«МОЙ ПРАПРАДЕД – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРГАЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
им. Героя Советского Союза Баймурзина Г.И.
«МОЙ ПРАПРАДЕД – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Автор работы: Лёзина Кира Андреевна
ученица 2 «в» класса МОУ АСОШ №2
Руководитель: Каюмова Гульфия Тимергазеевна
учитель начальных классов
с.Аргаяш
2019 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………….3
1.1 Актуальность выбранной темы ………………………………3
1.2 Проблема.. ……………………………………………………..3
1.3 Цели …………………………………………………………....3
1.4 Задачи, поставленные для реализации исследования ...…....3
1.5 Методы..……………………………………………………..3-4
Описание работы…………………………………………..4
2.1 Анкетирование и результаты……………………………..…..4
2.2 Архивные данные и результаты опроса родственников…....4
2.3 Информация о битве на Курской дуге………………….…….5
2.4 Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году…………………….…..5
2.5 Выводы…………………………………………………….…...5
Рефлексия……………………………………………………5
Приложения …………………………………………….6 - 9
Источники информации ………………………………..10
Почему же мне захотелось рассказать о своём прапрадедушке?
На уроках и классных часах мы много говорим о том, что надо знать свои корни, своих предков, тех, кто ещё живёт рядом с нами, и, что надо помнить об ушедших. Во втором классе мы создавали проект «Моя родословная». И я задумалась: «А что я знаю о моих родных дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках? И, выяснила, что я ничего не знаю о моём прапрадеде. Решила провести исследование.
Считаю, что моя работа очень актуальна, так как для меня очень важно, чтобы осталась память о прапрадедушке не только в виде нескольких фотографий, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний. А ещё наша школа участвует в проекте «Бессмертный полк нашей школы» и я, как и многие учащиеся школы, готовлю информацию для карты памяти в фойе школы, а в классе мы создаём вместе с родителями «Альбом памяти»
Проблема исследования: у меня было очень мало информации о моём прапрадеде. Знала, что звали его Акульшин Дмитрий Андреевич, что он ушёл на войну и там погиб. Это я узнала от своей мамы. И я предположила, что, если мой прапрадед ушёл на войну и там погиб, то значит, где-то есть его могила, возможно даже с его именем
Для начала поставила перед собой цели:
узнать историю жизни моего прапрадедушки;
вызвать интерес окружающих к истории о Великой Отечественной войне
Исходя из этих целей, поставила конкретные задачи:
-Выяснить, что известно о прапрадеде в нашей семье.
-Найти документы, касающиеся личности моего прапрадеда.
-Изучить историю битв, в которых участвовал дед.
-Выступить с докладом «Мой прапрадед - участник Великой Отечественной войны» на классном часе.
-Заинтересовать одноклассников изучением семейного архива и истории в целом о войне своим примером.
В ходе исследования я прибегла к таким методам, как:
беседы с мамой, с бабушкой и интервью с родственниками;
анализировала материал, выбирала главное;
создала стенгазету;
провела анкетирование среди одноклассников, с такими вопросами, как:
- Приходилось ли тебе изучать свой семейный архив?
- Был ли кто-нибудь из твоей семьи на войне?
- Изучал ли ты историю Великой Отечественной войны?
- Увлекаешься ли ты чтением книг о Великой Отечественной войне?
Результаты анкетирования показали следующие результаты:
- Приходилось ли тебе изучать свой семейный архив?
Да – 22 человека
Нет – 0
Не знаю – 2 человека
- Был ли кто-нибудь из твоей семьи на войне?
Да – 17 чел.
Нет – 1 чел.
Не знаю – 6 человек
- Изучал ли ты историю Великой Отечественной войны?
Да – 11 человек
Нет – 7 человек
Немного – 6 человек
- Увлекаешься ли ты чтением книг о Великой Отечественной войне?
Да – 8 человек
Нет – 6 человек
Иногда – 10 человек
Исследования показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину. Знания их получены из бесед с родственниками, из прочитанных книг.
Я тоже в их числе. Провела своё первое маленькое исследование.
В итоге работы над исследованием были получены следующие данные.
Из архивных данных и со слов родственников мне стало известно, что прапрадед - Акульшин Дмитрий Андреевич родился в 1898 году. (Приложение 1.) Проживал в Увельском районе Челябинской области хутор Андреева. Жена – Марья Тимофеевна. В семье было семеро детей. Во время Великой Отечественной войны был сержантом. В одном из архивных документов удалось узнать, что дед мой служил в 73 гвардейской стрелковой дивизии (73 гв. сд) Погиб в бою у села Крутой Лог Шебекенского района Курской (ныне Белгородской) области 6 июля 1943 года. В начале знаменитой Курской битвы.
Решила узнать об этой битве подробнее. Курская битва – одно из самых крупнейших и важных сражений ВОВ, проходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года (длительность 49 дней). Кстати, 23 августа является Днём воинской славы России. Немецкое командование дало название этой битве – операция «Цитадель» В районе села Крутой Лог боевые действия вели части 15-ой и 73-ей гвардейских стрелковых дивизий. В 73-й, как мы узнали, и воевал мой прапрадед. Битва на Курской дуге окончательно решила исход Великой Отечественной войны. Немецко-фашистская армия потерпела поражение. Потери в ходе Курской битвы были просто огромными, за этот период было убито и ранено более 800 тысяч человек. В селе Крутой Лог захоронено 1448 человек.
В 1968 году в селе открыт памятник регионального значения, который охраняется государством.(Приложение 2) Это братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году. Композиция представляет собой железобетонную фигуру красноармейца, установленную на кирпичном постаменте. В центре стилобата – вечный огонь. Перед памятником восемь надгробных плит. В одной из них выбито имя моего прапрадеда Акульшина Дмитрия Андреевича.
Подводя итоги исследовательской работы, хочу сказать о следующем. Я горжусь своим прапрадедом! Он молодец! Он герой! Подтвердилась моя гипотеза: что лежит он не в безымянной могиле, а стоит над его могилой целый памятник с его именем вместе с именами таких же отважных героев. И я призываю всех не забывать подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Это дань памяти всем, подарившим нам жизнь. С таким призывом и историей жизни моего прапрадеда Акульшина Дмитрия Андреевича выступила перед своими одноклассниками и перед вами, уважаемое жюри.
Цели исследования выполнила. Но останавливаться не буду, обязательно продолжу собирать материал о своих предках.
Потому что я поняла, что это важно, знать свои корни. Это нужно в память о них и для будущего поколения. В ходе исследования мне понравилось искать информацию, правда, я не совсем быстро умею находить информацию в интернете. Думаю, скоро научусь.
Спасибо за внимание.
Приложение 1
Приложение 2
Источники информации:
http://pobeda.elar.ru/issues/kurskaya-oboronitelnaya-operatsiya/
Фотографии из интернета и семейного архива