Урок «Берегись автомобиля» (Окружающий мир, 2 класс)
Введение.
Данная работа представлена по направлению Начальная школа.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: Урок открытия новых знаний, систематизации и обобщения знаний и умений.
Вид урока: Практическая работа, беседа.
Тема урока: «Берегись автомобиля».
Программа: «Школа России»
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Ресурсы урока:
компьютер
мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация по теме «Правописание мягкого знака в конце и середине слова»,
карточки для индивидуальной работы,
карточки для групповой работы,
наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке,
В.Плешаов «Окружающий мир» 2 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений,2012 Москва «Просвещение»
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся.
Уровневая дифференциация;
ИКТ:
Здоровье сберегающие технологии;
Проблемное обучение;
Игровые технологии.
Краткая характеристика класса: в классе 13 человек в возрасте 8-9 лет. Все дети проживают на территории с. Парабель.
Класс активный, дети принимают участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера
У учеников обнаружились такие типы мышления, как теоретический, наглядно-образный, интуитивный. По степени усвоения учебного материала класс разноуровневый. Это связано с тем, что дети имеют различные умственные способности, различную дошкольную подготовку, различный контроль со стороны родителей. Дети с низкой успеваемостью нуждаются в индивидуальной работе, как со стороны родителей, так и со стороны учителя. Во многих семьях родители уделяют должное внимание и помощь своим детям.
На уроках дети активны, работоспособны, проявляют интерес к знаниям, хорошо воспринимают материал. В основном дети находятся в дружеских отношениях друг с другом. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Актуальность темы.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к интерактивным методам и формам обучения с включением постановки проблемы, научного поиска, проведения экспериментов, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся через организацию индивидуальной и групповой работы. Реализация данных форм и методов возможна при внедрении в учебный процесс системно - деятельностного подхода.
Раскрываемая проблема.
На уроке планировалось закрепить понятиясигналы светофора, дать новые знания по правилам дорожного движения. В начале урока был проведен эмоциональный настрой, чтобы заинтересовать, организовать и настроить на позитивную волну, была введена проблемная ситуация, чтобы подвести детей к этапу целеполагания и формулировки темы урока. Актуализация знаний проводилась в работе в группе. Работа была дифференцированной. На каждом этапе урока учащиеся пошагово стремились к достижению цели. Деятельность учащихся была слаженной, дети активно работали на уроке, порой допускали ошибки, без которых трудно обойтись, но они видели все свои недочеты и уже намеренно нацеливали себя на отработку необходимых навыков и умений.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме:
«Берегись автомобиля!»
Программа «Школа России»
Матсакова Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Парабельская гимназия»
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать основные правила перехода улицы, которые должен соблюдать пешеход;
знать сигналы обычного и пешеходного светофоров;
знать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Дети», «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси».
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
формулировать правила перехода улицы;
моделировать сигналы светофора;
проводить самопроверку;
оценивать своё знание правил дорожного движения и поведение на дороге;
придумывать и выполнять различные упражнения, помогающие лучше усвоить ПДД;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге.
Оборудование. Мультимедийная презентация, набор дорожных знаков, учебники «Окружающий мир для 2 класса (2 часть), рабочая тетрадь (автор: Плешаков А.А.). Фигурки героев учебника: «Мудрая Черепаха», «Муравей Вопросик», плакат «Светофор», цветные фишки и стрелки у детей на партах, смайлики жёлтого, зелёного и красного цвета.
