Рассказ о Папченко Василии Семеновиче - участнике Великой Отечественной войны
У вечного огня.
Гранитные плиты и подпись на плитах:
«Никто не забыт и ничто не забыто!»
И бьется над плитами вечный огонь
И снова на сердце ложится ладонь.
Нет, Вы не погибли, Вы только уснули
И вечная память стоит в карауле
И в скорбном молчанье висит тишина,
Чтоб снова не грянула в мире война.
В сердцах поколений та память хранит:
«Ничто не забыто, никто не забыт!»
И в памяти этой – огромная сила
Сошлись поколенья у братской могилы
«Живые» цветы не уходят с гранита:
«Никто не забыт, ничто не забыто!»
Мой рассказ о Папченко Василии Семеновиче - участнике Великой Отечественной войны.
Василий Семенович ушел на фронт, как и многие односельчане, в первые дни войны. Многое повидал он, сначала защищая, а затем освобождая от немецко–фашистских захватчиков города и села нашей Родины. Но особый след в его жизни оставил один бой. По воспоминаниям Папченко В.С. «это было в боях за Латвию под городом Ригой в конце 1943 года. Пальба, стрельба, танки двигаются, вражеская пехота норовит из леса в поле войти…
Резкий визгливый взрыв, клуб огня с серо-синим дымом – это истребители танков угодили в один из них. Но внезапно все смолкло, словно отрубило топором: танк продрал завесу дыма и как ни в чем не бывало, пошел вперед, водя хоботом пушки, словно дергая ноздрей и принюхиваясь к дерзкой пушчонке, которая всадила ему снаряд прямо в бронированный лоб. Через минуту пушка, как дворовой пес, лежала кверху лапами. Наш танковый полк бил и загнал вражескую обратно в лес. И вдруг – налет немецких самолетов. Посыпались бомбы на наши позиции, на наши танки. В этом бою было подбито и осталось на военных дорогах 15 наших танков с трупами сгоревших боевых товарищей. Мой танк ИС (Иосиф Сталин) во время боя тоже загорелся от немецкого снаряда, но боевой экипаж продолжал сражение, уничтожая живую силу и технику противника. В результате механик танка и заряжающий сгорели в танке. Командир тоже был ранен и находился без сознания. Я, сам весь обгоревший, собрал все силы, выполз из горевшего танка и вытащил своего командира, и только после этого потерял сознание. » Затем Василий Семенович и другие раненые были отправлены в госпиталь, который находился в городе Горький. Лечение было долгим и трудным. За этот подвиг Папченко В.С. был награжден Орденом Отечественной войны I степени, а командир танка Новиков М.И. – Орденом Александра Невского. После госпиталя Василий Семенович продолжил воевать с немецкими захватчиками, прошел всю войну, были еще ранения и, конечно, награды. Он был награжден еще одним Орденом Отечественной войны I степени и многими медалями. После войны Василий Семенович вернулся в родную деревню, работал в колхозе. Но фронтовые раны давали о себе знать, и он был признан инвалидом войны II степени. В 1970 году состоялась его встреча со спасенным командиром танка Новиковым Михаилом Ивановичем, который приезжал к нему в Новую Безгинку. Затем боевой товарищ и командир увез Василия Семеновича к себе в гости в Кировоград.
Папченко В.С., как и других ветеранов войны, уже нет в живых. Но его воспоминания и рассказы о войне напоминают нам еще раз, что герои живут и жили рядом с нами и лучшая благодарность им – это наша память. Ведь их подвиг бессмертен.
Порфирьева Марина Ивановна