Конспект родительского собрания на тему «Взаимоотношения в семье» (3 класс)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 классе
Тема: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»
Учение в детстве так же прочно,
Как гравировка на камне.
Мы живем в такое сложное время, когда перевернулись все ценности, когда на семью навалилась куча проблем: как накормить, обуть, как заработать деньги.
Порой на воспитание детей не хватает времени. А воспитание далеко не сводится только на то, чтобы обуть и одеть. И растут наши дети как трава в поле. Это беда. Наша беда. Давайте сегодня попробуем разобраться.
Зачастую происходит так: утром в школу, из школы ужин, уроки, спать. И каждый день похож на другой, как две капли воды. А для общения с детьми не хватает времени. Причем общение – это очень сложное и емкое понятие. Оно не сводится к тому, чтобы ребенок рассказал о том, кого отругали, кто что сделал. Причем про себя дети не рассказывают. А общение, наверное, подразумевает такое, чтобы ребенок поделился своими переживаниями, проблемами, чувствами, чтобы делать вместе какие-то дела, соответствовать друг с другом по поводу каких-то решений.
Сейчас очень много трудных детей, особенно в старших классах. Почему раньше такого не было? Наверное, потому что как раз такое общение было, у родителей был авторитет, дети активно вовлекались в трудовую деятельность.
Но дети наши растут, время летит, его не вернуть. Пора остановиться и разобраться. А что у них там внутри, разобраться и понять очень трудно. Как они нас воспринимают, семью, какими будут. Как сделать так, чтобы в будущем дети со своими проблемами шли в семью, а не на улицу, чтобы разрешить проблемы детей, они не остались с ними наедине.
Известно, что есть сознание и подсознание. Очень многие вещи происходят на подсознательном уровне. Кажется, что семья благополучная, все есть, а взаимоотношения, контакта в семье нет. Сегодня попробуй разобраться во взаимоотношениях семьи.
Мудрые высказывания:
«Говорят, учить и лечить может каждый»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родителям пример тому!»
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с людьми, как обзаводитесь друзьями, как радуетесь, печалитесь, как читаете книгу – все это имеет огромное значение для ребенка.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Дети приспосабливаются к учителям, понимают, кто держит угрозу, а кто лишь для вида ругает.
А если дома вы грубы иль хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже оскорбляете родителей, учителей, друг друга, вам уже нечего думать о воспитании, вы уже воспитываете детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы уже не помогут вам в воспитании детей. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.
Чем будешь заниматься? – спросили одного мальчика.
-Буду напиваться, как мой отец.
Не случайно говорят, если хочешь выбрать себе жену, смотри на тещу. Если мама и папа образец, то и дети будут такими же.
Дети чутки. Чтобы заразить их добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить светлым, добрым, бодрым настроением, должны сами чувствовать себя бодрыми, чтобы внушить хорошие стремления , мы должны сами давать им чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.
Верить в то, что хотим воспитать!
Из девочек – женщину, жену, мать;
Из мальчика – мужчину, главу семьи, отца.
Анкета для родителей. «Для чего нужна мама и папа?»
«За что вы любите своего ребенка»
Издревне.
Жена - хранительница очага, любви, поддержка, опора, шея (всегда советовалась с мужем)
Муж – голова, содержит семью, жену, чтобы она создавала здоровую атмосферу семьи, рожала детей.
Кто глава в современных семьях?
Ошибка- снижение роли отца в глазах ребенка.
-Неполные семьи.
Девочек легче. Они ближе к матери, любят подражать и чаще всего – копия мамы.
Для мальчиков – нужна опора, взрослый наставник, сильный, которому доверяют, подражают. Отец должен быть столько же другом, сколько и отцом. Чтобы сын не скрывал от него ни малейшего своей души, чтобы к нему первому шел он и с вестью о радости, о горе, с признанием в проступке, в дурной мысли.
Проблема неполной семьи – мальчиков растят мамы, да нередко и в полных семьях папы отстранились от воспитания, а потом спрашивают:
Где настоящие мужчины?, да и в школе большинство женщин.
Д. Сравнивать с ответами детей.
Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит своего сына (дочь) Возмущение будет очень искренним. Но одно дело чувствовать, а другое – их выражать. Это искусство дано далеко не каждому. Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую». Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это говорится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновение.
Поэтому каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он не повторим, что вы его любите таким, каков он есть. Даже если ругаете, то все равно любите, потому что хотите, что он стал лучше.
Ситуация: Показ классной работы «Видишь пятерка!»
Отец:
1.Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?
2.Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь.
3.Держу пари, ты гордишься собой!
4.Теперь я тобой доволен!
5.Молодец! Я рад за тебя!
Смысл этих слов очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него фразы могут означать:
1.Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты способна сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна.
2.Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной добросовестной работе.
3.Ты гордишься собой – имеешь право.
4.Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя. Или:
Ты учишься ради меня. Я доволен.
5.Я считаю, что тебе есть чему радоваться и с удовольствием я разделяю эту радость.
Из всех этих нюансов складывается такое важное для ребенка ощущение – сопереживаете ли вы ему, принимаете ли, любите ли.
«Я так сказал» – сопротивление – доверие потеряно – ущемленное достоинство.
