"Прощай, Азбука"
11
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« До свидания, Азбука»
Звучит песня «Дружба с букварём». Дети под музыку бегут на сцену, танцуют, затем садятся на свои места, надевают «шапочки» с буквами.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас торжественный день. Наши первоклассники повзрослели, многое узнали, многому научились. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного, но интересного труда. Первая ступенька по лесенке знаний пройдена. А ведь кажется, что совсем недавно ребята переступили порог школы!
Читают стихи ученики 5 класса.
Ученик 1
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко … В чем секрет?
Ученик 2
Дочитали эту книгу школьники вчера.
И сегодня им прощаться с Азбукой пора.
Ученик 1
Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много вы узнали!
Ах, как много вы прочли!
Ученик 2
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Учитель
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все –
Дети (хором): Алфавит!
Дети выстраиваются вдоль сцены, читают стихи про буквы.
Группа первоклассников читает стихи.
А: Буква А, буква А – алфавиту голова.
Знает Рома, знает Света – А похожа на ракету.
Б: Буква Б проснётся рано. Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров, богатырь Борис Бобров!
В: Вот буква В видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.
Г: Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
Д: Этот домик – буква Д, в домике окошко.
Из трубы идёт дымок, а в окошке – кошка.
Е: Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.
Ж: Стала снежинка буквою Ж, солнце её не растопит уже!
---------------------------------------------------------------------------
З: На эту букву посмотри: она совсем как цифра три.
И: На калитку посмотри: чем она не буква И?
Между двух прямых досок одна легла наискосок.
К: Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун – буква К!
Л: Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.
М: Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я –
Это МЫ». А между тем получилась буква М.
Н: Н – натянутая сетка, сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор – поиграем в волейбол.
О: Посмотри на колесо – и увидишь букву О.
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
П: На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле.
Р: Буква Р – на мачте парус, вдаль плывёт, небес касаясь.
С: Что за буква светится старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.
Т: Т – антенна выше крыши – всё увидит, всё услышит,
Телевизоры включаем, у экранов не скучаем.
У: У – улитка на дорожке, смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути! Не мешайте дом везти.
Ф: Всем известно без подсказки: буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Х: Х на ножницы похожа, но в работе, а не лёжа.
Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь, хочешь – сам себя стрижёшь.
---------------------------------------------------------------------------------
Ц: Стул чинил сегодня мастер, клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул – стал на Ц похожим стул.
Ч: Буква Ч сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
Ш: На что похожа буква Ш? – на зубья этого ковша.
Щ: Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.
Э: Над лугами в синеве пролетает буква Э.
Это ласточка весной возвращается домой.
Ю: Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква Ю!
Я: Я сказала про себя: -Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит – гол! Закончен алфавит!
Сценка « Будем всегда вместе».
Учитель. На уроках мы учились читать, писать, считать.
А ещё мы учились дружить и осваивать науки весело. Сейчас мы покажем сценку, которая называется «Всегда вместе».
(Дети играют роли гласных и согласных)
Гласные и согласные расходятся в разные стороны. Ведущие стоят посередине.
- Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и никак...
- Кашлянули:
- Кх!
- Чихнули:
- Пчх!
- Хмыкнули:
- Хм...
- Зачем-то позвали кошку:
- Кс, кс, кс!
- И заскучали...
- Вдруг:
- Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
- Уа! Уа!
Аукали:
- Ау! Ау!
- И согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них
получилось лишь невнятное бормотание:
- БДМ ВСГД ВМСТ!
- И услышали радостное, но тоже невнятное:
- У-Е-Е-А-Е-Е!
- Заключили они мир.
/Гласные и согласные встают рядом./
Снова встали рядом, внятно сказали:
- БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Даже во время весёлой зарядки они были вместе!
Зарядка « Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»
/ По окончании зарядки дети садятся на свои места, чтецы остаются./
Учитель.
Дружба – великое дело. Гласным и согласным друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать?
Группа первоклассников читают стихи о дружбе гласных и согласных .
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, и учитель учит нас.
Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышишь звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША (запомни - МАША!)
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
За то, что все на свете книги
Теперь сумеем прочитать,
Мы Азбуке своей спасибо
От всей души хотим сказать!
