12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полковникова Надежда Михайловна18

Н.М.Полковникова, учитель английского языка

ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т.Рощинский

м.р.Волжский Самарская область



Развитие мышления у детей с ОВЗ на уроках английского языка.

Говоря о развитии мышления ребенка, мы, в первую очередь, подразумеваем развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности у ребенка с ЗПР очень специфично, хотя с легкой степенью задержки ребенок внешне может не отличаться от сверстников, но он имеет специфические особенности развития своего мышления. Но, если ребенку создать благоприятные условия, то он может догнать своих одноклассников с типичным развитием. И задача учителя создать для ребенка с ЗПР такие условия.

Ключевые особенности детей с ЗПР.

Снижение познавательной активность.

Неготовность к интеллектуальным усилиям.

Неполнота дошкольного опыта взаимоотношения с окружающим миром.

Недостаточно сформированы основные мыслительные операции.

Недостаточный объем знаний и представлений.



Что же важно понять учителю, у которого в классе учится ребенок с ЗПР. Во-первых, определить то, что у данного ребенка хорошо сформировано, на что можно опираться. Оценить объем знаний и представлений у ребенка. Ведь каждый ребенок индивидуален.

Когда мы говорим о мышлении нужно понимать не только особенности, но и то, что эти особенности на разных этапах мыслительной деятельности проявляются по-разному.

Этапы мыслительной деятельности

1 Ориентировка в условиях задачи

2 Создание схемы решения

3. Выделение способов решения

4. Контроль результатов

Учителю важно знать этапы мыслительной деятельности, потому что особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР на каждом этапе могут проявляться по-разному. И учитель сможет понять почему конечный результат не получился только после того, как поймет на каком этапе у ребенка возникают трудности. Только после этого он сможем подобрать реальные способы помощи, которую можно предложить ребенку на уроке.

В развитии мыслительной деятельности очень важна самостоятельность. Когда мы говорим, что мы помогаем ребенку на уроке, мы всегда предполагаем, что учитель должен в это время выстроить личный контакт с ребенком, подойти к нему. На уроке присутствуют много детей ,понятно, что возможность такой помощи ребенку очень ограничена. И, поэтому важно понимать, как развивать самостоятельность ребенка, как формировать его умение учиться. Можно выделить тапы формирования учебных действий.

Этапы формирования учебных действий.

1. Совместное пошаговое выполнение по речевой инструкции учителя.

учитель стоит рядом и вместе с ребенком выполняет задание

2. Совместное пошаговое выполнение по наглядной программе.

- создание плана действий вместе с ребенком, учитель помогает этим планом пользоваться

3. Совместное выполнение по частично свернутой наглядной программе

дальнейшая помощь взрослого сокращается

4. Самостоятельное выполнение по внутренней программе с опорой на наглядную программу в случае затруднений.

- на этом этапе ребенок научится самостоятельно пользоваться таким планом и это будет важным шагом в развитии учебной самостоятельности.

5. Самостоятельное выполнение действий по внутренней программе.

Учителю важно выделять данные этапы, т.к. без них ребенок не научится учебной самостоятельности.

На уроках английского языка я уделяю большое внимание организации деятельности ученика с ЗПР на уроке.

Организация деятельности на уроке.

Использование внешнего мотивирующего подкрепления.

Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.

Создание ситуации успеха на занятии.

Создание благоприятного климата на уроке.

Опора на эмоциональное восприятие.

Введение физминуток.

Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью. Постоянное управление вниманием.

При планировании уроков использовать игровые моменты, яркую наглядность, применять ИКТ.

Очень важно использовать разнообразные приемы обучения.

Вариативные приемы обучения.

Повтор инструкции.

Альтернативный выбор.

Речевой образец или начало фразы.

Демонстрация действий.

Подбор по аналогии, по противопоставлению.

Чередование легких и трудных заданий (вопросов).

Совместные или имитационные действия.

Ребенку с ЗПР очень трудно включиться в работу. И задача учителя помочь ему в этом.

На уроках я использую различные виды помощи:

учебные;

стимулирующие;

направляющие;

обучающие.

Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.

При изучении английского языка я использую коррекционные упражнения, которые развивают мышление, память, внимание и создают на уроке ситуацию успеха. За счет специальных упражнений учащиеся лучше воспринимают новый материал и лучше запоминают старый. Использование таких приемов в структуре урока, как индивидуально, так и в малых группах, позволяет сделать урок насыщенным, разнообразным и интересным. Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует повышению уровня учебной деятельности школьников с задержкой психического развития.

При помощи этих упражнений я решаю несколько задач:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности школьников, имеющих трудности в обучении.

Развитие основных мыслительных операций.

Различие разных видов мышления.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Снятие эмоциональной напряженности.

Создание ситуации успеха.

Коррекционные упражнения содействуют активизации процесса усвоения образовательных программ. На развитие мышления, внимания я часто использую кроссворды, «лишний предмет», лабиринты, «Собери слово», лесенки, «Найди отличия» и др.

Эффективно использую на своих уроках современные образовательные технологии:

Разноуровневую дифференциацию обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка с детьми с ЗПР. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также в заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться

Работая с детьми с ЗПР, я корректирую подачу учебного материала.

уменьшаю объем изучаемой лексики;

выбираю  легко    запоминающиеся    конструкции    по грамматике;

подбираю упрощенные тексты;

Я считаю, что оценивание учащихся с ЗПР нужно проводить не только по достигнутым результатам, а и за старание и усилия учащихся.

Подводя итог, хочется отметить, что развитие мышления – это одна из высших психических функций, и если она не будет сформирована, то ребенок будет неуспешным. А успешность это то важное обстоятельство, которое помогает ребенку не только учиться здесь, в этот момент, но и поможет ему в дальнейшем догнать своих типично развивающихся сверстников и стать успешным.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.