Рабочая программа по внеурочной деятельности проектная деятельность «Интерактивный читательский дневник» (2–3 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ №32
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________ Суходоева О.В. Протокол №1 от «29» 08. 2023г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ../______/_Фисенко К.Ю Протокол №1 от «29» 08.2023 г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор ./_________/ Кныш А.В Приказ №192 от 30.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
( «Интерактивный читательский дневник»)
(обще-интеллектуальное направление)
Для 2х -3х классов
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик программы:
Педагог-библиотекарь Коваева Оксана Викторовна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Проектная деятельность (Интерактивный читательский дневник) предназначена для работы с детьми 2-3 классов; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка
Программа разработана в соответствии со следующими законодательными актами:
1. Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «СанПиН 2.4.4.3172-14»;
3. Приказом №196 Министерства Просвещения России от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
5. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242;
6. «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»;
Программа разработана с учётом реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Цель программы:
развитие творческих способностей и креативного мышления, а также расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
Проблема приобщения детей к художественной литературе является на сегодняшний день одной из актуальных и встает очень остро. Наши дети живут в мире новых технологий, в котором появился еще один вид книги – интерактивный.
Интерактивная книга сегодня – это сочетание различных «приемов» и техник (pop-ap, тканевые книги, электронные книги с 3d-анимацией и т.д.).
Основа любой интерактивной книги – это все-таки картинка, завязанная на короткий текст. С изображениями происходят чудеса:
они могут двигаться: герои взлетают, прыгают, танцуют (тканевые и электронные книги);
они появляются из ниоткуда (техника «pop-ap») и т.д.
За счет этого развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, фантазия и воображение ребенка, что очень важно для развития связной речи. Но также появляется интерес и к художественной литературе.
«Pоp-up booking» – это техника создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций. Данные конструкции позволяют приводить в движение и поднимать иллюстрацию, делая ее объемной.
Важная особенность всех механизмов в технике «Pоp-up booking» – в закрытом виде все они становятся плоскими.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы Проектная деятельность (Интерактивный творческий дневник) создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Дневники вели и ведут многие читатели, желающие запомнить прочитанное, осмыслить, вступить в мысленный диалог с писателем, сделать выводы. Современный читательский дневник отличается большим количеством полезной информации, так как QR-коды, помещенные на его страницы, могут отсылать к дополнительным источникам в интернете. Кроме того читательский дневник сегодня помогает читателю самовыражаться, так как страницы не обязательно должны представлять собой сплошные тексты, они могут быть дополнены ментальными картами, pop-up конструкциями, играми и т.д.
Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Формы организации занятий:
литературные игры,
конкурсы,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
проекты.
Программа рассчитана на 70 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 2 года (2-3 класс):
2 класс – 35 часа
3 класс – 35 часа
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Планируемые результаты освоения курса 2 класса
Ученик получит возможность научиться:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
—классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Тематическое планирование учебного материала 2 класс (1 час в неделю)
№ урока | Дата проведения | Содержание учебного материала | |
По плану | По факту | ||
Введение (1 час) | |||
1 | 1 неделя | 01.09. 04.09. | Техника безопасности. Роль книги в жизни человека. |
Здравствуй книга (4 часа) | |||
