Рабочая программа по литературе Бурятии
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«________Бурятская литература_________»
__7в__ класс
Составитель программы: Шобоева Ирина Манзаракшеевна
г. Улан-Удэ - 2021_гг.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Бурятская литература входит в общеобразовательную область «Язык и литература». Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом. Литература Бурятии – это целый художественный пласт, который почти не известен молодому поколению. Только наименьшая часть школьников (национальная школа – это ¼ часть всех обучающихся) читает бурятскую литературу на родном языке, а остальные изучают русскую и зарубежную классику, при этом мало обращаются к региональной национальной литературе.
Актуальность изучения курса.
Актуальность программы обусловлено тем, что качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных культур, делают преподавание национальной литературы народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальная литература становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной учебной дисциплины.
Цели и задачи изучения курса
Цели и задачи обучения бурятской литературе. Обучение бурятской литературе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции ;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся -освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Задачи:
Образовательная задача выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Развивающая задача предусматривает развитие интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, готовности к коммуникации и в гуманитарном развитии личности ученика.
Воспитательная задача в формировании интереса и уважения к культуре бурятского народа, в воспитании культуры общения.
Коммуникативная задача предполагает формирование определенной системы знаний об изучаемом предмете, умения читать и осмысливать полученную информацию, умению писать, совершенствовать познавательную и коммуникативную функции общения.
Место учебного предмета в учебном плане
Для изучения предмета «Бурятская литература» отводится 34 часа на этапе основного общего образования в 7 классе из расчета 1 учебный час в неделю.
В качестве основных принципов курса «Бурятская литература» выделяются следующие:
-приоритет коммуникативной цели
-соблюдение деятельностного характера обучения
-личностно-ориентированный характер обучения
-дифференцированный подход
-учет опыта учащихся читательской грамотности
-широкое использование эффективных современных технологий обучения
- аутентичность материала
-социокультурная направленность
Принципы отбора содержания материала программы:
-систематичность;
-научность;
-доступность;
-возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;
-целлостность,
-вариативность;
-интеграция;
-гуманитаризация.
Нормативно – правовые акты:
1. Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 12.06.1992 г., № 273-XII // http://docs.cntd.ru/document/802039037.
2. Закон Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон «О языках народов Республики Бурятия» 13.10.2011 г., № 2261-IV // http://docs.cntd. ru/document/802066999
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 149753/.
4. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г. №240-V // http://www.rg.ru/2013/12/18/buryatiya-zakon240-regdok. html.
5. «Закон о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 07.03.2014 № 278-V // Бурятия. 2014. № 35.
6. Закон РБ «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 07.03.2014 № 281-V // Бурятия. 2014. № 35..
7. Стратегия развития бурятского языка на период до 2030 года. От 08.05. 2019 № 228
8. Государственная программа Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021-2030 годы», от 28.12.2020 № 816
9. Закон Республики Бурятия «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия», от 7марта 2014 года № 383-У
Конституция РФ.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия,2009 г.
6.Программа по бурятскому языку как государственному языку для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения
7.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 )
8.Устав МАОУ « СОШ №18»
9. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
10. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
Характеристика второй ступени обучения (5-9 классы)
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература Бурятии» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
Изменений в построении рабочей программы нет.
Планируемые результаты ФГОС освоения учебного предмета.
В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих планируемых результатов:
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные:
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Изменений в построении рабочих программ нет.
Содержание курса
1 четверть. 9ч
Тема 1. Повторение. Фольклор. Жанры фольклора. Гэсэр -героический эпос. Гэсэр - памятник поэтического творчества. Улигеры и улигершины. Легенды.Виды легенд. Сказки.Виды сказок. Памятники древней литературы. Сокровенное сказание монголов. Сокровенное сказание монголов. Летописи. Летописцы. Буддийские притчи. Зерцало мудрости.. Контрольная работа
II четверть 7 часов.
Тема 2 .Роды, виды, жанры художественной литературы. Романистика. Бурятские романы. Самостоятельная работа
III четверть 11 час.
Тема 3. Повесть. Самостоятельная работа. Рассказы. Знакомство с рассказом "Хэрмэшэ". Самостоятельная работа. Анализ произведения. Контрольная работа.
