Сборник уроков по окружающему миру с использованием географической карты (2 класс)

1
0
Материал опубликован 2 November 2023

t1698919077aa.png













Сборник уроков по окружающему миру с использованием географической карты



































Красноярск 2017



Сборник составлен в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом начального общего образования.

Составители: Рожкова Мария Александровна.

Сборник конспектов уроков с проведением экспериментов на уроках окружающего мира /Рожкова М.А.., Дьячкова Н.Е./ КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2017, 21с.

Красноярск 2017 г.

Аннотация

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников начальной школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому одна из задачи учителя – научить детей понимать карту; добиться, чтобы дети хорошо ее знали; и научить читать карту.









Пояснительная записка

Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями. Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты — важный метод обучения.

Географическая карта - это уменьшенное и обобщенное изображение на плоскости земной поверхности, географические объекты которой переданы условными знаками. ( А. Петерсон)

Анализ программы по курсу «Окружающий мир» показывает, что начальные географические представления дети получают уже в первом классе. Дальнейшее освоение материала производится постепенно с учетом возраста и подготовки учащихся. При этом каждая последующая ступень закрепляет уже полученные сведения и расширяет их объем.

Чтобы учащийся хорошо усвоил знания по географической карте, существуют разные методики обучения.

В методике обучения выделяют несколько этапов работы с географической картой:

Первый этап - знакомство с планом местности и топографическими картами. Проведение простейших измерений на планах, знакомство с легендой и т.д.

Второй этап-знакомство с общегеографическими картами и формирование умений работы с ними.

Третий этап-знакомство с классификацией и изучение различных по содержанию карт (общегеографические, климатические, почвенные, политико-административные и другие).

Четвертый этап - доведение использования карт до автоматизма и использования карт в повседневной жизни.

В методике обучения выделяют 3 цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними: 1) научить школьников понимать карту, 2) научить их читать карту и 3) знать карту.[5]

Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой, чем понимание особенностей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.

Благодаря развитию умений по работе с географической картой развиваются планируемые предметные результаты, которые представлены ниже.

В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Данные умения представлены в УМК “Школа 21 в.” (Н.В. Виноградова) Перечень основных планируемых результатов, на достижение которых будет направлена наша работа с географической картой, приведем ниже:

- понятие о форме Земли, представление о ее размерах;

- понятие о географической карте и плане местности;

- условные топографические знаки (не менее 6);

- умение показывать по физической карте России горы, равнины, моря, реки, озера;

- различать и показывать на физической карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты и территории;

-наносить на физическую контурную карту, задаваемые объекты и территории;[1]

Предлагаемые материалы могут помочь учителю начальных классов при подготовке и проведении уроков окружающего мира, на которых закладываются основы географической культуры учащихся. В основном этапе методического пособия будут описываться конспекты уроков.





Конспект урока №1

Тема урока: Что такое карта?

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

-называют что такое географическая карта;

-умеют показывать географические объекты;

- находят материки и океаны

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- пользуется знаками, моделями;

- умеют сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД:

- планируют свои высказывания, действия;

-определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

- умеет задавать простые вопросы по учебному материалу и отвечать на них.

-умеет работать в парах.

Планируемые личностные результаты:

-проявляет учебно-познавательный интерес к предмету окружающий мир.

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир», тесты, карточки с заданием

Ход урока.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить урок окружающего мира.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, вы любите путешествовать? (да)

- Вы готовы путешествовать?

- Сейчас я проведу среди вас тест: « Какие туристические принадлежности вы возьмёте в путешествие?».(слайд 2)

Варианты ответов:

а. Глобус.

б. Карта.

в. Компас.

г. Специальная одежда.

д. Условные знаки.

- Ответы покажите на « рабочих файлах».

(Файлы с ответами ребят вывешиваются на доску, сравниваются с эталоном).

- Докажите, почему именно (б, в, г, ) возьмём в путешествие?

Почему вы именно это возьмете?(ответы детей)

Изучение нового материала.

-Что за такая наука география? Прочтите текст в учебнике на странице 18 под звездочкой.

-Какой выглядит земля из космического пространства?

Рассмотрите рисунок на странице 18. (вопросы по картинке)

-А что можно сказать по картинке под номером 2. (это соотшение водной поверхности и суши на Земле.)

Проверьте свое предположение, прочитав текст на странице 19.

(схема на листочках у всех детей) (схема появляется на слайде.)

-Как вы думаете, что нужно вписать в эту схему? (ответы детей)

-Впишите наши ответы в схемы.

-Ребята, что такое глобус? (это уменьшенное изображение земной поверхности)

-А кто знает историю глобуса? (ответы детей)

-Перед работай по карточкам, я предлагаю вам посмотреть один сюжет.(Включаю видео. «Академия занимательных наук. География. История создания глобуса»)

У вас на столе лежат карточки с текстом вам нужно вставить слова в текст.

«t1698919077ab.gif  В переводе  латинского языка слово глобус  означает — (шар). Он был изобретён дважды, как это иногда случается с разными изобретениями. Первый раз —

t1698919077ab.gift1698919077ab.gif(во втором веке) нашей эры Кратосом Молосским. Он первым догадался нанести (карту)на поверхность шара. Правда, тогда его изобретение не получило широкой известности.

Иt1698919077ab.gift1698919077ab.gift1698919077ab.gif стория создания глобуса говорит о том, что он был «заново открыт» в 1492 году в немецком городе Нюрнберге Мартином Бехаймом. Он был невелик, его диаметр был чуть больше (полуметра). Карта, нанесённая на него, была гораздо подробнее карты Кратоса. Были отмечены (меридианы) и тропики, а также нанесено краткое описание изображённых стран. Этот глобус сохранился до наших дней и хранится в (музее).»






Вопросы по тексту:

Каков перевод с латинского слова глобус?(шар)

В каком веке появился первый глобус?(второй век нашей эры)

В каком году был «заново открыт» глобус?(в 1492 г.)

Сколько был диаметр у этого глобуса?(полметра)

Где хранится первый глобус?(в музее)

- Чтобы добиться плоского изображения глобуса, пришлось создать специальную науку. Как она называется? (не знаем)Вот сейчас и узнаете. Посмотрите какое задание у вас лежит на столах, выполните его.

Задание:

1)прочитав текст на карточках.

2)выполните инструкцию, которая записана ниже.

Текст.

Картография. Именно учёному – картографу Герарду Меркатору удалось впервые перенести глобус на плоскость. А помог ему в этом апельсин. Когда он представил Земной шар в виде апельсина, он вспомнил, как мы его чистим. Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги

Инструкция:

1)Возьмите листочки и мандарины, почистите их;

2) Разложите дольки мандарина на листочке и с помощью зубочисток прикрепите их на листочки.

























-Что напоминает нам данная модель?(карту земной поверхности)

- А чтобы получилась карта, изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить.

-Прочитайте название современной географической карты. (Карта полушарий).

- Найдите в книге карту полушарий.

- Почему она так называется? На какие полушария разделена?

Первичное закрепление знаний.

-Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с западным полушарием и восточным. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

-Рассмотрите глобус и карту полушарий.(на доске висит карта полушарий)

-Что вы нашли общего? Какие различия вы заметили?

(Ответы детей.)

- Покажите на физической карте полушарий Северный и южный полярный полюс, Экватор, Северный и Южный тропики, Северный и Южный полярный круг, материки, океаны.

Закрепление изученного материала.

-Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите? (Огромные участки суши и воды.)

-Какого они цвета? (Голубого.)

- Что это? