12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Елена Александровна1788
Россия, Мордовия респ., Саранск


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»






САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ и ЗАГАДОЧНЫЕ МУЗЕИ МИРА

лекционный экскурс ​​​​​​​


Саранск, 2022





Ребята, сегодня я решила сделать вам сюрприз – пригласить в музей. Да не в один, а сразу в несколько музеев. И все они необычные. А чем же эти музеи необычны, вы узнаете очень скоро. А для начала давайте выясним, знаете ли вы что такое музей?

Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее.

Музеи (от греч museion — храм муз). Музей это — научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает памятники истории, культуры и предоставляет все это для просмотра людям.

Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы.

Каждый из вас посещал когда-то музей. И каждому что-то понравилось.

Оказывается, существует много разных типов музеев, это зависит от того, какие экспонаты хранятся в нём.

Художественные музеи (картины, скульптуры, декоративно – прикладное искусство). Например, наш музей. Открыт в ноябре 1988 года. Коллекция музея состоит из подлинных произведений живописи, скульптуры, графики ведущих мастеров Мордовии. Материалы, посвящённые истории ВОВ представлены произведениями скульптора – фронтовика, заслуженного художника Мордовии Н.М.Обухова, картинами заслуженного художника РФ, народного художника РМ В.А.Попкова (посвящёнными Н.М.Обухову) и картиной художника В.Ф. Макарова. Имеются в фонде музея и используются в экспозиции авторские фотографии Н.М.Обухова. В фонде музея 31 скульптурная работа Н.М.Обухова и 38 фотографий, сделанных им с памятников защитникам Родины, созданных для разных городов и сёл Мордовии.

Основной фонд музея насчитывает 173 единицы хранения, вспомогательный фонд – 72 единицы – произведения декоративно – прикладного искусства, фотодокументы и другие экспонаты, которые имеют художественную и историческую ценность.

В Москве существует Третьяковская галерея. Московский купец Павел Михайлович Третьяков собирал, покупал картины известных русских художников. В его коллекцию входило около 2000 картин, рисунков, скульптур. Его брат Сергей Михайлович коллекционировал картины зарубежных художников. Более 30 лет собирал коллекцию П.М.Третьяков, а затем передал галерею в дар любимому городу Москве. Позже эти картины передали в другие музеи, поскольку художественная галерея хранит произведения русских художников.

Технические музеи (технические модели, макеты различных видов транспорта).

К таким музеям относится – Центральный музей связи имени Александра Степановича Попова. Этот музей находится в Санкт-Петербурге на Почтамтской улице. Очень интересный музей, а вернее интересны его экспонаты. Часть экспонатов связана с почтовым делом – здесь можно увидеть нагрудные знаки почтальонов разных времён, подлинные почтовые сани, сумки, почтовые колокольчики, конверты, открытки, марки.

Также в музее представлена коллекция экспонатов радиосвязи – первых приёмников и передатчиков, телефонных аппаратов, ну и, конечно же, экспозиция телевизоров разных времён. Среди них первый российский «КВН-49» с экраном меньше почтовой марки.

Исторические музеи (предметы быта какой-то эпохи, различные документы).

Есть в нашей стране музей, который объединяет в себе два типа музеев: естественный и исторический. Он находится в городе на Неве. Располагается в большом доме на набережной, построен по приказу Петра 1. В переводе с немецкого его название звучит как «Комната искусств». Это Кунсткамера, самый первый музей в России. Прадедушка всех наших музеев.

Однажды Петр 1 отправился за границу в составе великого посольства, где впервые увидел заморские кабинеты разных чудес и редкостей. Они напоминали лавки, где были выставлены чучела птиц и скелеты животных со старыми надписями на древних языках. Не скупясь, скупал любознательный царь и целые коллекции, и отдельные вещи: книги, инструменты, приборы, оружие, природные редкости. Всё это он отправлял в Россию. Так царём была собрана уникальная, обширная русская коллекция, которая позже стала естественноисторическим музеем.

Это произошло в 1714 г.. Этот год и считается датой основания первого русского музея.

Устройством русского "кабинета редкостей" Петр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 г. он велел воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков. В 1718 г. подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска – барашков, одного – с восемью ногами, другого – с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей".

Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели.

С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрел за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.

В 8-ми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять... надлежащую химическую работу." В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки, "каменья необыкновенные", древние, археологические находки, - словом, такое количество разных диковинок и редкостей, "что можно было совсем растеряться", как написал один иностранный путешественник.

