Материал на проверке

Конспект урока информатики «Программирование линейных алгоритмов»

4
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-соревнование по информатике и ИКТ
Материал опубликован 30 September 2015

Цели:

  1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.                      
  2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.                           
  3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащих-ся, интерес к программированию.
     

Тип урока: комбинированный                           

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод,  практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов»,  карточки с индивидуальными заданиями.                          

План урока:                                                                                                                     

I. Организация начала урока.  

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала. 

V. Закрепление изученного на уроке.     

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:  Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

Семагина Е. Н.  Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию  - Казань, 2003.

<hr>

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

Словесная форма:

         1. Задать два числа А и В

         2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Графическая форма:

     

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,

  • ввода,

  • вывода.

  1. Оператор присваивания

  • А:=В;     где А – переменная,  В – выражение;

    Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer;  y:=2x+4;

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

    А) X:=Y;

    Б) MIN=K+1;

    В) Rrr=125+1*A;

    Г) Str:=‘120*Y’;                     (а, г)

  2. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2;   (X=7, Y=1)

Б) X:=1; X:=X+Y;           (X=3, Y=2)

В) X:=Y; Y:=X;              (X=2, Y=2)

  1. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An);  - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn);  где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример 1. WRITE(123.456);   на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123);  на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

123.4560

Пример 2.

123.46

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);   

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу.  (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

Пример 3.

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

Program primer3;     

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся  со служебного слова Begin)

         Begin

                   writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

                   readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

         end.       (конец программы)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4;              { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer;         {Раздел описания переменных }

Begin                                      { Раздел операторов}

                   Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);    {оператор вывода}

                   Read(A,B);  {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

                  S:=A+B;                   {оператор присваивания}

                   Writeln(‘S=‘, S);            {оператор вывода значения}

                   Readln;                     {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

Еnd.                       {конец программы}

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны  вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.

- Какие операторы включают линейные программы?  (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода?  (readln)

- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса  и отдельных учащихся на уроке.

 

Карточка №1

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

 

Карточка №2

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

 

Карточка №3

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

 

Карточка №4

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

 

Карточка №5

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.

Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Володченкова Ольга Алексеевна – Развивающий лэпбук по ПДД «Детям знать положено!» В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация

28 August 2019