Не бойтесь признаться в ошибке – пример упрямо стоять на своем.
Ребенок ожидает от нас поддержки, а мы часто обвиняем или отмахиваемся.
Не спешите оценивать и принимать решение. Вас действительно волнует то, что происходит с ребенком? Покажите ему это. При обсуждении – главное – выслушать и понять. Если вы хотите, чтобы ваши дети делились своими «секретами», расскажите им о своих проблемах.
Будьте взаимоискренни!
В глазах ребенка родители должны быть равноправны, оба хорошие, но каждый по-своему.
Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра.
Естественно, если ребенок набедокурил при матери, отец должен об этом узнать.
(ошибка – Давай папе не скажем об этом)
Это не будет жалоба, а просто сообщение.
То, что сделал 1, не должен переделывать другой.
Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, то нужно переговорить об этом между собой, не вынося своего разногласия на позорище детей. Иначе падает авторитет 1-го родителя, либо образуются «ножницы» в воспитании: плохо у одного родителя , пойду пожалуюсь другому, один не разрешил – пойду к другому.
Можно?
А ты у папы (мамы) спросил? Пойдем, спросим вместе!
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет!
(Если ребенок вас не слушается – нет авторитета)
Откуда берется родительский авторитет? Как организуется?
Некоторые родители организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся лишь к тому, чтобы дети их слушались. Это их цель.
Есть много сортов ложного авторитета.
Рассмотрим их, тогда легче будет понять, какой должен быть настоящий авторитет.
АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ самый страшный. Чаще им страдают отцы. Всегда рычит, сердит, на каждый пустяк раздражается громом, хватается за ремень, грубо отвечает, чаще наказывает ребенка, держит в страхе.
Вызывает: ложь, трусость, жестокость.
В будущем: слякотные, безвольные люди, либо самодуры, либо мстят за подавленное детство.
АВТОРИТЕТ РАССТОЯНИЯ. Чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, выступать в роли начальства.
Страдают чаще интел.семьи. Дети не знают ни отца (т.к. всегда занят, отдельный кабинет, или мать – у нее всегда свои дела)
АВТОРИТЕТ ЧВАНСТВА. Аналогичный авторитету расстояния. Если мать или отец выдающиеся, заслуженные деятели: гордятся этим, кичатся, показывают детям на каждом шагу – чванятся и дети.
АВТОРИТЕТ ПЕДАНТИЗМА. Родители уверены, что их слова – закон для детей, святыня. Распоряжаются холодным тоном, боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться.
АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА. Родители заедают детскую жизнь поучениями и назиданиями. Вместо того, чтобы сказать несколько слов ребенку, родитель усаживает его напротив и начинает скучную, надоедливую речь. Они считают, что в их поучении – народная мудрость.
АВТОРИТЕТ ЛЮБВИ. Самый распространенный. Считают, чтобы дети слушались, нужно чтобы любили родителей, а чтобы ее заслужить, необходимо на каждом шагу показать свою любовь .
Лобзания, ласки, нежные слова в избытке. Если не слушаются: «Значит , ты меня не любишь»
Опасно: семейный эгоизм.
(обманывают маму и папу, но делают это с нежным видом, улыбкой)
запугивают: «Я больше тебя любить не буду» и родители уступают.
Растут неискренние, лживые эгоисты, «артисты».
АВТОРИТЕТ ДОБРОТЫ. Самый неумный вид авторитета. Послушание достигается уступчивостью, мягкостью, добротой.
Папа и мама – добрые ангелы. Они разрешают все, им ничего не жаль. Они боятся конфликтов. Скоро дети в такой семье начинают командовать родителям.
АВТОРИТЕТ ДРУЖБЫ. Дети и родители – друзья. Дети называют родителей Петькой, Маруся, потешаются, грубо обрывают, сами «воспитывают « родителей.
Да родители и дети могут быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети- воспитанниками. А здесь никакой дружбы нет, т.к. нет взаимоуважения.
В чем же состоит настоящий авторитет?
1.Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.
2.Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.
3.Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво: с кем дружит, играет, как ведет в школе, пригласите друзей к себе.
Дети любят такое знание и уважают родителей.
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.
Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям . Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.
В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи - вы сами должны прийти.
4.Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.
Тест «Какие мы родители» (см. стр. 8)
Игра «Завязывает глаза» (1 человек) 6 шарфов
Мы с папой уходим, ты остаешься один.
Ноги – чтоб никуда не ушел
Глаза – ничего не видел
Уши – ничего не слышал
Руки –
Рот –
Сердце –
Вот в таком положении наши дети.
Развяжите то, чтобы хотелось в первую очередь освободить.
(каждый себе помечает)
В какой игре доля правды:
-Что важно при разрешении проблемы.
1.глаза – видеть
2.уши – слышать
3.сердце – понимать
4.рот – выражать свои мысли
руки – действовать
ноги – уйти от проблем.
Вывод: учимся анализировать свои поступки, учим детей. Выслушать, понять.
Тест. «Какие мы родители»
Могу всегда – 1, Могу, но не всегда так поступаю-2, Не могу-3.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (добрый волшебник)
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Подсчитать очки: 1-3 очка 2-2 очка 3-1 очко
30-39 очков. Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его , относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18-30 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 18 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка, вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Координатор конкурсов