Музей того времени совсем не был похож на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из них необычные композиции, показывающие бренность жизни.

В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали. Таким образом в трех отделах (натур-камере, "мюнц-кабинете" и библиотеке) были собраны и выставлены - без всякой системы - зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии.

Были в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

Увлечение разными уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или как слуг, для охраны. Следуя моде, Петр привез из-за границы великана по имени Буржуа. Он был гигантского роста - 2 метра 27 сантиметров. Когда Буржуа шел по улице, то заметно возвышался над толпой. Петр сам был высоким и любил высоких людей. Ему нравилось, когда великан Буржуа стоял на запятках его кареты. После смерти Буржуа его скелет и препараты отдельных органов отдали в Кунсткамеру, где они хранятся и поныне.

Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: уродливая овечка с двумя ртами и языками, 8-ногий барашек, 3-ногий младенец, еще более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду.

Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы". Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды". В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую причуду.

17 мая является Международным днём музеев. В этот день в музеи Санкт-Петербурга, как и в музеи других городов России, можно попасть бесплатно. Государственный Эрмитаж один раз в году проводит "Ночь музеев", открывая свои двери для посетителей до поздней ночи.

Литературные музеи (могут быть посвящены одному писателю; где хранятся вещи, которыми пользовался писатель, его черновики, фотографии).

Примером такого музея может быть Московский музей им. К.И.Чуковского – замечательного детского писателя.

А ещё в Москве есть музей литературного героя – Буратино - Пиноккио. Почему ещё Пиноккио?

Пиноккио – это литературное творение синьора Коллоди. Пиноккио в переводе с итальянского означает «сосновые глаза». А наш писатель Алексей Толстой пересказал сказку Карла Коллоди и назвал мальчика Буратино. Кстати, имя это тоже итальянское и переводится как «деревянная кукла».

Краеведческие музеи (посвящены истории края). Такой музей есть почти в каждом городе. Такой музей есть и у нас. Мордовский республиканский краеведческий музей основан 29 ноября 1918 года. С 1935 года он располагается в здании бывшей Трёхсвятской церкви.

Ребята, а, оказывается, есть немало вкусных музеев. Они посвящены разным вкусностям.

Известное выражение «Хлеб – всему голова» может служить лозунгом Музея хлеба, который расположился в амбаре старой мельницы около Парижа. Более тысячи его экспонатов рассказывают посетителям о развитии хлебопечения на протяжении многих веков. Здесь есть и старинные формы для выпекания хлеба, сохранилась даже модель древнеегипетского зернохранилища.

Но это Музей хлеба не единственный в мире, такие музеи есть и в Киеве, и в немецком городке Ульме, и в Санкт-Петербурге.

Интересные материалы о развитии маслоделия собраны в Музее молока в городе Кургане. Сейчас экспонаты музея переданы в краеведческий музей города. Там можно увидеть различные устройства для производства масла, молока и других молочных продуктов, придуманные ещё в 19 веке.

В Венгрии находится единственный в мире Музей перца. Его экспонаты подробно расскажут историю появления этой приправы в Европе.

Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории, наверняка, любимого всеми вами продукта – шоколада. В Германии в кельнском порту Рейнау на борту своеобразного «корабля», сооруженного из металлических и стеклянных конструкций, расположился единственный в мире и своем роде Музей шоколада, который ежегодно посещают 600 тысяч человек. Его создал «шоколадный король» Германии Ганс Имхофф.

В этом музее Вас ждет путешествие через всю историю шоколадной культуры, которая началась три тысячи лет назад во времена ацтеков и с их «пищи богов» - так они называли шоколад.

В самой северной точке полуострова Рейнау, на первом этаже шоколадной фабрики, построен трехметровый фонтан, похожий на фантастический куст. Все пути по музею шоколада ведут к этому искусному сооружению, в недрах которого помещается 200 кг сладкой шоколадной массы. Из четырех отверстий бьет шоколадная смесь.

Среди 7 тыс. экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада, детские игрушки, наполненные шоколадом, рекламные плакаты. Конечно, особенно нравится посещать этот музей детям, ведь при входе вместе с купленными билетами им выдают шоколадку. В музее работает небольшой конвейер, из которого сыплются конфеты, причём на них не обязательно только смотреть, их можно пробовать.

