Методическая разработка «Русский народный костюм»

6
3
Материал опубликован 6 May 2019

Занятие внеурочной деятельности «Краеведение»

«История русского костюма»

Цель: познакомить с историей старинного русского костюма.

Задачи: обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом учащегося.

Тип занятия: комбинированный (актуализация ранее полученной информации; открытие новых знаний, применение их в практической деятельности)

Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа, диалог.

Оборудование: аудиозапись русских народных песен, «Одежда: сорочка, сарафан», изображения русских народных костюмов, орнаменты, плакаты с изображениями негосударственных символов России, шаблоны одежды, элементы орнаментов, набор раздаточного материала для выполнения аппликации, клей, цветные карандаши.

Планируемые результаты:

предметные: 

- определение элементов старинного русского костюма, символов в орнаменте, их значения;

- знакомство с орнаментной композицией, её фрагментами;

- участие в дискуссии; практическая групповая работа.

личностные: 

- проявление учебно-познавательного интереса к истории костюма, мотивация и стремление к познанию прошлого своей Родины, формирование уважительного отношения к народным традициям;

- понимание причин успеха в деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

- самоопределение целей деятельности на уроке;

- развитие навыков работы в группе по предложенному плану;

познавательные: 

- использование символов при оформлении орнамента;

- самооценка /вывод/ результата совместной работы группы, класса;

коммуникативные: 

- умение слушать, понимать и анализировать мнения других;

- находить компромиссные решения в совместной деятельности /групповой/, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Ход занятия.

1. Организационный этап. /2 мин/

Звучит русская народная музыка / во саду ли в огороде/

На доске символы страны: государственные, негосударственные.

Пословицы. Обсуждение смысла пословиц.

О каком качестве человека говорится в пословице? /о жадности/

К какой сказке можно отнести эти пословицы? /сказка о рыбаке и рыбке/

Назовите автора /А.С. Пушкин/

2. Проблемная ситуация / 2 мин/ Желтый конверт

Установи последовательность событий /конверт №1/

Какие изменения вы заметили? /изменилась одежда старухи/ Почему это произошло?

Чего не хватает на доске? / костюма народного/

Что необходимо сделать, чтобы выполнить «костюм» /дискуссия, предположения учащихся, выстраивание плана работы, анализ одежды старухи по этапам сказки, формулирование темы занятия/.

Тема «Народный русский костюм»

3. По страницам сказок. Цель занятия. /мотивация к изучению- одежда персонажей изученных сказок/

Цель: изучить историю костюма, значение цветов и символов

4. Открытие «нового» знания.

Человек начал носить одежду очень давно. Одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.

Попробуйте изобразить такого человека. /по 1 чел.от команды/

- Практическая работа – собрать книжку – малышку за время прослушивания песни. Музыка /матрешечки/

Подведение итогов практической индивидуальной работы. Работа с книжкой.

- Рассмотрим значение цветов

- А что же могут рассказать нам символы – вышивки на одежде?

- Символы складывались в узоры.

УЗОР - "зреть", "узреть".

В древнерусском языке - "увидеть", "постигнуть суть". Отсюда идут выражения "зреть в корень", "зрелый человек". Узоры создавали для передачи информации.

- Женщины и мужчины носили разную одежду, с разными узорами. На каждый случай была определенная одежда.

- Игровое упражнение: «Раздели женскую и мужскую одежду» /конверт № 2- красный/

- Какая особенность прослеживается в одежде? /вышивка/

- Что из предметов одежды есть и в мужском и женском костюме? /рубаха/

Мужская одежда

 Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. 

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю носили шубы. 

 Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Женская одежда

 Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. 

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. 

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. 

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. 

5. Закрепление нового знания

Вывод: Итак женская одежда – это …. (продолжите фразу)(Сорочка, рубаха, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка). Из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

Какой элемент одежды общий? /Рубаха/

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Недаром в народе говорится: «Не то дорого, что шито золотом»

Вот такими добрыми мастерами сегодня будете и вы. С помощью книжки выберите символ, цвет и нанесите узор на рубаху белого цвета.

А какую обувь носили в этой деревеньке, зимой, в мороз? /валенки/

Вы знаете песню, в которой поется про валенки? Давайте споём эту песню все вместе./Исполнение песни хором/

 

 

 

 

 

 

6. Итог. Рефлексия. Творческая работа

Вновь мы отправляемся в старую деревеньку. Мне кажется, что в деревеньке слишком пусто… Кого не хватает? (Людей).

Что же нужно сделать, чтобы деревенька стала жилой?/ Поселить жителей. /

А теперь с учётом всех знаний, о русском костюме давайте оденем жителей деревни в национальную одежду и завершим работу. Восстановим деревеньку Воронежской губернии./Работа на ватмане, изготовление аппликации с применением раздаточного материала/

Посмотрите, какие у нас получились работы.

7. Мотивация к изучению традиций своего народа.

Благодарность за проделанную работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за предоставленный материал. В избранном.

6 May 2019

С огромным удовольствием изучила Вашу публикацию. Люблю "РУССКИЕ" темы!

7 May 2019

Очень интересная и полезная разработка! Спасибо большое!

14 May 2019