Открытый урок русского языка на тему «Имя существительное как часть речи» (5 класс)
Открытый урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи.
Учитель русского языка и литературы: Прокопьева Т.И.
Цели урока: повторить изученное о существительном и применить знания на практике: показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль; учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Тип урока: применение знаний на практике.
Структура проведенного урока по теме «Имя существительное» подразумевает следующие этапы: организационный, проверки домашнего задания и актуализации знаний, определения темы, постановки цели, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.
На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимались практической деятельностью. Урок применения знаний на практике строился на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
На мой взгляд, урок прошел в хорошем рабочем темпе. Выполнены все этапы урока.
Структура урока не нарушена. Каждый этап хода урока не превышал границ отведенного времени. Учащиеся проявили интерес и активность к изучению материала урока. Урок проходил живо и насыщенно в связи с тем, что учащимся был знаком (изучен ранее, в начальных классах) материал.
Применение на уроке рабочих листов позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Несмотря на то, что организационный момент был обычным (построение, приветствие гостей, положительный настрой на урок), с первой же минуты велась работа по развитию логического мышления и активизации внимания, лексического анализа (Подбор слов, ассоциирующиеся со словом «зима», определение антонимов). (Подготовка к ВПР, ОГЭ (задание 12)).
Велась работа по соблюдению орфографических норм (подготовка к ОГЭ. Задание 7), синтаксический и пунктуационный анализ (подготовка к ОГЭ 4,5 задания)
Теоретический диктант с анализом определенных пунктов способствовал проверке домашнего задания и актуализации знаний. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Далее учащиеся самостоятельно смогли определить тему урока. Совместный выход на тему урока осуществлялся через стихотворение А.Фета. Задачи уроки определены, когда было объявлено работа с известными и неизвестными.
На уроке прослеживалась межпредметная связь с уроками литературы и математики.
В практической части учащиеся выполняли задания. Учились ориентироваться в своей системе знаний и умело применять их на практике. Каждое задание сопровождалась с самопроверкой по эталону. Ребята сами оценили свою деятельности на уроке.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Данный приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.