Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ООО как необходимое условие для их успешной социализации»

0
0
Материал опубликован 1 November 2023

МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева г. Сургут ХМАО-Югра


Левицкая Ирина Николаевна,

учитель технологии,

педагог дополнительного образования

«Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ООО как необходимое условие для их успешной социализации».

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе дети-инвалиды, имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Начиная с 2011 года МБОУ СОШ № 18 г. Сургута ХМАО-Югры осуществляет образовательную деятельность по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент образовательное учреждение реализует программы:

адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся» (вариант 2.2 -1 отделение);

а​даптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (7.2);

адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6.1);

а​даптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития (5-9 кл.);

адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования для глухих детей (10-11 кл.).

Так же в образовательном учреждении реализуются инновационный проект «Персонализация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации». Проект направлен на развитие эффективных форм и методов персонализации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья посредством создания инклюзивного образовательно-воспитательного пространства в условиях общеобразовательной организации.
Социальная адаптация играет наиболее значимую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, часто она зависит от специфических личностных характеристик, от вида нозологии. Современные молодые люди с ОВЗ сталкиваются с трудностями при социализации и попытке стать частью общества. Их преследует одиночество, сложности во время получения инклюзивного профессионального образования, обучения на разных ступенях образовательной программы от школы до вуза. Не менее актуальны проблемы с устройством выпускников на работу.
Социально-экономические изменения в обществе, принятие международных правовых актов стимулируют включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство.

Работая учителем технологии и педагогом дополнительного образования с обучающимися с ОВЗ, ставлю главной своей задачей оказывать всестороннюю помощь детям в успешной адаптации к социуму через развитие их творческого потенциала.

Для реализации данной задачи опираюсь на системно-деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии:

обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии, объяснительно-иллюстративные технологии, игровые, технологии дифференциации и индивидуализации обучения (разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ).

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них творческое развитие несет под собой более важные аспекты и дает ощущение своей личностной ценности, улучшение самооценки; возможность выстраивать социальные контакты, что очень важно для развития гармоничной личности; контроль собственных эмоций, избавление от негативных переживаний. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности.

В своей работе всегда нахожу к каждому ребёнку индивидуальный подход, через выполнение практических работ подвожу к «ситуации успеха». Создаю условия, направленные на совместную творческую деятельность со здоровыми детьми, а также обеспечение индивидуального подхода в соответствии с нарушениями здоровья детей с ограниченными возможностями. Во время занятий создаю положительные эмоции, которые помогают учащимся с особенностями лучше и осознаннее воспринимать предлагаемый материал. Применяю сочетание наглядных средств с приёмами и методами речевого воздействия. Сочетание традиционных и инновационных технологий стимулирует развитие творческих способностей учеников, помогает обогатить их воображение.

Под моим руководством учащиеся ежегодно участвуют в городском творческом фестивале для детей с ОВЗ «Солнце для всех» с творческими работами, в дистанционных конкурсах и фестивалях творчества. С учащимися средней школы на занятиях делаем тактильные книги, которые потом изучают младшие школьники. Совместно выполняем творческие мини-проекты по интерьеру жилой комнаты, где дети развивают творческую моторику. Играя, дети расслабляются, становятся спокойными, восстанавливается их эмоциональное состояние. На уроках технологии изготавливаем небольшие игрушки для театральной деятельности для самодельного кукольного театра. Учащиеся с ОВЗ, играя, познают не только новое, но и у них формируются коммуникативные навыки. Нетрадиционные техники помогают ребенку почувствовать интерес к новому, развить желание к учебной и трудовой деятельности, испытать радость творческого труда. Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления обучающихся с ОВЗ, развивает в них нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Овладевая основами изображения в процессе освоения разнообразных художественных техник, обучающиеся с ОВЗ приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности.

Принимаю ежегодно участие в городском мероприятии «Неделя инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей» с мастер-классами, так же принимаю участие в методических советах, совещаниях по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях Центра дополнительного обучения детей в МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева. Для реализации дополнительного образования разработала адаптированные программы в системе ПФДО: «Полезный интернет» для обучающихся 5-11 класса, «Конструирование и дизайн» для обучающихся 5-8 классов, «Как живёшь, сказка?» для обучающихся 2-4 классов.

Первостепенная роль в развитии личности ребенка принадлежит его ближайшему окружению. При обучении и воспитании детей с ОВЗ не будет достигнут успех, если родители не будут вовлечены в образовательный процесс. Провожу беседы и встречи с родителями, участвую в городском мероприятии для родителей учащихся с ОВЗ. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нём положительные личностные качества.

Развитие мелкой моторики – развивает логическое и пространственное мышление. Дети с ограниченными возможностями здоровья как правила хорошо собирают Lego-конструктор. На занятиях со слабослышащими детьми реализую модуль «Роботехника». Конструирование в данном случае, как этап проектирования, является важным средством коррекции и развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий. Создавая модель, дети общаются друг с другом, рассказывают педагогу и другим детям, что они хотят сконструировать. Конструированию по замыслу лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка. Конструктор Lego, предоставляет ребенку с ОВЗ, возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. Благодаря развитию творческого потенциала, дети с ОВЗ начинают понимать, на что способны. Они готовы принять помощь взрослых на пути саморазвития и самообразования.

Приоритетные задачи на учебный год: включать учащихся с ОВЗ в реализацию проектов «Билет в будущее», «Будущий профессионал», посещение выставок, экскурсий, проведение мастер-классов вместе с родителями.

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации