Рабочая программа по конструированию из металлического конструктора для детей старшего дошкольного возраста
1. Пояснительная записка
Направленность программы:
Содержание программы по конструированию направлено на развитие личности ребенка, творческого потенциала, основанного на принципах сотрудничества с взрослыми. Она нацелена на на развитие активного интереса к ручному труду, формированию у детей конструкторских навыков и умений, развития фантазии и воображения, творческого мышления, воспитания самостоятельности, активности, любознательности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Конструкторы способствуют развитию усидчивости и концентрации внимания. В самом начале, конечно же, необходима будет помощь взрослых. Но по мере набора опыта ребенок сам сможет собирать уже более сложные модели из наборов.
Принципы работы:
Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию творческого мышления.
Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.
Принцип индивидуализации. Определяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип наглядности. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Основная цель метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут в работе ребенка.
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных возможностей конструкторских навыков и умений, всестороннее развитие детей, раскрытие и развитие потенциальных возможностей у дошкольников.
Задачи обучения
1.Формировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2.Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.
3.Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Отличительными особенностями программы является:
- развитие творческого воображения и выражения своего видения мира, настроения доступными средствами;
- развивать творчество и инициативу при выполнении конструкторских действий.
Возраст детей:
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Приобретут знания и навыки работы с металлическим конструктором.
Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
2.Учебно-тематический план.
Для разработки рабочей программы по конструированию используется направление работы с деталями металлического конструктора, с целью развития интереса к ручному труду, формированию у детей конструкторских умений и навыков.
№ п/п | месяц | Название темы |
1. | сентябрь | Знакомство с конструкторскими элементами, их свойствами |
2 | сентябрь | Способы монтажа и демонтажа конструкторских элементов |
3 | октябрь | Конструирование « Дерево» |
4 | октябрь | Конструирование «Лестница» |
5 | ноябрь | Конструирование «Две птицы на кормушке» |
6 | ноябрь | Конструирование «Рубашка» |
7 | декабрь | Конструирование «Снежинка» |
8 | декабрь | Конструирование « Ёлка» |
9 | январь | Конструирование «Стол с тарелкой» |
10 | январь | Конструирование « Светофор» |
11 | февраль | Конструирование «Зеркальце» |
12 | февраль | Конструирование «Меч» |
13 | март | Конструирование «Мельница» |
14 | март | Конструирование «Солнце» |
15 | апрель | Конструирование «Книга» |
16 | апрель | Конструирование «Штанга» |
17 | апрель | Конструирование «Ракета» |
18 | май | Конструирование «Вертушка» |
19 | май | Конструирование «Цветок» |
3.Содержание программы
№п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Результат |
| Знакомство с металлическим конструктором | | ||
1 | Знакомство с конструкторскими элементами, их свойствами | Познакомить детей с металлическим конструктором, учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Освоение конструктора, формирование умения создавать простейшие конструкции. | Металлический конструктор | Сбор деталей и элементов конструктора |
2 | Способы монтажа и демонтажа конструкторских элементов | Развитие способностей к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях. Формировать умение работать с гаечным ключом. Развивать глазомер, самоконтроль. | Металлический конструктор | Сбор деталей и элементов конструктора |
3 | Конструирование «Дерево» | Учить находить необходимые детали для конструкции по образцу. Формировать умение работать с деталями металлического конструктора. | Металлический конструктор | Модель «Дерево» |
4 | Конструирование « Лестница» . | Учить детей собирать конструкцию по образцу в определенной последовательности. Учить различать и называть детали конструктора. | Металлический конструктор | Модель «Лестница» |
5 | Конструирование «Две птицы на кормушке» | Учить собирать самолет с использованием деталей из металлического конструктора, закрепить название элементов, умения выбирать необходимое из множества. | Металлический конструктор | Модель «Кормушка» |
6 | Конструирование «Рубашка» | Учить воплощать задуманное в конструировании, уточнить представление об элементах и деталях. Совершенствовать конструктивный опыт. | Металлический конструктор | Модель «Рубашка» |
7 | Конструирование «Снежинка» | Показать разные способы конструирования конструкции, учить сочетать детали по форме. | Металлический конструктор | Модель «Снежинка» |
8 | Конструирование « Ёлка» | Закреплять умение пошагово использовать схему сборки, собирать отдельные детали, а затем соединять в один предмет. | Металлический конструктор | Модель « Ёлка» |
9 | Конструирование «Стол с тарелкой» | Закрепить название элементов, умение выбирать необходимое из множества, учить конструировать по схеме. | Металлический конструктор | Модель «Стол с тарелкой» |
10 | Конструирование «Светофор» | Уточнить представление о конструкторских элементах и деталях. Учить воплощать задуманное в конструировании, совершенствовать конструктивный опыт. Развивать творческие способности. | Металлический конструктор | Модель «Светофор» |
11 | Конструирование «Зеркальце» | Учить конструировать по схеме, развивать мелкую моторику рук, устанавливать практическое назначение предмета. | Металлический конструктор | Модель «Зеркальце» |
12 | Конструировани «Меч» | Совершенствовать конструктивный опыт, развивать творческие способности, устанавливать практическое назначение объекта. | .Металлический конструктор | Модель «Меч» |
13 | Конструирование «Мельница» | Устанавливать практическое назначение предмета, закреплять умение пошагово использовать схему сборки. | Металлический конструктор | Модель «Мельница» |
14 | Конструирование «Солнце» | Учить самостоятельно подбирать нужные элементы и детали конструктора, собирать конструкцию используя нужные инструменты. | Металлический конструктор | Модель «Солнце» |
15 | Конструирование « Книга» | Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отверткой. | Металлический конструктор | Модель «Книга» |
16 | Конструирование «Штанга» | Учить изготавливать предмет по образцу самостоятельно подбирая нужные крепежи. Развивать представление о строительных материалах. | Металлический конструктор | Модель «Штанга» |
17 | Конструирование «Ракета» | Учить конструировать по схеме-рисунку, проявлять изобретательность, развивать мелкую моторику рук, учить устойчиво располагать детали. | Металлический конструктор | Модель «Ракета» |
18 | Конструирование «Вертушка» | Уточнить представление о конструкторских элементах и деталях. Учить воплощать задуманное в конструировании, совершенствовать конструктивный опыт. Развивать творческие способности. | Металлический конструктор | Модель «Вертушка» |
19 | Конструирование «Цветок» | Закрепить название элементов, умение выбирать необходимое из множества, учить конструировать по схеме. | Металлический конструктор | Модель «Цветок» |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
-наборы металлических конструкторов Набор №4, набор №5 по количеству детей
-образцы работ
-инструкции на каждого ребёнка
5. Список использованной литературы
1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей : пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду М., 2012
3.Интернет-ресурсы.
Дерево
Лестница
Две птицы на кормушке.
Рубашка
Снежинка
Ёлка
Стол с тарелкой
Светофор
Зеркальце
Меч
Мельница
Солнце
Книга
Штанга
Ракета
Вертушка
Цветок