Методические рекомендации «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальной школе»
Прокофьева М.Д.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4
г.Лиски
«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - Л.Н.Толстой.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности и поэтому очень важно правильно организовать этот процесс.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. В организации творческого подхода к выполнению заданий по литературному чтению можно выделить три этапа.
Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников формируются на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. При организации познавательных творческих дел, используем «Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности
способствует вовлечению всех в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора. Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.
Второй этап системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Например, при изучении раздела «Устное народное творчество» детям был предложен творчески - исследовательский проект «Книга загадок». Цель данного проекта: продолжить знакомство с устным народным творчеством, рассмотреть особенности построения, историю рождения загадки, раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе, дать представление о видах загадок, познакомить с художественными средствами, обучать умению говорить образно, формирование нравственных ценностей через национальные традиции. Задачи: научить способам поиска информации, ее анализа, элементам поисковой работы, проявить творчество мышления, вызвать интерес детей к проектной деятельности. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок попробовал побывать в роли исследователя, писателя, художника, сказителя. Целесообразность применения по данной теме метода проектирования заключалось в том, что присутствовала самостоятельная деятельность учащихся, этапность работы по данной теме, виден конечный результат, применялись исследовательские методы, сбор, систематизация, анализ и обсуждение результатов. Результат данного проекта – книга загадок. В книгу, составленную детьми, вошли такие загадки:
1. Жужжит, но не пчела.
Крутится, но не юла.
Положи мороженое, сок налей,
Получишь вкусненький коктейль. (Миксер)
2. Я не кран и не лейка,
У меня длинная шейка.
Отгадать меня сумей-ка. (Жираф)
Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини - сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек и т.д., организация конкурсов на придумывание самых сложных скороговорок или самых смешных потешек. Вот примеры детских сочинений:
Семь семян Семён сыскал,
Сыну в сени их ссыпал.
Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда просим детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Для развития речи и отработки литературного языка проводим речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.
Один из приёмов развития творческих способностей учащихся, которые используем на своих уроках - “стихотворство”. Сначала на уроках обучения грамоте применяем много стихотворного материала о звуках и буквах (загадки, стихи, сказки), которых надо сказать, достаточно и в самом учебнике, они предлагаются для заучивания. Потом задания усложняются, и ребята придумывают рифмы к словам, а затем целые строчки к стихотворениям. Дети рифмуют с удовольствием. Хочется отметить, что способность детей к стихотворству проявлялась впоследствии не только на уроках литературного чтения; дети самостоятельно рифмовали и правила из русского языка, и придумывали четверостишия к урокам окружающего мира.
Вот стихотворение ученицы 3 класса Черняк Дарьи:
«Осень»
Посмотрю я в окошко,
А вокруг красота.
Осень рыжею кошкой
Разлеглась у окна.
Отцвели георгины,
Лишь последний цветок
Жёлтым цветом сияет,
Выпив солнца глоток.
Большую помощь учителю в развитии творческой индивидуальности школьников оказывают «Поэтические тетради» по литературному чтению, в которые дети записывают сочинённые двустишия, четверостишия, свои загадки, сочинения, рассказы. Выполняя все эти задания систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.
Результатом работы считаем - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
5