Рабочая программа инструктора по физической культуре и спорта на 2019–2020 учебный год
Пояснительная записка
Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы-интерната. В процессе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы- интерната решают задачи укрепления здоровья воспитанников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственных и волевых качеств. Физкультурно-оздоровительная работа проводится в урочное и во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Основными формами физкультурно-оздоровительной работы являются: Утренняя гимнастика (зарядка) – выполняется ежедневно воспитанниками под руководством физоргов групп. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством учителя. Упражнения просты, легкие для усвоения, разнообразные, динамичные по ритму, интересные и выполняются с большой амплитудой движений. Каждое упражнение воздействует на основные мышечные группы. В комплексе включены 8-10 упражнений соответственно возрасту школьников. Контроль за регулярным выполнением зарядки осуществляется воспитателем группы. Физкультминутки - проводятся в классе во время уроков по усмотрению учителя, в зависимости от степени утомления учащихся и содержания занятия. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 4- 6 раз, и выполняются под руководством физорга и учителя класса. При проведении упражнений открываются классные окна, а в холодное время года- форточки или фрамуги. Движения обычно простые, хорошо знакомые для детей и соответствуют возрастным особенностям. Гимнастика для глаз - для снятия напряжения зрения на уроках проводится зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1-1,5), при регулярном проведении она является эффективной процедурой профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с близкого на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. По рекомендации врача зрительная гимнастика проводится в середине урока. Прогулки и игры на свежем воздухе - имеют большой оздоровительный эффект для детей, имеющих заболевания верхних дыхательных путей. «Остров отдыха» с.Аскиза, воздух, насыщенный запахами леса, в сочетании с подвижными играми и дыхательной гимнастикой, благоприятно воздействуют на организм ребенка.
Для формирования личности и устранения дефектов развития у детей, обучающихся в школах – интернатах, необходимы определенные условия.
Инструктор по физическому воспитанию в таких школах обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни.
Содержание программы
Физическое воспитание должно сопутствовать всему учебному процессу и пронизывать жизнь и быт школы. Проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно-театрализованные праздники (4 раза в год).
Кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки (баскетбольные, футбольные, волейбольные, лапта, городки, бадминтон, борьба и др).
При организации секционной работы важно правильно дозировать физическую нагрузку. Разный уровень физической и умственной подготовленности учащихся требует более точного определения физической нагрузки - например, по частоте сердечных сокращений и внешним признакам утомления (поверхностное частое дыхание, покраснение лица, обильное потоотделение). К детям с ослабленным здоровьем необходим индивидуальный подход. Их надо удерживать от перенапряжения, облегчать задания, но в то же время постепенно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в играх.
Все учащиеся делятся на 2 группы: младшие (10-12 лет, средние (13-16 лет). Продолжительность занятий в младшей группе - 2 раза в неделю по 30 минут, в средней - 2 раза в неделю по 40 минут.
Каждая возрастная группа имеет свои специфические задачи:
- младшая: коррекционные, общеукрепляющие, прививающие интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- средняя: коррекционные, общеукрепляющие, ознакомляющие с основами техники спортивных игр, совершенствующие быстроту, ловкость, улучшающие координацию движений, обучающие основам техники и тактики спортивных игр, формирующие судейские навыки.
В последние годы все большую популярность приобретают спортивные игры, простота которых делает их доступным и для детей. Это особенно актуально при развитии спорта в коррекционной школе. Дети с удовольствием играют в мини-футбол, гандбол, баскетбол и, конечно, в русскую лапту, пионербол, волейбол, настольный теннис, бадминтон.
План реализации программы
№ |
Содержание занятий |
По плану |
Фактическое выполнение |
Ответственный |
1. |
Оздоровительные мероприятия в режиме дня учащихся. 1.Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о порядке проведения утренней гимнастики до занятий, физкультминуток. 3.Утренняя зарядка, физкультминутки, спортивные часы во время прогулок. 4.Систематический контроль за выполнением учащимися утренней гимнастики |
До 14 сентября
В течение года
|
|
(классные руководители, учитель физкультуры)
(воспитатели, классные руководители) |
2. |
Физические упражнения и игры во внеурочное время 1.Физкультминутки на уроке и самоподготовке. Прогулки и экскурсии, физические упражнения и игры в часы отдыха; 2.Занятия в спортивных кружках. |
В течении года
По плану |
|
Учителя, воспитатели, инструктор физкультуры |
3. |
Спортивная работа в школе 1.Кружок «Спортивные игры»
2.Кружок «Тренажерный зал»
3. Вольная борьба |
Понедельник: Четверг: 17ч.-30м до 20-00ч. Вторник Среда: 15-00ч.-16-00ч. Понедельник Вторник Среда Четверг: 17-00ч. до 18-00ч. |
|
Инструктор по физкультуре
Социальный педагог.
Тренер по вольной борьбе |
4. |
Физкультурно-массовая и спортивная работа в школе и вне школы 1.Первенство школы по легкой атлетике; 2.Республиканская Спартакиада; |
В течение сентября
|
|
Инструктор по физкультуре
|
3.День здоровья; 4.Первенство школы по мини- футболу; |
В течение октября
|
|
Инструктор по физкультуре
|
|
5. «Веселые старты»; 6. Первенство школы по шашкам; Первенство школы по дартсу; |
В течение ноября
|
|
Инструктор по физкультуре
|
|
7. Первенство школы по силовому троеборью; 8. «Дорогами сказок» (веселые эстафеты для детей младшего класса); |
В течение декабря
|
|
Инструктор по физкультуре, воспитатели
|
|
9.Первенство школы по пионерболу; 10.Соревнования по бадминтону; |
В течение января
|
|
Инструктор по физкультуре
|
|
11.Первенство школы по баскетболу 12.Спортивная эстафета посвященная к Дню защитника Отечества. |
В течение февраля
|
|
Инструктор по физкультуре
|
|
13.Первенство школы настольному теннису 14. «Папа, мама и я-спортивная семья» |
В течение марта |
|
Инструктор по физкультуре, воспитатели
|
|
14.Весенний кросс 15.Весенний кубок по футболу |
В течение апреля |
|
Инструктор по физкультуре
|
|
16.Туристический слет
|
В течение мая |
|
Инструктор по физкультуре, воспитатели
|
|
5. |
1. Товарищеские встречи по мини-футболу 2. Участие детей в районных, региональных соревнованиях
|
В течение года
В течение года |
|
Инструктор по физкультуре
|
6. |
Методическая работа 1.Выступление на семинарах, методических объединениях, педсоветах для учителей и воспитателей по вопросам организации оздоровительно-внеклассных мероприятий в режиме дня учащихся. 2.Обновление «Стенда Спорт и здоровье» 3.Беседы и тематические лектории. 4. Составление программы мероприятий, заявок и т.д. |
В течение года
В течение сентября В течение года |
|
Инструктор по физкультуре
|
7. |
Работа с родителями учащихся 1.Консультации для родителей по вопросам физического воспитания, закаливания, коррекции; 2. Совместное с родителями проведение спортивных, развлекательных мероприятий; 3.Участие в родительских собраниях; 4.Оказание содействия и помощи в проведении туристических однодневных походов. |
В течение года
В течение года
По мере необходимости в течение года. |
|
Инструктор по физкультуре, классные руководители
|