А вот город Брюссель славится Музеем картофеля, в экспозиции которого 1000 предметов, повествующих об истории этого ценного растения. В этом музее собраны картины, посвящённые картофелю, например: «Едоки картофеля» Ван Гога и юмористическая серия «Картофельная идиллия» немецкого художника Вильгельма Буша. Здесь можно прочесть стихи и баллады о картофеле, услышать, как языком музыки славил картофель Иоганн Себастьян Бах.

Портленд, штат Мэн прославился Международным музеем криптозоологии. Криптозоология — наука, гоняющаяся за призраками. В буквальном смысле — криптозоологи ищут подтверждения реальности существ, существование которых не доказано или представляется невозможным в данной местности. Музей основал в 2003 году учёный Л. Коулман, и среди выставленных тут экспонатов есть восьмифутовое 250-килограммовое «чучело» Йети. Впрочем, территориально музей располагается прямо в доме криптозоолога, поэтому попасть туда можно только по предварительной договорённости.

В Йокогаме, Японии есть Музей растворимой лапши. Оказывается, столь полюбившаяся россиянам лапша в пакетиках имеет долгую и интересную историю. Посетители смогут посмотреть обширную коллекцию различных упаковок всех форм и цветов, виды палочек для еды, мисочки и чашки и даже отреставрированное блюдо для лапши, которым владел древний самурайский род XVII века.
В
Кентукки находится Музей чревовещания. Чревовещание — это целая наука, и именно ей посвящён данный музей. Здесь хранится коллекция из сотен «говорящих» кукол и манекенов, которые когда-то вели беседы с детишками — или же пугали их. Работники музея на разговорчивость экспонатов не жалуются. 

В Филадельфии, Пенсильвании создан Музей аномалий — это отделение Филадельфийского медицинского колледжа. Он был основан в 1850 году, и его коллекция до сих пор представляет научный интерес. Здесь можно посмотреть деформированные скелеты и черепа, фото людей с серьёзными физическими отклонениями, внутренние органы с патологиями, образцы головного мозга животных и другие несколько пугающие экспонаты.

Музей Человеческого тела, находится в нидерландском Лейдене, сделан в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.

В Сингапуре есть Музей игрушек, в котором целое собрание старинных игрушек, обладающих неповторимым шармом, совершенно не похожих на современных трансформеров или красавиц Барби. Местами они полиняли и выцвели от времени, но по прежнему остаются милыми и непосредственными. Среди них много редких и уникальных игрушек, единственных в своем роде экземпляров, созданных в течение столетия, начиная с середины 19 века до середины двадцатого. К таким экспонатам относятся старинные довоенные японские игрушки, трогательная коллекция кукол, созданная более столетия назад.

В музейной экспозиции присутствуют экземпляры игрушек, предствляющие более чем двадцать пять стран, так что практически любой посетитель сможет отыскать здесь что-то напоминающее его детские игрушки. Представлена в сингапурском Музее игрушек мягкая и пушистая коллекция, состоящая из разнообразных плюшевых медведей.

Плюшевого мишку обожают уже несколько поколений и, похоже, будут любить и следующие. С какого-то времени плюшевые любимцы получили широко распространившееся имя Тедди, и у многих-многих детей были свои собственные Тедди, но только единицы знают историю, почему же мишку назвали именно так. В Музее игрушек есть возможность узнать, каким же образом имя плюшевого любимца связано с именем американского президента Теодора Рузвельта…

Путешествие по музеям хочу закончить рассказом о лондонском Музее детства. В этом музее выставлены игрушки всех времён и народов. Здесь есть и немецкие куклы с румяными личиками, и раскрашенные японские самураи, и итальянские марионетки. Экспозиция музея разделена по отделам. Есть помещение, в котором представлена великолепная выставка старинных кукол. Все «маленькие леди» одеты в красивые, нарядные платья, сшитые 50, 100, 200 лет назад. Есть отдел, полностью посвящённый автоматическим игрушкам. Кивающие клоуны, железные дороги, танцующие балерины. В музее есть целые табуны деревянных лошадок- качалок и армии игрушечных солдатиков. В отдельной комнате выставлено более 30 игрушечных домиков.

Есть не менее интересные музеи: картофеля фри, обуви, несчастной любви.

Наше путешествие заканчивается. К сожалению, не обо всех необычных музеях мы смогли поговорить с вами. Они не так знамениты, но весьма любопытны. Это музей автомобиля, винограда, сахара, мёда, чая и другие.






















Опубликовано


Комментарии (2)

Поляков Александр Васильевич, 03.04.22 в 12:47 1Ответить Пожаловаться
Не обычный и редкий материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.