Мир на ощупь
Урок: « Мир на ощупь»
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок: «Урок – путешествие!»
Первая станция: «Страна правил дорожного движения!»
Вот светофор на дороге стоит,
Он музыкальный, со звуками.
Желтый звучит, значит нужно понять,
Что светофор говорит: «Подождите!:
Звуки зеленого легкие, нежные!
Смело идите, открыты пути!
Красные звуки, словно сирена-
Нам светофор запрещает идти!
Ребята, скажите: «Для чего светофоры оборудуют звуковыми сигналами?»
Ученики: для того, чтобы люди с плохим зрением знали о зеленом сигнале светофора и могли безопасно перейти дорогу.
Учитель: Люди с хорошим зрением видят зеленый цвет светофора, незрячие люди - слышат разрешающий сигнал светофора. Эти правила позволяют безопасно переходить дорогу.
Зрячий - слепой, видеть - слышать, идти - стоять. Что за слова я произнесла? Сформулируйте тему нашего урока.
«Страна Знаний!»
Ученики: эти слова с противоположными значениями.
Учитель: Тема нашего инклюзивного урока "Антонимы". Мы будем закреплять тему "Антонимы " с помощью технологий для незрячих детей.
Учитель: На земле живут миллионы слепых людей . Они живут, практически, как мы с вами, потому что у них есть способ и читать, и писать. Как же они это делают? Незрячие люди умеют читать при помощи рук и у них своя, особая система письма. Читать незрячим людям позволило изобретение французского ученого Луи Брайля. В основу алфавита Брайля положена система шести точек, которые могут поместиться под пальцем. Букв в русском алфавите 33 , и каждой в азбуке Брайля соответствует свое уникальное обозначение.
Страна «Изучаем, познаем!»
Учитель:
Давайте вспомним выражение "Мир на ощупь " и попытаемся разобраться - как себя ощущают незрячие люди. Детям предлагаются предметы на выбор- маска для сна, трость, поводок. По инструкции на слух проходит маршрут к столу с реквизитами. В таком состоянии, когда человек слабовидящий или полностью незрячий очень непросто социализироваться и жить обычной жизнью.
«Страна – практикум»
На столе с помощью учителя ученик выбирает по два предмета с противоположными характеристиками. На ощупь определяет их свойства: мягкие кубики - один маленький, другой - большой ; игрушки - мягкая и твердая; тетради – большая и маленькая; пенал - твердый и мягкий. Передает реквизит другому ученику. Второй ученик по инструкции на слух проходит к одному из одноклассников. Ему необходимо узнать - кто находится перед ним: Рост: высокий или низкий Волосы: длинные или короткие Голос: женский или мужской.
Учитель: Вы смогли на себе ощутить те чувства, какие испытывают незрячие люди.
Вторая часть урока посвящена работе с алфавитом Брайля.
«Страна необычного чтения»
Каждому ученику выдаются рабочие листы с образцом алфавита Брайля и заданиями: 1) выписать с помощью шрифта Брайля все гласные буквы (можно письменно, можно с помощью пластилина); 2) Записать с помощью шрифта Брайля своё имя. 3) Прочитать слова и подобрать к ним противоположные по смыслу характеристики. Яблоко: зеленое и красное, Мел – белый и синий, Шоколад - сладкий или горький. Дождь: сильный - слабый, теплый – холодный, летний –осенний.
Учитель: Когда человек теряет один из органов чувств, он не теряет при этом сами чувства. У людей обостряются, усиливаются другие чувства: слух, осязание, обоняние, вместе с тем они мыслят, мечтают и чувствуют, они адаптируются к иным условиям.
Мир наш настолько многоликий,
В нем чувства, краски, ощущения,
Простые формы, выражения.
У каждого есть увлечения.
Друг другу дарим красоту,
Тепло, заботу, доброту!
Все вместе мы, а это значит-
Нас ждут успехи и удача!