12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аношенко Лариса Геннадьевна57
Россия, Нижегородская обл., Выкса

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося


М. Т. – ребенок с ДЦП, спастическим тетрапарезом тяжелой степени, симптоматической эпилепсией на фоне корково-подкорковой атрофии. Оперирован по поводу врожденной двусторонней сквозной расщелины верхней губы и неба. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Повышенная судорожная готовность. Постоянно нуждается в уходе и присмотре. Имеющие нарушения развития ребенка дают основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенок требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом, качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Именно поэтому специальная индивидуальная программа развития направлена на стимуляцию слухового и зрительного анализаторов, а также на эмоциональный отклик ребенка на ситуацию взаимодействия с педагогом. Ребенок самостоятельно не передвигается, ему необходима помощь взрослого, сидит самостоятельно непродолжительное время, нуждается в постоянном уходе и присмотре. Ребенок имеет тяжёлое опорно-двигательное нарушение неврологического генеза (сложная форма ДЦП, спастический тетрапарез), вследствие которых он полностью зависим от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и коммуникации. Не может самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей). Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата предмета.

Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность быстро истощается (10мин.). Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться. На части занятия сидит в специальном кресле, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам. Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях в большей части затруднены, требуются дополнительные упражнения.

Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, частично реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (капризничает). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, маму, бабушку. В ответ на обращенную речь знакомых людей улыбается.

Наиболее привлекательны для Т. занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с яркими погремушками, лентами. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если и возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения трудных заданий. Т. проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства в системе «глаз-рука». Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию. Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, игры с материалом вызывают эмоциональную активность. Процесс общения затруднен в связи с наличием зубо-челюстной патологии, парезами периферического отдела органов артикуляционного аппарата, несформированностью языковых средств. У ребенка имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, смене поз и действий, наблюдается нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений, поэтому для него запланирована работа по развитию предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательному развитию, альтернативной коммуникации.

Особенности психофизического развития определяют специфику воспитательной работы: для ребенка внеурочная деятельность организуется только по направлению «Уход, присмотр и сопровождение».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.