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Организация начала урока Цель этапа: организация класса на работу |
Тренинг-настрой Громко прозвенел звонок – |
Проверяют готовность к уроку. Читают самостоятельно. |
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
II. 1. Самоопределение к деятельности. |
Учитель показывает фигурки Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика с забинтованными лапками. - Ребята, Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик торопились к вам на урок. И Попали в такую «Скверную историю» -Прослушайте стихотворение и скажите, почему оно так называется? Движеньем полон город — Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день, и ночь горят. И там, где днем трамваи Звенят со всех сторон, Нельзя ходить зевая, Нельзя считать ворон. Но кто при красном свете Шагает напрямик? А это мальчик Петя — Хвастун и озорник. Волнуются шоферы, Во все гудки гудят, Колеса и моторы Остановить хотят. Свернул водитель круто, Вспотел, как никогда: Еще одна минута — Случилась бы беда. И взрослые и дети Едва сдержали крик: Чуть не убит был Петя — Хвастун и озорник. - Ребята, скажите, какую ошибку совершил Петя, когда перебегал через проезжую часть? - Ребята, что нужно знать, чтобы перейти дорогу и не попасть под машину? - Ребята, ПРЕДПОЛОЖИТЕ, какая сегодня у нас тема урока? - Правильно «Берегись автомобиля». - Сформулируйте учебные задачи, которые мы поставим перед собой, начиная со слов: Сегодня на уроке повторим.. Нам необходимо научиться… - А что нам об этом говрит Муравьишка? Прочитайте на с. 12 учебника. |
(Дети высказывают свое мнение, приводят различные примеры). Дети высказывают свое мнение по теме урока. С помощью вспомогательных слов формулируют цели урока. |
Коммуникативные: умение вступать и вести диалог. Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
2. Актуализация знаний и умений. Открытие новых знаний. |
- Вспомните, что означают сигналы светофора? Начинает разговор Наш трехглазый…светофор. - Скажите, почему Светофор так называется? Скажите, почему светофор называют светофором? Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну свет и есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А вместе – светофор – значит «носитель света», «несущий свет». Светофор и верно несёт свет, причём трёх разных цветов. - Почему для светофора были выбраны именно эти цвета? Сигналы светофора были выбраны не случайно. Красный цвет хорошо виден и днем, и ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам об опасности. Увидел красный сигнал – остановись, не переходи дорогу. Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Желтый – цвет предупреждения. Все дорожные работники носят одежду ярко желтого цвета. Водители видят из далека желтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины Желтый свет – предупрежденье: Жди сигнала для движенья! И наконец – зеленый. Теперь можно спокойно переходить дорогу. Зеленый цвет спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. Зеленый свет открыл дорогу: переходить ребята могут. - А сейчас ребята вам приготовили загадки. Бурлит в движеньи мостовая, Бегут авто, спешат трамваи, Скажите правильный ответ, Какой горит для пешеходов свет? (красный) Иди вперед! Порядок знаешь – На мостовой не пострадаешь. Скажите правильный ответ, Какой горит при этом свет? (зеленый) Встало с краю улицы в длинном сапоге Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, Помогает улицу людям перейти. (светофор) |
- Дети объясняют правила дорожного движения при переходе через дорогу. Предположения детей о сигналах светофора. Ответы детей. Подготовленные дома дети загадывают загадки о сигналах светофора, остальные отгадывают. |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.
|
Создание мини-проекта. |
Ребята, вы все знаете, как двигаются автомобили. Что нужно соблюдать правила дорожного движения. А вот в Томске создали такой робот-тренажер, с помощью которого дети могут потренироваться в вождении автомобиля. Многие российские школьники в новом учебном году смогут испытать в деле уникальный томский тренажер – робототехнический набор, созданный компанией "Элекард". По сути, это миниатюрный пластиковый джип на батарейках, который может передвигаться по специализированной трассе, соблюдая правила дорожного движения. Но есть в этой игрушке изюминка, которая выделяет ее из массы подобных тренажеров. Идеолог проекта по созданию робототехнического комплекса Анатолий Попков собирает пазлы – выкладывает на полу в офисе компании "Элекард" крупные детали белого цвета с черной бархатной полосой посредине. И вот перед нами дорога – мини-копия проезжей части с перекрестком. Набор дополняют четыре работающих светофора, фигурки пешеходов и два игрушечных джипа. "Вот эта маленькая платка управляет двигателем. Плата ниже – обработка видеоинформации. Камера – обычная широкоформатная веб-камера, ставится сверху на автомобиль. Сигнал поступает на плату управления. И плата в соответствии с командами поворачивает колеса и так далее", – говорит он. о словам Ширшина, в начале 2017 года компания начнет промышленный выпуск обучающих робототехнических наборов в особой экономической зоне Томска. Часть деталей будут изготавливать партнеры. В "Элекарде" уверены, что реализация проекта "с точки зрения невидимой реализации позволит качественно улучшить подготовку детей при поступлении в технические вузы". А- А сейчас вы выступите в роли изобретателей. У каждой группы есть конструктор Лего. Создайте свой автомобиль будущего, который не будет нарушать правила дорожного движения. Защита своей модели (Один ученик от группы) |
