Урок-игра по русскому языку на тему «Путешествие по стране "Причастие"» (7 класс)
Урок - путешествие"Остановка по требованию"
Тема: Разряды причастий
Тип урока: Повторительно-обобщительный
Вид урока: Урок-игра
Цели:
-обобщить и систематизировать полученные знания о разрядах причастий
-различать действительные и страдательные причастия;
-соотносить суффиксы действительных и страдательных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;
-формировать навыки правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий
-развивать культуру речи и богатство ее лексического состава учащихся;
-развивать эстетическое представление и художественный вкус;
Знать: опознавательные признаки суффиксов действительных и страдательных причастий; содержание таблицы "Образование суффиксов действительных и страдательных причастий ";
Уметь: выделять суффиксы действительных и страдательных причастий соответствием их образования от основных глаголов;
-строить предложения с действительными и страдательными причастиями;
-правильно писать суффиксы настоящего времени действительных и страдательных причастий и прошедшего времени страдательных причастий
(-нн-;-н-) и гласные перед суффиксами страдательных причастий прошедшего времени;
Попутное повторение:
-исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением стилевого единства;
-правильно расставлять знаки препинания;
Оборудование и материалы к уроку:
-игровая таблица "Автобус-причастие";
-карточки(индивидуальные, групповые);
-компьютер, проектор;
-диск "Уроки русского языка (виртуальная школа Кирилла и Мефодия)"
Ход Урока
1.Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня в наш класс пришла необычная телеграмма.
"Ребятам 7 класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.
При транспортировке экскурсионного автобуса под названием "Причастие" рабочими Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидыванием . Чтобы скрыть свою вину, они быстро части собрали неверно из-за своей неграмотности. Попробуйте восстановить справедливость о причастии."
Учитель: -Ну что, ребята, попробуем помочь?
Ученики: -Да!
-Для этого нам с вами на уроке следует сесть в этот автобус и отправиться в загадочное путешествие по стране Причастие.
А что же мы будем вспоминать на уроке?(Что мы изучали?):
Слайд 2 -Склонение причастий, причастный оборот, разряды причастий, действительны и страдательные причастия и их суффиксы и орфограммы, связанные с ними.
Это наша цель.
Готовы начать путешествие?
1 Станция Работа по карточкам №1
Попутная
(раздаются карточки по группам: сильные ученики, средние и слабые: со своими требованиями)
Слайд №3-4 синтаксическая минутка
1 группа: назовите причастия, задайте к ним вопросы, выделите их кончания.
2 группа: определите их разряды и выделите их суффиксы.
3 группа: найти в предложениях причастные обороты и расставить знаки препинания.
Учитель: Эта станция была большая, но она попутная к главным. В ней мы повторим сведения о том, что причастия согласуются с определяемым словом, причастный оборот выделяется запятыми и она же заставляет нас двигаться дальше, а потому что речь зашла о действительных и страдательных причастиях.
Слайд № 5 (использование диска уроки русского языка для 5 класса Кирилла и Мефодия) 2 Станция " Действительное"
Вывод:Суффиксы -ущ, -ющ; -ащ, -ящ образуют причастия настоящего времени
-вш,ш - прошедшего времени(прицепить на автобус)
Слайд № 6
Составьте предложения с причастиями
Слайд № 7
Теперь на этой станции все в порядке. Пожалуй пора переезжать на другую станцию Поиграем в игру "Корректор"
3 Станция Слайд № 8 "Страдательное"
Учитель: Чтобы попасть на эту станцию необходимо взять ключ, а ключ этот за семью замками, а замок этот мы откроем, если угадаем 7-ое слово. Задание: Составьте новые слова, взяв от данных слов, указанные части.(преодолеваемый)
1)прекрасный, описать, доля; потчевать , сгибаемый, колючий, отправляемый)
отсиять , править, забил, затеять, освещаемый, лунный Какой действие показывает это причастие? Слайд№9
задание №1-от глаг.образов .стр. пр.н.во.
задание №2-Из предложений выпишите с.п. н.вр., графически объясните написание суффиксов.
К реке сбегает тропинка , едва видимая во мгле. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром. Труден перелет, совершаемый птицами на юг.Разведчики вышли на поляну, слабо освещаемую лунным светом.Вдали стоял почти невидимый лес.
Слайд№10
Наш автобус делает вынужденную остановку.
(Зараннее подготовленная группа ребят показывают инсценировку лингвистической сказки)
Слайд№11 Выводы делаем вместе, когда же 1 -Н-, а когда 2 -НН-?
У пражнение из диска виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Слайд№12
Домашнее задание.
Ирина Владимировна Казарцева
Селиванова Галина Геннадьевна