Введение Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!
Да, буквально замираешь перед великолепием народного костюма, который сохранило нам время. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих.
Интересовались ли вы когда-нибудь тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен хранили и передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать об истории и традициях, своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой. В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин – крестьянок, ведь все делалось руками своими руками. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Точно также и костюм нашего Воронежского края имел свои характерные особенности. В разных уездах, селах, можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма, о котором мы узнаем далее.
Отличительные черты костюма в Воронежской губернии Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. Женский костюм был двух видов: женщины носили – поневный тип одежды, девушки – сарафанный. Поневный комплекс одежды состоял из рубахи, поневы, запана, завески или фартука, покромки, монистов и головных уборов и предназначался только для замужних женщин. Основа женского народного костюма - рубаха. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Понева - это поясная одежда, заменяющая юбку, одна из древнейших одежд восточных славян. В Воронежской губернии, понёва ткалась из грубого шерстяного полотна черного цвета в клетку. Длина понёвы по щиколотку, а пышность зависела от зажиточности крестьян. По низу, понева украшалась вышитым геометрическим орнаментом. Воронежские крестьянки также умело декорировали фартук, который назывался передник-запон, занавеска или завеска. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Комплекс одежды девушки – сарафанный. По яркости, цвету, и богатству украшений он был несколько беднее женского, но не менее красив. Основной частью девичьего костюма был многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани всегда черного цвета. Он украшался по низу, по горловине и проймам вышивкой. Сарафан надевался поверх рубахи через голову, затем подпоясывали в талии в два обхвата белым вязанным, а потом цветным кушаком, концы которого украшали цветными узорами.
Для южнорусских областей характерна многослойность одежды, которая скрывала фигуру женщины, костюм отличался цельным объемом, лаконичностью, мягким плавным контуром. Русская женщина во время движения напоминала то лебедушку, то паву. Недаром в русском фольклоре ее приравнивают к жар-птице, величают голубкой, лебедушкой, павушкой, ласточкой.
Роль головных уборов и украшений в повседневном и праздничном костюме Женский костюм немыслим без головного убора. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина ни на людях, ни на улице, ни даже дома не могла ходить. Волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы. Это кички, или сороки, кокошники, платки, шали и подшальники. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы. «Девичья коса – всему миру краса» - они носили легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девушки украшали свою косу, вплетая в нее нити жемчуга, длинные яркие ленты. Маленькие девочки носили на лбу неширокие матерчатые ленты. Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов в нашем крае был кокошник, получивший большое распространение. Кокошник делали только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, разноцветной вышивкой, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, павлиньими перьями. Во многих воронежских селах кокошник переходил по наследству от старших сестер к младшим. Любимым убором для женщин и девушек был платок. Он был красив и удобен в использовании. Его можно было носить как самостоятельно, так и в сочетании с другими головными уборами или на плечах. Платок был самым желанным подарком для женщин и девушек. Да ребята действительно старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают своей красотой, бесчисленностью сказочных узоров, праздничными цветовыми сочетаниями. Праздничая женская обувь состояла из черевиков, украшенных пучками, бисером и медной подковкой на каблуке праздничных "легких" из кожи и сукна, расшитых цветным узором и обряженных бисером, пучками, котелками из стекляруса и пуговок, иногда жемчугом, поршней, кожаных сапог, будничных и праздничных, с вышитыми и обряженными халявами-голенищами на сборках ("гармошкой"), на сравнительно низком и тонком каблуке, лаковых чуней и др. И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений. Украшения были очень разнообразные по форме, составу, размерам (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц). Особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту. Монисто — нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, Такое разнообразие и пестрота украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.
Русский народный мужской костюм Основой мужского костюма была рубаха - косоворотка. Она доходила до колен и имела у ворота разрез сбоку. Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры – защищали сердце и легкие, наплечные - охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были неширокие, длинные из набивной или крашеной холстины синего цвета с вертикальными белыми линиями. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока. Праздничным головным убором был картуз из черного сукна с небольшим козырьком, который украшался цветком розы или мальвы. По праздникам в летнюю пору мужчины надевали нагрудные украшения (грибатку, гарус и крест). Грибатка походила на бисерный монист, но делалась из кругов. Гарус – это длинный, черный шнур толщиной в мизинец, его наматывали кругами вокруг шеи и внешне он выглядел как каскад из черных бус. Обязательной принадлежностью крестьянского костюма был – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные. Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка — это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии.
Одежда - способ рассказать о себе. Применение цветов и орнамента Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Наиболее стойко сохранялось в народной одежде использование цветовых сочетаний. Цвет служил своего рода символическим языком, посредством которого русский человек с древнейших времен пытался выразить свои чувства и мысли, свою связь с окружающем его миром природы. Самым любимым цветом в одежде был красный. Он считался посланцем Ярилы - «красного солнца». Красный цвет всегда обозначал любовь, красоту, смелость, победу, тепло. Народная одежда из красной ткани считалась самой красивой и нарядной. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: Красна - девица, красны - молодцы, весна- красна. Белый цвет символизировал легкость, чистоту, благородство, духовность, беспорочность. Зеленый цвет символизировал растительный мир, желтый - символ кратковременной разлуки, ультрамариновый - цвет воды и неба. Черный цвет – цвет земли и покоя - один из самых любимых в Воронежской губернии. Означал черную землю - Чернозем. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды, черная вышивка на рукавах говорят о традициях, уходящих в глубь древней культуры. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьян. Также русский народ сохранил много древних знаков – символов, знаков – оберегов. Самым распространенным был знак лучезарного солнца – геометрический ромб, который в процессе варьирования его многими поколениями получил местное название «репей». Термин «репей» произошел из– за сходства этого элемента орнамента с цветком лопуха. Репей был символом плодородия, огня и жизни. Орнамент позволял создать неповторимый, гармоничный облик костюма. Весь колорит нашивок был яркий, контрастный, а наличие украшений из бисера и блесток придавало одежде праздничный вид.
Заключение Таким образом, эволюционируя народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он в XX веке пришел к простой в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюма. Тем не менее устойчивость народных традиций, продиктованная все теми же условиями жизни и хозяйственной деятельности, способствовала с охранению в значительной части яркого самобытного и сложного по структуре народного костюма. Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться . Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
|