12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Наталья Куприяновна81
Россия, Томская обл., село Парбиг Бакчарского района













Программа «Одаренные дети»

для обучающихся 1 – 4 класса



































2019 – 2023 год


1. Пояснительная записка


Программа сопровождения одарённых детей составлена в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, распоряжением Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы».

Работа с одаренными детьми – это одно из важных направлений работы школы: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является условием повышения качества жизни страны.

Цель программы: создание условий для самореализации одарённых и способных детей в соответствии с их способностями.

Задачи:

Адаптировать методики по выявлению и изучению способностей одарённых детей.

Способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через участие в предметных, интеллектуальных, и творческих конкурсах и олимпиадах.

Формировать и поддерживать творческую инициативу, активизировать их деятельность по расширению и углублению знаний.

Основные формы работы с одаренными учащимися:

урок;

групповые и индивидуальные занятия;

занятия исследовательской и проектной деятельностью;

сопровождение работы на образовательных платформах;

олимпиады;

конкурсы;

предметная неделя;

внеурочная деятельность;

спонсорская помощь.


Используемые технологии работы с одарёнными и талантливыми детьми:

системно-деятельностного подхода,

уровневой дифференциации обучения,

реализации проектной деятельности,

проблемного обучения,

активного обучения,

ИКТ,

РКМЧП,

«Портфолио»,

технология коллективно-творческих дел.


2. Планируемые результаты

развитие творческих и интеллектуальных способностей;

повышение уверенности детей в себе и в своих способностях;

формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

формирование умений самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеть средствами и способами проектно-исследовательской деятельности;

формирование умений работы с информацией;

формирование умений создавать оригинальное и новое, мыслить, выходя за рамки привычного.


3. Содержание

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка.

Этап

Источник информации

Вид информации


Диагностика способностей


Опросник «Нравится ли тебе..».


Карты наблюдения за деятельностью обучающихся

Результат опроса обучающихся.


Данные наблюдений, занесенные в индивидуальные карты обучающихся.

Развитие способностей

Диагностические карты учителя

Отчёт учителя об участии обучающихся в мероприятиях.

Мониторинг способностей

Диагностические карты учителя

Карты мониторинга участия в мероприятиях






Мероприятия по выполнению работы с одаренными детьми


п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Наблюдение за деятельностью обучающихся

Первый класс, в течение года

Заполнение карт наблюдения, анализ

Первый класс

Проведение опроса обучающихся

Второй класс, начало года

Анализ опроса

Второй класс, начало года

Мониторинг участия в мероприятиях

В конце каждого учебного года

Организация индивидуальной, групповой работы на уроках

В течение года

Организация индивидуальной внеурочной работы по необходимости, ведение курса «Работа с информацией»

В течение года

Проведение предметной недели

Апрель каждого года

Сопровождение проектной деятельности, согласно календарно-тематическому плану

В течение года

Организация классных конференций

В течение года

Организация классных предметных конкурсов: «Кто больше!», «Конкурс чтецов» и т.п.

В течение года

Организация работы с Портфолио

В течение года

Информирование о мероприятиях школьного, районного, областного и всероссийского уровней

В течение года

Оказание консультативной помощи при участии в конкурсах

В течение года

Подготовка обучающихся к участию в очных конкурсах и олимпиадах

В течение года

Подбор материалов для самостоятельной подготовки обучающихся к конкурсам и олимпиадам

В течение года

Оказание спонсорской помощи при участии в конкурсах

В течение года

Оказание консультативной помощи родителям обучающихся

В течение года



4. Литература

Инновационные образовательные технологии: теория и практика/под редакцией Сухановой Е.А. – Томск: UFO-Plus, 2008г.

Интеллектуально-творческие способности одарённых детей младшего школьного возраста. Атласова О.О. – Томск: ТОИПКРО, 2008г.

Методика исследовательского обучения школьников/Савенков А.И. – Самара: Учебная литература, 2010г.



5. Приложения

Изучение интересов, потребностей и развитие способностей

младших школьников

Анкета составлена на основе анкеты для родителей первоклассников профессора Е.Н. Степанова.

Цель: получить информацию об интересах, увлечениях и способностях учащихся начальных классов.


Необходимо ответить на следующие вопросы:

« Нравится ли тебе…?»

Да или нет

Вопросы

1


Петь.

2


Играть в подвижные игры.

3


 Читать книги.

4


Мастерить.

5


Кормить и ухаживать за домашними животными

6


Ходить в походы.

7


Танцевать.

8


Заниматься спортом.

9


Рассматривать художественные альбомы и открытки.

10


Шить или вязать.

11


Ухаживать за комнатными и цветочными растениями

12


Собирать грибы и ягоды в лесу.

13


Рисовать.

14


Играть в шахматы и шашки.

15


Помогать младшим и сверстникам в учебе.

16


Изготавливать игрушки

17


Проводить опыты и наблюдения.

18


Ходить на экскурсию.