Рассказ учителя об изобретении Томских ученых робота-тренажера, который помогает изучать детям тренироваться в правилах дорожного движения. Работа в группах. Дети из конструкторов собирают свою модель автомобиля. |
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Первичное закрепление. Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний. |
-А сейчас закрепим свои знания, выполнив задания в рабочей тетради с. 10, № 3. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнили задание. |
Дети самостоятельно выполняют задания. Затем взаимопроверка и общая проверка задания. |
Коммуникативные: умение вступать и вести диалог; умение выстраивать монологическую и диалогическую речь. |
Творческое задание. |
--Послушайте сказку. В некотором городе, на некотором перекрестке жил-был трехглазый Светофор. Он был строгий ,как все светофоры на свете. Непрерывно и четко Светофор подмигивал людям и автомобилям тремя глазами: красным, желтым, зеленым: «Стоп!» «Внимание!», «Иди!». И все люди. И все автомобили терпеливо стояли и ждали, что им скажет Светофор. Они уважали его, потому что он заботился о них. Правда, случалось, какой-нибудь человек срывался с места (ему, наверное, казалось, что он очень смелый) и бежал через улицу на красный свет. О, как тогда сердился Светофор! Он готов был схватить за шиворот нарушителя и рассказать ему об ужасных происшествиях, свидетелем которых он был. Но... Светофор не делал этого потому, что у него была очень ответственная работа. Уйди он хоть на секунду с поста, могла про изойти катастрофа, а Светофор этого очень боялся. И он гордо стоял, четко нес свою службу на перекрестке. Днем стоял. И ночью не дремал. Но вот однажды... — А вот что случилось дальше, вы сейчас в группе обсудите и сочините окончание сказки. |
Дети слушают сказку. Затем по выбранному лидерству объединяются в группы и сочиняют концовку сказке. После выходит лидер группы и выносит свое творчество на обсуждение. Остальные задают вопросы. |
Познавательные: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Физминутка. |
Игра «Светофор» Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. (Потягивания.) В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.) Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.) Красный свет нам «Стой!» - кричит, Ждать зеленого велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперед. (Наклоны.) Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.) Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.) Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.) Вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим как самолет. (Прыжки.) Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой, правой, Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.) Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.) Светофор — помощник славный Уставать нам не дает. |
Учитель читает стихотворение «Светофор», один ученик показывает сигналы светофора. Остальные выполняют движения. |
|
Первичное закрепление. |
Работа в парах. Рабочая тетрадь с. 13. 2. -А сейчас проверим, как вы знаете знаки дорожного движения. Я загадаю загадки, а вы должны их угадать. Примостился над дорогой И моргает очень много, Изменяя каждый раз Цвет своих округлых глаз. Полосатая лошадка, Ее „зеброю” зовут. Но не та, что в зоопарке, По ней люди все идут. Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю - Правила я выполняю. |
Работа в парах. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают. |
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Выводы и обощения. |
Ребята, мы в начале урока ставили цель. Скажите, достигли мы этих целей или нет? Что нового узнали на уроке? Что необходимо запомнить на всю жизнь? |
Ответы детей. |
Коммуникативные: умение вступать и вести диалог; умение выстраивать монологическую и диалогическую речь. |
Рефлексия. |
- Поднимите руку, кому было интересно, он много узнал нового. На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. |
Коммуникативные: • умение выстраивать диалогическую речь. Регулятивные: • удерживать учебную задачу в ходе урока. |
|
Домашнее задание |
Домашнее задание (разноуровневое, в зависимости от возможностей обучающихся) Всем обучающимся с. 56-59 учебника. Высокий уровень:написать небольшое сочинение на тему «Если бы я оказался в большом городе» Средний уровень – Найти информацию о дорожных знаках, о которых не говорили на уроке. Низкий уровень – нарисовать дорожные знаки. |
Дети записывают в дневники домашнее задание. |
Алина Яковлевна Корогод
Карине Рафаеловна
Мельникова Светлана Федоровна
Матсакова Светлана Васильевна
Ивлиева Наталия Алексеевна