2 | 2неделя | 08.09. 11.09. | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. |
3 | 3неделя | 15.09. 18.09. | Структура книги (элементы книги). |
4 | 4неделя | 22.09. 25.09. | Изготовление именной закладки. |
5 | 5 неделя | 29.09. 02.10. | Изготовление обложки читательского дневника. |
3. Книги о детях (7часов) | |||
6 | 6неделя | 06.10. 09.10. | Знакомство с творчеством Н.Носова. «Карасик», «Затейники», и т.д. |
7 | 7неделя | 13.10. 16.10. | Викторина по произведениям Н.Носова |
8 | 8неделя | 20.10. 23.10. | Составление паспорта книги |
9 | 9 неделя | 27.10. 06.11. | Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции. |
10 | 10 неделя | 10.11. 13.11. | Выполнение простых предметов в технике «уголок». |
11 | 11 неделя | 17.11. 20.11. | Выполнение простых предметов в технике «уголок». |
12 | 12 неделя | 24.11. 27.11. | Выполнение простых предметов в технике «уголок». |
4. Амурские сказки ( 7 часов) | |||
13 | 13 неделя | 01.12. 04.12. | Амурские сказки. Д.Нагишкин |
14 | 14 неделя | 08.12. 11.12. | Знакомство с иллюстрациями Геннадия Павлишина |
15 | 15 неделя | 15.12. 18.12. | Составление паспорта книги |
16 | 16 неделя | 22.12. 23.12. | Знакомство с изготовлением поп-арт конструкции с движущимися элементами. |
17 | 17 неделя | 12.01. 15.01. | Выполнение странички читательского дневника с появляющимся и исчезающим рисунком. |
18 | 18 неделя | 19.01. 22.01. | Выполнение странички читательского дневника с появляющимся и исчезающим рисунком. |
19 | 19 неделя | 26.01. 29.01. | Выполнение странички читательского дневника с появляющимся и исчезающим рисунком. |
5. Старые добрые сказки (7 часов) | |||
20 | 20 неделя | 02.02. 05.02. | Сборники зарубежных сказок. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» |
21 | 21 неделя | 09.02. 12.02. | Герои сказок. Викторина «По страницам сказок Х.К.Андерсена». |
22 | 22 неделя | 16.02. 19.02. | Составление паспорта книги |
23 | 23 неделя | 29.02. 26.02. | Знакомство с элементом с несколькими деталями по центру, что позволяет создавать необычные композиции с большим количеством деталей. |
24 | 24 неделя | 01.03. 04.03. | Выполнение элементов с несколькими деталями по центру. |
25 | 25 неделя | 11.03. 15.03. | Выполнение элементов с несколькими деталями по центру. |
26 | 26 неделя | 18.03. 20.03. | Выполнение элементов с несколькими деталями по центру. |
6. Книги о братьях наших меньших. (7 часов) | |||
27 | 27неделя | 22.03. 01.04. | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника. |
28 | 28неделя | 05.04. 08.04. | Викторина. |
29 | 29неделя | 12.04. 15.04. | Составление паспорта книги |
30 | 30неделя | 19.04. 22.04. | Знакомство с креплением независимых деталей внутри pop-up странички. |
31 | 31неделя | 26.04. 29.04. | Выполнение крепления деталей за «ушки». |
32 | 32неделя | 06.05. 11.05. | Выполнение крепления деталей за «ушки». |
33 | 33неделя | 13.05. 24.05. | Выполнение крепления деталей за «ушки». |
7. Оформление читательского дневника(2 часа) | |||
34 | 34неделя | 20.05. 29.05. | Сбор книжных блоков. |
35 | 35неделя | 27.05. 31.05. | Беседа. Рекомендации на лето. |
Содержание:
Раздел 1. Введение – 1 час.
Введение - 1 час.
Техника безопасности.
Роль книги в жизни человека.
Раздел 2. Здравствуй книга - 4 часа.
Роль книги в жизни человека. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Раздел 3. Книги о детях – 7 часов.
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Знакомство с предметом базовых форм элементов – техникой параллельных выдвижных блоков («Уголок»). Знакомство с разнообразием материалов для работы, техникой безопасности.
Раздел 4. Амурские сказки -7 часов.
Чтение вслух «Амурских сказок». Иллюстрации. Викторина по сказкам Д.Нагишкина.
Знакомство с изготовлением поп-арт конструкции с движущимися элементами. Выполнение странички читательского дневника с появляющимся и исчезающим рисунком.
Раздел 5. Старые добрые сказки– 7 часов.
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Справочный аппарат книги-сборника. Выставка зарубежных сказок. Г.Х.Андерсен. Герои сказок. Викторина «По страницам сказок Х.К.Андерсена».
Знакомство с элементом с несколькими деталями по центру, что позволяет создавать необычные композиции с большим количеством деталей. Развитие навыка проектирования изделия, навыка работы с бумагой и инструментами, навыка разработки плана действий и декора изделия.