Найдёммы храбрости пример
В хорошей, умной книжке,
Увидим всю страну свою,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу мы возьмём с собой
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёммы путь,
Войдём в любую сказку.
/Дети садятся на свои места. Остается солист./
Песня «Первый раз в первый класс» + клип.
Интерактивный урок «Азбука - к мудрости ступенька!»
Учитель.
Слайд 1
- Азбука – к мудрости ступенька!
Слайд 2
- Путешествие по страничкам Азбуки всегда было увлекательным.
Слайд 3
- На пути к знаниям мы встречались с разными литературными жанрами.
Слайд 4, 5, 6, 7, 8
Конечно, всемнравилось отгадывать загадки!
Умный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом ведет, там заметку кладет. (карандаш)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (буквы)
В черном небе заяц белый
прыгал, бегал,петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (мел)
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту всем я помогаю. (линейка)
Он быстрее человека перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про….. ( компьютер)
Слайды9, 10, 11
Ребусы иногда поддавались не сразу, но тем интереснее нам было!
Слайд 13, 14, 15
Расшифровывали анаграммы.Камыш, марка, собака.
Слайд 16
Учились мудрости у русского народа. Изучали пословицы.
Ученики 5 класса читают стихи.
Ученик 1
Пословица недаром молвится.
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Ученик 2
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Попробуйте собрать пословицы, ещё раз вспомнить народную мудрость!
КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ,
КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК,
И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ
А ПЛОД ЕГО СЛАДОК
КРЕПКУЮ ДРУЖБУ
А ЧЕЛОВЕК УМОМ
Слайд 17, 18, 19
И, конечно, мы читали сказки! Вместе с героями преодолевали трудности, радовались победам. Мы полюбили сказочных героев,
хорошо узнали их характеры.
Ученик 1
Рыжий хвостище,
Льстивый голосище,
Сама хитрища. (Лиса)
Ученик 2
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Зовут её как? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Ученик 1
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним… ( Гена)
Слайд 20
«Сперва аз да буки, а там и науки»
Учитель.
Ну что ж! Вы многому научились. И все это время рядом с вами были ваши папы и мамы, бабушки и дедушки.
Для них эта песня!
Песня Мамонтёнка./После песни девочки уходят готовиться к танцу, выходят чтецы-первоклассники./
Ученики читают стихи о первой школьной книге.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать .
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Без азбуки, без азбуки
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота:
Могу её прочесть!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель.
Твердят, в начале было слово…
А я провозглашаю снова
Всё начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви…
Презентация о жизни класса «До свидания, Азбука…»
Учитель.
Вот так, шаг за шагом мы постигали науки, учились дружить.
В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Вот и пройдена самая первая, самая трудная и самая важная ступенька!
Танец « Неразлучные друзья»
Танец «Аист на крыше» /
Учитель. Дети – наше счастье и наше будущее. Азбука открыла им дверь в мир науки, доброты, творчества. Мы желаем нашим детям успехов!
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свидания, до счастливых новых встреч!»
Список литературы.
Весёлый алфавит В. Степанов http://malishkina-shkola.narod.ru/veseliyalf.html
Грамматическая сказка « Всегда вместе» А.А. Шибаев http://www.pandia.ru/text/78/469/32191.php
Стихотворение «Гласные и согласные звуки» http://www.pandia.ru/text/77/493/41262.php
Загадки http://www.koshki-mishki.ru/view-134-2.html , http://zagadochki.ru/zagadka-bystree-cheloveka.html
Ребусы http://luntiki.ru/blog/umnica/1873.html, http://lad-lad.ru/rebusy/990-rebusy-dlja-detej-7-8-let.html
Пословицы http://tlt.poetree.ru/news/bez_poslovicy_ne_prozhivesh/2010-05-22-355
Загадка про лису http://gamevil.ru/index.php/zagadki-pro-zhivotnyx/zagadki-pro-lisu/649-zagadki-pro-lisu
Загадка про Мальвину http://zagadochki.ru/zagadka-ona-buratino-uchila-pisat.html
Загадка про крокодила Гену http://skazvikt.ucoz.ru/forum/2-8-1
Стихотворение « Как хорошо уметь читать» В. Берестов http://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=article&id=2653:2013-03-21-10-49-12&catid=209:2013-03-21-10-46-35&Itemid=646