ПУШКИНСКИЙ ПРАЗДНИК (ВИКТОРИНА).

 

Цели мероприятия:

1. Приобщение учащихся к миру А.С.Пушкина.

2. Углубление представления о времени, окружении Пушкина.

3. Развитие творческих способностей и склонностей детей.

4. Формирование умения работать в команде.

 

Задачи мероприятия:

1. Создание ценностных ориентиров

2. Создать условия для умения применять полученные знания в различных ситуациях

3. Создать условия для развития умения анализировать, обобщать, доказывать свою точку зрения

4. Создать условия для умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач

5. Создать условия для планирования учебного сотрудничества

 

Форма мероприятия: викторина.

Методы мероприятия: объяснительно-иллюстративный, игровой

Технология: групповая.

Форма организации внеурочной деятельности: коллективная, групповая.

 

Ожидаемые результаты:

1. Осознание эстетической ценности русской литературы.

2. Обогащение духовного мира путём приобщения к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы.

3. Определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу.

4. Понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией.

 

Используемая литература:

1. Аринин В.И. Неразгаданные тайны Пушкина. - М.: Современник, 1998.

2. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. - М.: ТЕРРА-кн. клуб, 1999.

3. Интернет-ресурсы.

4. Литература. 10 класс. Учебник в 2 частях. Лебедев Ю.В. - М.: 2012. 

t1705014780aa.gif

 

Каждый год в конце 1 четверти в нашей школе проходит Пушкинский праздник. И происходит это не случайно. 19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом было открыто уникальное для того времени в России учебное заведение – лицей. Одним из первых лицеистов и был А.С.Пушкин.

Есть люди, чье явление на свет мгновенной вспышкой озаряет век, соединяет все, чему суждено было слиться, предвосхищая будущее. Таков Пушкин. Его жизнь коротка и бесконечна. Так много вместилось в эту недлинную жизнь, осененную высоким крылом поэзии, что вся она похожа на один прекрасный миг, а каждый миг её на целую жизнь.

Это мероприятие называется «Все о Пушкине». Сегодня нам предстоит вспомнить все о жизни и творчестве Пушкина: кто был рядом с ним в течение всей его жизни, что мы знаем о творчестве Пушкина.

Данное внеклассное мероприятие будет разделено на несколько блоков.

 

1 БЛОК (БИОГРАФИЯ).

Все вы знаете, что Пушкин не был избалован вниманием родных, не был любимым сыном. Поэтому семью ему заменили его друзья в лицее. В день открытия лицея выпал ранний снег. На торжество приехал сам царь. А будущие лицеисты были тогда еще малы - им тогда было одиннадцать лет. Шесть лет провели мальчики в Царском Селе. Даже на каникулы их не отпускали. И лицей стал для них домом, а ребята, окружавшие Пушкина, стали для него семьей. Итак, давайте выясним, что вы знаете о семье, в которой родился и вырос А.С.Пушкин, о его друзьях, которые стали ему братьями, о жизни Пушкина в целом.

Как звали мать Пушкина?

Как звали отца Пушкина?

Девиз лицея?

Что воскликнул Державин на предложение министра просвещения образовать Пушкина в прозе?

При каком царе был открыт лицей?

Кто был женой Пушкина? Как называл Пушкин свою жену? (Н.Гончарова; Моя косая Мадонна).

Расположите названия мест в хронологическом порядке так, как они были связаны с судьбой Пушкина:

1. ЦАРСКОЕ СЕЛО

2. НАБЕРЕЖНАЯ МОЙКИ

3. ОДЕССА

4. БОЛДИНО.

5. КИШИНЕВ

6. ЧЕРНАЯ РЕЧКА

7. МИХАЙЛОВСКОЕ

8. МОСКВА.

 

Работа с презентацией.