Раздел 6. Книги о братьях наших меньших. – 7 часов.
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника.
Художники-оформители книг о животных.
Знакомство с простыми способами крепления независимых деталей внутри pop-up композиции. Освоение двух способов крепления.
Раздел 7. Оформление читательского дневника – 2 часа.
Применение изученных форм объёмных элементов для создания книг. Рассмотрение различных тем для книг. Изучение создания корешка для книги. Сбор книжных блоков.
Тематическое планирование учебного материала 3 класс (1 час в неделю)
№ урока | Дата проведения | Содержание учебного материала | |
По плану | По факту | ||
Введение (1 час) | |||
1 | 1 неделя | 05.09. | Техника безопасности. Роль книги в жизни человека. |
Здравствуй книга (4 часа) | |||
2 | 2неделя | 12.09. | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. |
3 | 3неделя | 19.09. | Структура книги (элементы книги). |
4 | 4неделя | 26.09. | Изготовление именной закладки. |
5 | 5 неделя | 03.10. | Изготовление обложки читательского дневника. |
3. Животные — герои детской литературы (7часов) | |||
6 | 6неделя | 10.10. | Знакомство с творчеством М.Козлов «Как ежик и медвежонок протирали звезды», и т.д. |
7 | 7неделя | 17.10. | Викторина по произведениям М. Козлова |
8 | 8неделя | 24.10. | Составление паспорта книги |
9 | 9 неделя | 07.11. | Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции. |
10 | 10 неделя | 14.11. | Выполнение горизонтальной странички с накладными элементами. |
11 | 11 неделя | 21.11. | Выполнение горизонтальной странички с накладными элементами. |
12 | 12 неделя | 28.11. | Выполнение горизонтальной странички с накладными элементами. |
4. Амурские сказки ( 7 часов) | |||
13 | 13 неделя | 05.12. | Амурские сказки. Д.Нагишкин |
14 | 14 неделя | 12.12. | Знакомство с иллюстрациями Геннадия Павлишина |
15 | 15 неделя | 19.12. | Составление паспорта книги |
16 | 16 неделя | 09.01. | Знакомство с алгоритмом создания элемента спираль на конкретном примере. |
17 | 17 неделя | 16.01. | Выполнение странички читательского дневника с элементом спираль. |
18 | 18 неделя | 23.01. | Выполнение странички читательского дневника с элементом спираль. |
19 | 19 неделя | 30.01. | Выполнение странички читательского дневника с элементом спираль. |
5. Книги о родной природе (7 часов) | |||
20 | 20 неделя | 06.02. | Знакомство с творчеством В. Бианки «Лесная газета», и т.д. |
21 | 21 неделя | 13.02. | Викторина по произведениям В. Бианки |
22 | 22 неделя | 20.02. | Составление паспорта книги |
23 | 23 неделя | 27.02. | Знакомство с элементом с несколькими деталями по центру, что позволяет создавать необычные композиции с большим количеством деталей. |
24 | 24 неделя | 05.03. | Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов) |
25 | 25 неделя | 12.03. | Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов) |
26 | 26 неделя | 19.03. | Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов) |
6. Книги о детях. (7 часов) | |||
27 | 27неделя | 02.04. | Знакомство с творчеством М. Зощенко |
28 | 28неделя | 09.04. | Викторина. |
29 | 29неделя | 16.04. | Составление паспорта книги |
30 | 30неделя | 23.04. | Знакомство с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. |
31 | 31неделя | 30.04. | Выполнение странички с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. |
32 | 32неделя | 07.05. | Выполнение странички с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. |
33 | 33неделя | 14.05. | Выполнение странички с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. |
7. Оформление читательского дневника(2 часа) | |||
34 | 34неделя | 21.05. | Сбор книжных блоков. |
35 | 35неделя | 28.05. | Беседа. Рекомендации на лето. |
Содержание:
Раздел 1. Введение – 1 час.
Введение - 1 час.
Техника безопасности.
Роль книги в жизни человека.
Раздел 2. Здравствуй книга - 4 часа.