IV четверть 18 ч
Тема 4. Поэзия. Поэты Бурятии. Классики поэзии. Детская поэзия. Современная поэзия.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на литературную тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в библиотеки города (апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Тематическое планирование. 7 класс
Тематическое планирование по литературе Бурятии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•
№ п/п | Тема | Примерное количество часов (по программе) | Виды учебной деятельности | Виды контроля |
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
| | | | |
1 | Тема1. Повторение. Фольклор Памятники литературы | 9 | Индивидуальная, фронтальная, парная. Групповая | Входной, текущий, самоконтроль, промежуточный. |
2 | Тема 2. Проза. Романистика. | 7 | Индивидуальная, фронтальная, парная. Групповая | Входной, текущий, самоконтроль, промежуточный. |
3 | Тема 3. Проза. Повести и рассаказы | 10 | Индивидуальная, фронтальная, парная. Групповая | Входной, текущий, самоконтроль, промежуточный. |
4 | Тема 4: Поэзия | 8 | Индивидуальная, фронтальная, парная. Групповая | Входной, текущий, самоконтроль, промежуточный. |
| Итого: | 34 | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся Требовани к уровню подготовки обучающихся На уроках бурятской литературы учащиеся должны знать: - название произведений и авторов; - главный сюжет произведения, героев произведения, взаимоотношения герое;в - что такое портрет, пейзаж, эпитет, метафора – разные литературные понятия и их различия; -знать наизусть предусмотренные отрывки литературных текстов, стихи в переводе На уроках бурятской литературы учащиеся должны уметь: - уметь проводить описание, данное в литературном произведении; - выделять главное и второстепенное действие или событие произведения; - уметь определять причину, мотивы, время и последствия разворачиваемого действия; - находить выразительные средства языка, описание природы в произведении; - дать характеристику герою, его поступкам, делам, мыслям; - правильно, четко читать произведение или текст в хрестоматии; - выученное наизусть декламировать выразительно и четко; - написать сочинение по эпическим и большим произведениям, в сжатом виде раскрыть смысл; - уметь рассказать о герое: - составлять план эпического произведения; - проводить самостоятельное чтение, пересказ и выражение мнения ( письменно или устно) о прочитанном произведении; - составлять рассказ по картине бурятского художника, используя пояснение, терминологию художественных средств изобразительного искусства. Vll классай түрэлхи литературын хэшээлдэ hурагшадай мэдэсэ, шадабарида табигдаха гол эрилтэнүүд Һурагшад иимэ юумэнуудые мэдэхэ ѐhотой: -Үзэhэн зохѐолойнгоо автор тухай, номой нэрые; - Үзэhэн зохѐолойнгоо гол үйлэнуудые (сэжет, геройнууд, тэдэнэй хоорондохи хани харилсаан тухай; -портрет,пейзаж, эпитет, метафора тухай, тэдэнэй онсо янзануудые; -программаар хараалагдаhан сээжэлдэхэ ѐhотой зохѐолой хэhэгүүдые ,шүлэгүүдые. Һурагшад иимэ юумэнүүдые хэжэ шадаха ѐhотой: -уран зохѐолшын зохѐол соогоо бэшэhэн уран зураглалые хоорэжэ; -үзэжэ байhан зохѐолой гол шухала үйлэнүүдые бусад олон юрын үйлэнүүдhээ илгажа; -зохѐол сохи үйлэнүүдэй болоhон шалтагааниие , сагые, тэрэнэй хойшолонгые элирүүлжэ; - үзэжэ байhан зохѐолой хэлэнэй уран аргануудые, байгаалиин зураглалнуудые текст сооhоо илгажа; -зохѐолой геройдо оорынь хэhэг,хэрэг, үйлэ, хэлэhэн hанал бодолынь баримталан, характеристикэ үгэжэ; -уран зохѐол болон хрестомати сорхи текст зүбоор, тодорхойгоор уншажа; -сээжэлдэhэн зохѐолоо тодоор, уранаар уншажа; -багашаг эпическэ зохѐол болоод ехэ зохѐолой хэhэгүүдые тобшоор,удхадань дүтэрхыгоор, түүбэрилэн найруулан бэшэжэ; -зохѐолой герой тухай хоорэжэ; -багахан эпическэ зохѐолой удхаар түсэб табижа; -оорынгоо дураар уншаhан зохѐол тухайгаа hанамжаяа, ойлгоhоноо оорынхеэрээ хоорэжэ; -уран зураашадай гоѐ hайхан зураг тухай ойлгоhоноо, hанамжаяа хэлэжэ; -« Түрэлхи литература» болоод уншаhан ном соохи тайлбари үгэдэг оньhо хэрэглэжэ. 7. Материально-техническое обеспечение: 1. Электронный учебник 1 поколения «Буряад хэлэн» 2. Электронный учебник 2 поколения «Буряад хэлэн» 3. СД,ДВД – диски (отрывки из произведений, фильмы, презентации) 4. Компьютер 5. Произведения бурятских писателей. 8. Контрольно- измерительные материалы 1. Тесты собственного составления 2. Вопросы и задания по темам. 3. Контрольные работы 4.Сочинения, отзывы 5.Анализ литературного произведения 9. Список литературы 1. . Буряад hургуулиин программа. Буряад литература,Улаан-Yдэ «Бэлиг», 2009. 2. Батоев Б-Д Б, ДоржиевД-Н Д,Балданов С.Ж,Ошоров С.Г,Патаева В.Д «Буряад хэлэн болон литератураар дунда hургуулиин hуралсалай заршам» УлаанYдэ « БГУ», 2004 3. Санжадаева Г.С «Новые технологии на уроках литературы» Научно методическое пособие,Улан-Удэ «Бэлиг»,2006 4. Санжадаева Г.С «Методика анализа художественной прозы» Улан-Удэ, 2008г. 5. Санжадаева Г.С, Пашина Н.В, Казарцева И.В «Уроки литературы в современной школе на основе педагогических технологий» Улан-Удэ, 2007г 6. Хрестоматия « Булагай эхин» 8.Махатов В.Б. «Алтан гадаhан» Улан-Удэ, 2009 г 9.Сокровенное сказание - книга 10.Зерцало мудрости - книга Список проектов 7 класс: 1.Малые жанры УНТ. 2.Гэсэр - эпический герой 3. Мифы - основа легенд. 4. Памятники древней бурятской литературы. 5.Произведения военных лет. 6.Современная поэзия. Календарно-тематическое планирование 7 в класс
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||