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г.Москва – самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и Пушкин был принят в числе тридцати первых учеников. На парадном открытии Лицея 19 октября присутствовал император Александр 1. Образовалось содружество лицеистов, живших под девизом: «Для пользы общей». В 1815 год на лицейском экзамене стихи юного Пушкина одобрил сам поэт Державин. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Все друзья Пушкина гордились им. Державин был в восхищении. Он требовал Пушкина к себе, но тот от смущения спрятался, и его не могли найти. «Пусть он будет поэтом!»- произнес Державин.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой, которую он потом любя называл «моя косая Мадонна».

С жизнью А.С.Пушкина связано много мест, раскиданных по великой России:

Москва – город, в котором родился А.С.Пушкин.

Царское Село – Лицей под Петербургом.

Кишинев, Одесса – города, в которых А.С.Пушкин жил во время ссылки.

Михайловское – шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина, но граф Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с.Михайловское Псковской губернии.

Болдино – имение отца Пушкина. Посватавшись к Наталии Гончаровой поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине.

Черная речка – 4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. Друзья убедили Пушкина взять свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Набережная реки Мойки – прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

 

 

2 БЛОК (СКАЗКИ ПУШКИНА).

Помимо близких людей, Пушкина окружали его герои и героини. Он был им другом. Помните, он называет Онегина «добрый мой приятель». Какие же они, герои и героини Пушкина? А начнем мы со сказок Пушкина. С его сказками тесно связано детство каждого человека. С их помощью мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и кривду, красоту и безобразие... Сказки Пушкина — это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом.

Продолжите название сказки «Сказка о царе Салтане…»

В какой сказке есть герой Елисей?

Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?

О каком герое идет речь: «спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых»?

О какой героине идет речь: «на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, Перед нею усердные слуги, Она бьет их, за чупрун таскает»?

Работа с презентацией.

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Эти сказки впервые вводили в литературу подлинную народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения героев или любовные переживания «красной девицы» и «доброго молодца», например в «Сказке о мертвой царевне» (именно в ней царевич Елисей спрашивает у природы «Не видал ли кто царевны молодой?») говорится о моральных идеалах народа.

Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха, языка и стиля. Сказка о Балде, который «спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых», написана подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке», в которой старуха бьет усердных слуг и за чупрун таскает - стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Остальные три сказки («О царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «О мертвой царевне», «О золотом петушке» (царя данной сказки звали Дадон) написаны литературным, равномерным стихом. 

 

3 БЛОК. (ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА).

Пушкин – величайший из русских поэтов. Его стихи несут большой смысл, но они написаны понятными словами. Когда читаешь произведения А.С.Пушкина в стихах, возникает ощущение, что все это написано сейчас, в наше время, потому что они о вечном. Мы находим подтверждение в них своим мыслям и чувствам, своим тревогам.

1.Восстановите первую строку из стихотворений:

1. ---------------.

Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

2. ---------------,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

3. ---------------

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

4. ----------------.

Недаром нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

5. ----------------.

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

6. ---------------.

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье

Как гений чистой красоты.

2. Кто из героев Пушкина из романа «Евгений Онегин» так жил?

7. Служив отлично, благородно

Долгами жил…

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

8. В халате ел и пил,

Покойно жизнь его катилась.

9. Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел да мух давил.

10. Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь,

Все это мужа не спросясь.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: После выполнения заданий 3 БЛОКА (поэзия и роман «Евгений Онегин») вместе с учащимися обсудить выполнение заданий данного блока.

1. Восстановите первую строку из стихотворений:

1. Я вас любил.

2. Буря мглою небо кроет,

3. Во глубине сибирских руд

4. Любви, надежды, тихой славы.

5. Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

6. Я помню чудное мгновенье.

2. Кто из героев Пушкина из романа «Евгений Онегин» так жил?

1. Отец Онегина

2. Ларин

3. Дядя Онегина

4. Ларина

 

4 БЛОК (ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА).