Роль книги в жизни человека. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции. Выполнение горизонтальной странички с накладными элементами.
Раздел 3. Животные — герои детской литературы – 7 часов.
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника.
Художники-оформители книг о животных.
Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции. Выполнение горизонтальной странички с накладными элементами.
Раздел 4. Амурские сказки -7 часов.
Знакомство с алгоритмом создания элемента Чтение вслух «Амурских сказок». Иллюстрации. Викторина по сказкам Д.Нагишкина.
спираль на конкретном примере. Выполнение странички читательского дневника с элементом спираль.
Раздел 5. Книги о родной природе– 7 часов.
Книги В. Бианки: работа с каталогом, составление выставки книг.
Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов)
Раздел 6. Книги о детях. – 7 часов.
Книги-сборники о детях и для детей (М.Зощенко).
Знакомство с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. Выполнение странички с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги.
Раздел 7. Оформление читательского дневника – 2 часа.
Применение изученных форм объёмных элементов для создания книг. Рассмотрение различных тем для книг. Изучение создания корешка для книги. Сбор книжных блоков.
Планируемые результаты:
В результате изучения данной программы, обучающиеся будут уметь:
Личностные результаты
Проявлять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Адекватно реагировать в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
Выражать собственное мнение и позиции, не нарушая общую культуру поведения.
Метапредметные результаты:
Определять и формировать цель деятельности на уроке;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;
Строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и художественной форме.
Предметные результаты
Уметь работать с художественными материалами
Уметь конструировать простую фигуру из её частей;
Уметь подбирать материалы, соответствующие замыслу и назначению изделия.
Уметь самостоятельно составлять и осуществлять алгоритм работы над изделием.
Уметь производить готовый к использованию продукт (предмет декора, игрушку).
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Для реализации программы внеурочной деятельности Проектная деятельность (Интерактивный читательский дневник) необходимо предоставить:
Кабинет
Учебная мебель (парты, стулья)
Раковина
Компьютер
Принтер
Бумага плотная (300-350г/м) белая, цветная
Линейка металлическая 30 см
Ножницы канцелярские
Нож макетный (канцелярский) + набор для утилизации лезвий
Фломастеры
Перманентный маркер (черный)
Клей канцелярский силикатный (резиновый)
Макетный коврик (с разлиновкой)
Ручная биговка
Циркуль
Простой карандаш, стёрка
Информационное обеспечение: для практической работы используются «развертки» (шаблоны работ), находящиеся в свободном доступе (книги, интернет).
Все используемые материалы имеются в свободном доступе и не нарушают авторских прав.
Кадровое обеспечение: педагог-библиотекарь.
Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Первичный, позволяющий определить исходные знания обучающихся (тестовое задание). Результаты первичного контроля определяют исходный уровень развития ученика и уровень программы, на которую он будет зачислен.
Текущий, в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действий методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Зачет, что будет отражено в карте развития учащегося
Форма представления результатов:
- презентация своей (самостоятельной) работы
- выставка работ учащихся.
Оценочные материалы: Для оценки эффективности обучения используется карта развития учащегося .
Методическое обеспечение:
Наборы заготовок (трафареты, шаблоны).
Методическая литература.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие всегда начинается со взаимного приветствия и подготовки рабочего места. После подготовки краткая беседа с учениками:
Повторение действий и задач прошлого занятия
Постановка задач и составление плана действий на текущее занятие.
Краткий инструктаж по выполнению текущего этапа работы.
Практическая работа под контролем педагога.
В конце занятия краткая беседа:
Рефлексия: выполненные задачи из поставленных на текущее занятие, качество проделанной работы,
Краткий план действий на следующее занятие.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Соколова Ольга. Pop-up. Чудеса бумажного декора-Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
Дадашова З.Р. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
Дадашова З.Р. Резные открытки. - Москва: АСТ-Пресс, 2014
Использованные источники сети Интернет:
АРТ-студия Ступеньки: www.youtube.com/channel/UC1x8LJt- SXzjvjqsZHXKVEQ
Рекомендуемые пособия для учащихся:
Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3,4 класс. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011