Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Коновалова Н.Г.
Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства, познакомить его с народными традициями, научить видеть красоту и гармонию, развить восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания помогает русская народная культура. Это богатейший материал. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно- исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Первым социальным институтом в развитии и воспитании ребенка является семья. Поэтому свою работу мы направили на привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс детей.
Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Мы стараемся активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, в частности нашей группы. Они постоянные участники всех наших мероприятий. Еженедельно мы знакомим детей с малыми фольклорными формами. В эти дни дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, игр и забав. Посезонно проводим посиделки, в которых принимают активное участие родители, они вместе с детьми узнают много нового о народных играх, разучивают считалочки, загадки, пословицы, узнают новое о народных праздниках («Масленица», «Вербное воскресенье», «Рождество» и др., их значение, правила проведения, обычаи русских людей. Проводим досуги «Бабушка в детском саду», развлечения «Смех вам, да веселье», «Русская печка – всему дому кормилица», «Не перевелись богатыри на земле русской», праздники «Русского платка» и другие. Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием. Они имеют возможность наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов.
Традиционными стали в группе чаепития с родителями. Во время которых проходят дружеские беседы, обмен информацией, мнениями, впечатлениями, намечаем новые планы дальнейшей работы.
Мы стараемся воспитывать в детях уважение к родителям, заботу, любовь. Радуем их нашими небольшими подарками.
Включаем в свою работу семейные экскурсии в городской музей, где большое внимание уделяем обустройству комнаты русского крестьянина, ее утвари и убранству.
Посещаем выставки в художественной школе, выставки народного творчества, где свои работы выставляют местные умельцы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества в детском саду, в Доме творчества, в Доме культуры детей и молодежи.
В уголке для родителей помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу, сделать свистульку. В таких уголках помещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Русские матрешки» и многие другие.
По данной теме публикуем статьи в средствах массовой информации.
Вовлечение родителей в работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры является приоритетным направлением в формировании ценностных ориентаций у дошкольников.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - Д. С. Лихачев.
Именно поэтому русская народная культура должна стать основной частицей развития души дошкольника, началом, которое сотворит личность.