Материал на проверке

Рекомендации для внедрения ФГОС

0
0
Материал опубликован Вчера в 21:38

Репина Раиса Георгиевна

учитель географии

МБОУ «Гимназия №1»


Апробация рабочей программы по географии в 5-х классах

в рамках введения ФГОС третьего поколения

С 15 сентября 2021 года началась апробация примерной рабочей программы по географии в 5 классе. Было получено согласие родителей. Это было одно из обязательных условий. Апробация Примерной рабочей программы проходила в виде применения в учебном процессе. В течении учебного года я должна была после изучения тематического блока из примерной программы заполнить в он-ланй дневник наблюдения. Вашему вниманию представлена анкета. Линия учебных материалов, которая была выбрана для апробации примерных рабочих программ для 5—9 классов линии «Полярная звезда» А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной. Сборник, который я использовала и ранее в 2020-2021 года в своей педагогической деятельности для 5го класса, не имеет особых отличий от ФГОС введенным, для апробации 27.09.21г. протокол 3/21.

Дневник наблюдения.

По итогам апробации педагогическим работникам предлагалось заполнить форму наблюдения по выбранному фрагменту ПРП. Мною было апробировано 3 фрагмента предложенной программы, расскажу более подробно на примере фрагмента «Земля – планета Солнечной системы.»

Дневник наблюдения состоял из 13 последовательных блоков с несколькими вопросами в форме онлайн (слайд 3-4) общие сведения об участнике апробации.

(Слайд 5) Выбор темы фрагмента апробации

Вопросы дневника наблюдения менялись в зависимости от данного мной ответа на предыдущий вопрос. К примеру, в конкретном фрагменте (слайд 6-7), есть ли отличия в ПРП и ваше рабочей программе (это было различие в количестве часов отведенных на изучение фрагмента, по новому стандарту отводиться меньше).

(Слайд 7) Нужно было указать приемы, которые я использовала при расхождении в содержании, указала что предлагаю опережающие творческие проектные задания задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) подготовить сообщения с презентациями на темы: «Место Земли в галактике», «Звезды», «Зарождение Вселенной», и показала 1й видеофрагмент «Размеры Вселенной».

(Слайд 8-9) Далее следовали вопросы: удовлетворены ли вы результатами обучения по данному фрагменту, повысился ли интерес у обучающихся, удалось ли вам реализовать поставленные цели.

(Слайд 10) По завершению заполнения дневника приходило оповещение на электронную почту. Ваши ответы записаны, благодарим за участие.

Из опыта работы с УМК «Полярная звезда» по новым стандартам.

При работе с УМК «Полярная звезда» в учебнике ученик и учитель найдут все необходимое — все виды заданий: тестовые, репродуктивные, практические, творческие (включая проекты); мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» — необходимый набор карт непосредственно в учебнике). Даже не имея географического атласа, ученик сможет найти на картах приложения все упомянутые в учебнике географические названия и выполнить все задания практического блока, в котором есть специальная рубрика «Откройте атлас». Для ученика дано подробное руководство «Как учиться с «Полярной звездой»: «технология» самостоятельной работы,

алгоритм действий в рубриках: «Шаг за шагом», «Читаем карту».

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционных наглядных пособий: карты, глобусы, макеты, так и современные проектные и информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным.

Согласно концепции ФГОС уроки географии провожу с расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, практическую работу и т.д., использование педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссию.

Использую такие современные образовательные технологии в учебном процессе:

1. Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Пытаясь разбудить детскую мысль, помогаю ребятам думать, анализировать, сравнивать. Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

2.Технология исследовательского обучения. Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий. Например, на уроке географии в 5 классе при изучении темы «Горные породы» предлагаю провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые подтверждаются или опровергаются. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения Им прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

3. Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением.

Начиная работу с новым модулем, провожу входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы провожу выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, их анализ и совместное решение. При обобщении использую самые разнообразные формы и методы.

При таком обучении мотивирую, организовываю, координирую, консультирую, контролирую деятельность ученика.

3. Тестовые технологии.

В своей работе использую индивидуальные тестовые задания, которые составлены мной в зависимости от уровня подготовленности ученика.

Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений.

Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. И разноуровневые вопросы ведут к подготовке к ГИА.

5. Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и нуждается в постоянном процессе актуализации.

6. Терминологический диктант.

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.