19


Играть на музыкальном инструменте.

20


Участвовать в соревнованиях

21


Рассказывать о прочитанном и увиденном

22


Собирать конструктор.

23


Изучать жизнь животных в природе и дома.

24


Фотографировать красивые места и строения.

25


Слушать музыку.

26


Смотреть игры и состязания.

27


Искать ответы на интересующие вопросы

28


Делать подарки своими руками.

29


Сажать деревья и кустарники.

30


Изучать старинные предметы и украшения.

31


Украшать свою комнату к празднику

32


Трудиться на свежем воздухе.

33


Участвовать в олимпиадах и конкурсах.

34


Делать поделки из природного материала.

35


Фотографировать растения и животных.

36


Рассматривать старые семейные фотографии.

Необходимо подсчитать утвердительные ответы в указанных группах. Наибольшее количество выбранных ответов указывает на интерес или наличие способностей ребёнка в той или иной деятельности.

Утвердительные ответы

Виды одарённости


1,7,13,19, 24,25,31

Творческая

2,6, 8,14,20,26,32

Спортивная

3,9,15,21,27,33,36

Интеллектуальная

4,10,16,22,28,34

Техническая

5,11, 12,17, 18, 23,29, 30,35

Академическая



Анализ проведённого опроса

п/п

ФИ

Виды одаренности

академическая (научная)

интеллектуальная

творческая

техническая

спортивная


х








х




х


х


х


х


х

х





х




х




х



х

х





Итого


7


6


9


4


8



37%

32%

47%

21%

42%

По результатам проведённого опроса в классе около половины детей предпочитают заниматься творчеством и спортом. Спортом увлекается семь мальчиков из десяти и одна девочка. Творчеством любят заниматься только девочки. Очень небольшой выбор технической направленности. Шестеро ребят (32%) предпочитают только один вид.



t1690541579aa.gif



Карты наблюдений за детьми

для выявления способных детей в различных сферах деятельности.

Цель: выявление способных детей (одаренных) в различных видах деятельности.



ФИ

ФИ


Сфера, в которой проявляется одаренность

Показатели одаренности

ФИО или списочный номер ребенка

1

2

3

4

5

6

7













Интеллектуальная сфера

наблюдательность

+







+



+








+

хорошая память






+



+


+


+




+



умение излагать мысли



+





+



+







+

+

хорошая осведомленность









+


+









зачатки мыслительных операций

+


+



+


+

+


+

+

+


+


+

+

+



Сфера, в которой проявляется одаренность

Показатели одаренности

ФИО или списочный номер ребенка

1

2

3

4

5

6

7













Академическая сфера

успешность в освоении программного материала



+



+





+


+




+



широкий кругозор











+









высокие показатели по развитию психических познавательных процессов











+














Сфера, в которой проявляется одаренность

Показатели одаренности

ФИО или списочный номер ребенка

1

2

3

4

5

6

7













Творчество


проявление фантазии в творческих работах


+


+

+


+


+


+

+


+



+


+

высокое качество творческих работ в соответствии с возрастом


+







+



+








разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом




+

+


+




+

+


+








Сфера, в которой проявляется одаренность

Показатели одаренности

ФИО или списочный номер ребенка

1

2

3

4

5















Техническая


развитое пространственное мышление



+

















любовь к конструированию




+






+


+








генерирование оригинальных идей для различных конструкций




+







+









способность к изобретательству, рационализации




+





+


+

+












По результатам наблюдения можно сделать следующие выводы:


ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

Интеллектуальная сфера





С

С

В



С

Академическая сфера







В




Творчество


С

С

С

С


С

С

В

С


Техническая


В





С

С




Карта мониторинга участия в мероприятиях

ФИ

1 класс

Показатели

Участие


Победитель, призер


1

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады


3

2

Конкурсы проектных и исследовательских работ


2

3

Выставки художественного творчества

5


4

Выступает с чтением литературных произведений

1

1

5

Участвует в спектаклях, выступлениях

2


6

Творческие конкурсы


1

Итого

8

7

2 класс (часто болела)

Показатели

Участие


Победитель, призер


1

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады


1

2

Конкурсы проектных и исследовательских работ

3

1

3

Выставки художественного творчества

2

1

4

Выступает с чтением литературных произведений



5

Участвует в спектаклях, выступлениях

2


6

Творческие конкурсы

2


Итого

9

3

3 класс

Показатели

Участие


Победитель, призер


1

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады

1

1

2

Конкурсы проектных и исследовательских работ



3

Выставки художественного творчества

3


4

Выступает с чтением литературных произведений


1

5

Участвует в спектаклях, выступлениях

2


6

Творческие конкурсы


1

Итого

6

3

4 класс

Показатели

Участие


Победитель, призер


1

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады



2

Конкурсы проектных и исследовательских работ



3

Выставки художественного творчества



4

Выступает с чтением литературных произведений



5

Участвует в спектаклях, выступлениях



6

Творческие конкурсы



Итого





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.