Методическая разработка «Русский народный костюм»
Занятие внеурочной деятельности «Краеведение»
«История русского костюма»
Цель: познакомить с историей старинного русского костюма.
Задачи: обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом учащегося.
Тип занятия: комбинированный (актуализация ранее полученной информации; открытие новых знаний, применение их в практической деятельности)
Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа, диалог.
Оборудование: аудиозапись русских народных песен, «Одежда: сорочка, сарафан», изображения русских народных костюмов, орнаменты, плакаты с изображениями негосударственных символов России, шаблоны одежды, элементы орнаментов, набор раздаточного материала для выполнения аппликации, клей, цветные карандаши.
Планируемые результаты:
предметные:
- определение элементов старинного русского костюма, символов в орнаменте, их значения;
- знакомство с орнаментной композицией, её фрагментами;
- участие в дискуссии; практическая групповая работа.
личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к истории костюма, мотивация и стремление к познанию прошлого своей Родины, формирование уважительного отношения к народным традициям;
- понимание причин успеха в деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самоопределение целей деятельности на уроке;
- развитие навыков работы в группе по предложенному плану;
познавательные:
- использование символов при оформлении орнамента;
- самооценка /вывод/ результата совместной работы группы, класса;
коммуникативные:
- умение слушать, понимать и анализировать мнения других;
- находить компромиссные решения в совместной деятельности /групповой/, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Ход занятия.
1. Организационный этап. /2 мин/
Звучит русская народная музыка / во саду ли в огороде/
На доске символы страны: государственные, негосударственные.
Пословицы. Обсуждение смысла пословиц.
О каком качестве человека говорится в пословице? /о жадности/
К какой сказке можно отнести эти пословицы? /сказка о рыбаке и рыбке/
Назовите автора /А.С. Пушкин/
2. Проблемная ситуация / 2 мин/ Желтый конверт
Установи последовательность событий /конверт №1/
Какие изменения вы заметили? /изменилась одежда старухи/ Почему это произошло?
Чего не хватает на доске? / костюма народного/
Что необходимо сделать, чтобы выполнить «костюм» /дискуссия, предположения учащихся, выстраивание плана работы, анализ одежды старухи по этапам сказки, формулирование темы занятия/.
Тема «Народный русский костюм»
3. По страницам сказок. Цель занятия. /мотивация к изучению- одежда персонажей изученных сказок/
Цель: изучить историю костюма, значение цветов и символов
4. Открытие «нового» знания.
Человек начал носить одежду очень давно. Одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.
Попробуйте изобразить такого человека. /по 1 чел.от команды/
- Практическая работа – собрать книжку – малышку за время прослушивания песни. Музыка /матрешечки/
Подведение итогов практической индивидуальной работы. Работа с книжкой.
- Рассмотрим значение цветов
- А что же могут рассказать нам символы – вышивки на одежде?
- Символы складывались в узоры.
УЗОР - "зреть", "узреть".
В древнерусском языке - "увидеть", "постигнуть суть". Отсюда идут выражения "зреть в корень", "зрелый человек". Узоры создавали для передачи информации.
- Женщины и мужчины носили разную одежду, с разными узорами. На каждый случай была определенная одежда.
- Игровое упражнение: «Раздели женскую и мужскую одежду» /конверт № 2- красный/
- Какая особенность прослеживается в одежде? /вышивка/
- Что из предметов одежды есть и в мужском и женском костюме? /рубаха/
Мужская одежда
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю носили шубы.
Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
Женская одежда
Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.
5. Закрепление нового знания
Вывод: Итак женская одежда – это …. (продолжите фразу)(Сорочка, рубаха, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка). Из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
Какой элемент одежды общий? /Рубаха/
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Недаром в народе говорится: «Не то дорого, что шито золотом»
Вот такими добрыми мастерами сегодня будете и вы. С помощью книжки выберите символ, цвет и нанесите узор на рубаху белого цвета.
А какую обувь носили в этой деревеньке, зимой, в мороз? /валенки/
Вы знаете песню, в которой поется про валенки? Давайте споём эту песню все вместе./Исполнение песни хором/
6. Итог. Рефлексия. Творческая работа
Вновь мы отправляемся в старую деревеньку. Мне кажется, что в деревеньке слишком пусто… Кого не хватает? (Людей).
Что же нужно сделать, чтобы деревенька стала жилой?/ Поселить жителей. /
А теперь с учётом всех знаний, о русском костюме давайте оденем жителей деревни в национальную одежду и завершим работу. Восстановим деревеньку Воронежской губернии./Работа на ватмане, изготовление аппликации с применением раздаточного материала/
Посмотрите, какие у нас получились работы.
7. Мотивация к изучению традиций своего народа.
Благодарность за проделанную работу.
Любовь
Кузнецова Оксана Владимировна
Строкина Елена Валерьевна