанных группах. Наибольшее количество выбранных ответов указывает на интерес или наличие способностей ребёнка в той или иной деятельности.
Утвердительные ответы | Виды одарённости |
1,7,13,19, 24,25,31 | Творческая |
2,6, 8,14,20,26,32 | Спортивная |
3,9,15,21,27,33,36 | Интеллектуальная |
4,10,16,22,28,34 | Техническая |
5,11, 12,17, 18, 23,29, 30,35 | Академическая |
Анализ проведённого опроса
№ п/п | ФИ | Виды одаренности | ||||
академическая (научная) | интеллектуальная | творческая | техническая | спортивная | ||
| х | | | | | |
| | | х | | | |
| х | | х | | х | |
| х | | х | х | | |
| | | х | | | |
| х | | | | х | |
| | х | х | | | |
| Итого | 7 | 6 | 9 | 4 | 8 |
| | 37% | 32% | 47% | 21% | 42% |
По результатам проведённого опроса в классе около половины детей предпочитают заниматься творчеством и спортом. Спортом увлекается семь мальчиков из десяти и одна девочка. Творчеством любят заниматься только девочки. Очень небольшой выбор технической направленности. Шестеро ребят (32%) предпочитают только один вид.
Карты наблюдений за детьми
для выявления способных детей в различных сферах деятельности.
Цель: выявление способных детей (одаренных) в различных видах деятельности.
ФИ | |
ФИ |
Сфера, в которой проявляется одаренность | Показатели одаренности | ФИО или списочный номер ребенка | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | | | | | | | | | | ||
Интеллектуальная сфера | наблюдательность | + | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + |
хорошая память | | | | | | + | | | + | | + | | + | | | | + | | | |
умение излагать мысли | | | + | | | | | + | | | + | | | | | | | + | + | |
хорошая осведомленность | | | | | | | | | + | | + | | | | | | | | | |
зачатки мыслительных операций | + | | + | | | + | | + | + | | + | + | + | | + | | + | + | + |
Сфера, в которой проявляется одаренность | Показатели одаренности | ФИО или списочный номер ребенка | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | | | | | | | | | | ||
Академическая сфера | успешность в освоении программного материала | | | + | | | + | | | | | + | | + | | | | + | | |
широкий кругозор | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | |
высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | |
| | |||||||||||||||||||
| |
Сфера, в которой проявляется одаренность | Показатели одаренности | ФИО или списочный номер ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
Творчество | проявление фантазии в творческих работах | | + | | + | + | | + | | + | | + | + | | + | | | + | | + | ||||||||||||||||||||
высокое качество творческих работ в соответствии с возрастом | | + | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом | | | | + | + | | + | | | | + | + | | + | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сфера, в которой проявляется одаренность | Показатели одаренности | ФИО или списочный номер ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
Техническая | развитое пространственное мышление | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
любовь к конструированию | | | | + | | | | | | + | | + | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
генерирование оригинальных идей для различных конструкций | | | | + | | | | | | | + | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
способность к изобретательству, рационализации | | | | + | | | | | + | | + | + | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| |
По результатам наблюдения можно сделать следующие выводы:
| ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ | ФИ |
Интеллектуальная сфера | | | | | С | С | В | | | С |
Академическая сфера | | | | | | | В | | | |
Творчество | С | С | С | С | | С | С | В | С | |
Техническая | | В | | | | | С | С | | |
Карта мониторинга участия в мероприятиях
ФИ
1 класс
№ | Показатели | Участие | Победитель, призер |
1 | Интеллектуальные конкурсы, олимпиады | | 3 |
2 | Конкурсы проектных и исследовательских работ | | 2 |
3 | Выставки художественного творчества | 5 | |
4 | Выступает с чтением литературных произведений | 1 | 1 |
5 | Участвует в спектаклях, выступлениях | 2 | |
6 | Творческие конкурсы | | 1 |
Итого | 8 | 7 |
2 класс (часто болела)
№ | Показатели | Участие | Победитель, призер |
1 | Интеллектуальные конкурсы, олимпиады | | 1 |
2 | Конкурсы проектных и исследовательских работ | 3 | 1 |
3 | Выставки художественного творчества | 2 | 1 |
4 | Выступает с чтением литературных произведений | | |
5 | Участвует в спектаклях, выступлениях | 2 | |
6 | Творческие конкурсы | 2 | |
Итого | 9 | 3 |
3 класс
№ | Показатели | Участие | Победитель, призер |
1 | Интеллектуальные конкурсы, олимпиады | 1 | 1 |
2 | Конкурсы проектных и исследовательских работ | | |
3 | Выставки художественного творчества | 3 | |
4 | Выступает с чтением литературных произведений | | 1 |
5 | Участвует в спектаклях, выступлениях | 2 | |
6 | Творческие конкурсы | | 1 |
Итого | 6 | 3 |
4 класс
№ | Показатели | Участие | Победитель, призер |
1 | Интеллектуальные конкурсы, олимпиады | | |
2 | Конкурсы проектных и исследовательских работ | | |
3 | Выставки художественного творчества | | |
4 | Выступает с чтением литературных произведений | | |
5 | Участвует в спектаклях, выступлениях | | |
6 | Творческие конкурсы | | |
Итого | | |