Переход от лирики к прозе в творчестве поэта совершается постепенно к 1830-ым годам. Проза Пушкина выросла непосредственно из стиха. Вступление Пушкина в прозу по существу также начинается с повести. Н.В. Гоголь о прозе Пушкина сказал так: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт». Почувствовать «бездну пространства пушкинского слова дается далеко не каждому, а лишь вдумчивому читателю».

Итак, последнее задание по творчеству Пушкина, последнее и самое трудное, которое называется «Письмо рассеянного друга». В этом письме названия книг Пушкина указаны неправильно, перепутаны, из 12 книг получилось 10. Исправьте и запишите правильно.

Дорогой друг! Очень прошу тебя к моему приезду найти книги А.С.Пушкина:

1. «Путешествие Петра Великого во время похода».

2. «Станционный смотритель Дубровский».

3. «Выстрел в Арзрум в 1829 году».

4. «Арап покойного И.П.Белкина».

5. «Египетские повести».

6. «Дама – крестьянка».

7. «Ночи села Горюхина».

8. «Пиковая дочка».

9. «История Кирджали».

10. «Капитанская барышня».

 

Работа с презентацией.

«Путешествие в Арзум во время похода 1829 года» (Во время своей поездки в Тифлис и далее в армию Пушкин вел дневник, сперва подробный и последовательный, далее — отрывочный. В 1835 г. он его обработал и пополнил, предполагая издать отдельной книжкой. Тогда же, 3 апреля 1835 г., написано предисловие. «Путешествие в Арзрум» появилось в первой книге журнала «Современник»).

«Арап Петра Великого» (В 1976 году популярный и талантливый советский режиссёр А. Н. Митта по мотивам пушкинского произведения создал фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», который сразу обрёл широкую популярность).

«Станционный смотритель» (Описание картинок в доме смотрителя в черновом автографе повести отсутствует. Оно было позже перенесено Пушкиным из неоконченных «Записок молодого человека» ).

«Дубровский» (В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера).

«Выстрел» (Известно, что «Выстрел» первоначально состоял из одной первой главы, закончив которую 12 октября 1830 года, Пушкин приписал, что окончание повести потеряно, тем самым отказавшись от намерения продолжать повествование. В таком виде повесть носила автобиографический характер, так как содержала элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев, писал, что Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя. Вторая глава была приписана 14 октября 1830 года).

«Повести покойного И.П.Белкина» (цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина).

«Египетские ночи» (Эта короткая повесть о поэтах и мимолетности бытия. По всей видимости, Пушкин не успел закончить данное произведение, которое было опубликовано после его смерти).

«Пиковая дама»южет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына).

«Барышня-крестьянка» («Барышня-крестьянка»  по структуре напоминает сюжет любимой Пушкиным шекспировской трагедии «Ромео и  Джульетта». В.Узин и Б. Эйхенбаум видели в пушкинской повести  пародию на Шекспира. Точнее было бы сказать, что «Барышня-крестьянка»  представляет собой опровержение трагедии на почве русского поместного быта.  Нелады Берестова и Муромского, хоть и являются комическим аналогом страстной  вражды Монтекки и Капулетти, препятствующей любви детей, оказываются мелкими и  случайными).

«История села Горюхина» (неоконченная повесть Александра Сергеевича Пушкина, написанная во время «болдинской осени» 1830 года. Представляет собой начало сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина — молодого помещика Ивана Петровича Белкина).

«Кирджали» (В повести автор говорит, что настоящее имя Кирджали ему неизвестно, но согласно некоторым архивным данным, настоящее имя Кирджали — Георгий. В повести дата выдачи Кирджали туркам — сентябрь 1821 года, в действительности это произошло в феврале 1823 года. Кирджали на турецком языке значит — витязь, удалец).

«Капитанская дочка» (Впервые был опубликован в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями).

 

Наше внеклассное мероприятие закончено. И пока члены жюри подводят итоги, вслушайтесь в слова великих русских писателей.

Н.В.Гоголь: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

С.А.Есенин:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

 

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

 

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

 

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует заявленная презентация

12 January

Похожие публикации