Урок «Птицы – лесные жители» (Окружающий мир, 2 класс)
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 «А» Учитель Иванова Л.Н.
Тема урока: «Птицы – лесные жители» из раздела «Лес и его обитатели»
Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: система учебников «Начальная школа XXI века». Ч. 2. – М.: ИЦ «Вентана-Граф»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о жизни птиц и о месте их обитания
Задачи:
Образовательные:
формирование умения различать птиц леса по внешнему виду, по голосам;
систематизация и обобщение знаний о птицах леса;
формирование исследовательских умений: проводить наблюдения и опыты, работать с дополнительной литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять результаты исследовательской работы.
Развивающие:
развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), мышления (умения устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умения работать с ЭОР;
развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения людей к птицам;
формирование умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах
Необходимое техническое оборудование:
для учителя: компьютер, проектор, презентации, плакаты «Солнышко», «Лес», картинки с изображением птиц;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, перья, лупа, ножницы, вода, пипетка, листы для записи наблюдений
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Вот и прозвенел звонок Начинается урок. Вы тихонечко садитесь И работать не ленитесь. Каким бы вы хотели видеть сегодня урок? Запишите свое мнение на лучиках солнышка (интересный, увлекательный, познавательный, смешной и т.д.) Хотите знать мое мнение? Вы узнаете в конце урока. Пусть это будет маленьким секретом |
Ученики пишут на лучах свое мнение. Да |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
Я предлагаю совершить прогулку по лесу. (Слайд 2 «Звуки леса») Чьи чудесные голоса услышали? Попробуем отгадать птиц по голосу. Каких птиц еще знаете, но не слышали их голосов? Как вы думаете, зачем поют птицы? Когда птицы возвращаются весной домой из теплых стран, пение для них – очень серьезное и важное дело. Маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться, растить птенцов и никто не смеет поблизости селиться!» Кстати, у птиц поют только самцы. Постановка проблемного вопроса: Ребята, а где лесные птицы устраивают домики? На одинаковой ли высоте они селятся? Чем отличаются птицы, живущие в лесу от других птиц? Зачем птице перья? Почему у птиц разные клювы? Почему возникло затруднение? |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятель-ности |
||
3 |
Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) |
У птиц есть свои секреты. Все ли секреты вы знаете? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! |
Формулируют тему и цель урока |
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Нацеливает на работу: Что нужно делать, если не знаешь, а хочешь узнать? Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя? Мы познакомимся с особенностями лесных птиц, будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются ученые. А вы хотите попробовать? |
Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах |
Коммуникативные: умение слушать и понимать других |
5 |
Реализация построенного проекта |
Сейчас узнаем один секрет птиц. Как вы думаете, где селятся птицы? (На доске плакат с изображением деревьев, кустарников, трав, картинки с изображением птиц) Учитель организует работу по систематизации знаний детей: Лесные птицы занимают квартиры на разных этажах леса: 1-й этаж – глухарь, тетерев. Попробуйте догадаться, почему эти птицы живут ниже всех? (Эти птицы тяжелы, неуклюжи, любят гулять по полянкам, где много сочной травы, ягод, почек, насекомых. Гнезда вьют под деревом, это приводит часто к гибели птенцов и самок от рук людей.) 2-й этаж – дятел. Как называют дятла в народе? Кто догадался, почему дятел выбрал второй этаж? 3-й этаж – сорока, ворона. Как вы думаете, кто живет выше всех? (Всех выше строят свои гнезда хищные птицы: ястреб, канюк. Также на верхних этажах обитает красивая певунья – иволга.) От зари до зари хлопочет пернатое население. И каждый живет на том этаже, на котором предназначено самой природой. Физминутка Птички в гнездышках сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. Ребята, в начале урока мы различали птиц по голосам. А как еще можно различить птиц? (По внешнему виду, по оперению.) Зачем птице перья? А по клюву можно узнать птицу? Почему у птиц разные клювы? Организует исследовательскую работу в группах: 1-я группа работает по теме: «Оперение птиц». 2-я группа – по теме: «Клювы птиц». Работу будем проводить в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе: Первое правило: умей слушать и понимать других. Второе правило: не перебивай. Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому. Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению. Для организации работы учитель назначает руководителей лабораторий |
Отвечают на вопросы. Дети «расселяют» (прикрепляют на плакат) одних птиц на деревьях, других – в кустарнике, высказывая свои предположения. Выдвижение гипотез. Вспоминают правила. Получают инструкцию к проведению опытов. Выполняют практическую работу |
Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы; контролировать действия партнера; уметь слушать собеседника Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака; структурирование знаний; построение речевого высказывания; доказательство Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Подводит итоги исследовательской работы: Какие секреты птиц вы раскрыли, выполнив практическую работу? Благодарю руководителей лабораторий за хорошую работу. Чем отличаются птицы, живущие в лесу, от других птиц? |
Выступления учащихся (результаты исследования). Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: умение слушать партнера Познавательные: анализ объекта Регулятивные: сравнение способа и результата |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует работу в парах по учебнику Сейчас поиграем в игру «Угадай птицу по описанию» |
Пары готовят описание птицы, затем по очереди описывают выбранную птицу, не называя ее. Учащиеся угадывают |
Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила |
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
-Вспомним еще раз лесных птиц. Узнаем, кто был самым внимательным. Какая птица строит гнездо под деревом? |
Читают стихотворение, отгадывают загадки |
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Наша прогулка подошла к концу. Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Кто или что вам помогало справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Говорят: «День без радости, что жизнь без солнышка». Посмотрите, наше солнышко улыбается. В начале урока вы написали, каким бы вы хотели видеть урок. Встаньте те, для кого урок был: радостным; интересным; удивительным и т. д. Хотите знать мое мнение? Прочитайте – СОЛНЕЧНЫМ. Солнечный – это какой? (ответы детей) Домашнее задание (на выбор): Подготовить сообщение о понравившейся птице. Найти в энциклопедии интересные факты из жизни птиц леса |
Заполняют «Лист са-мооценки» |
Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: умение слушать собеседника |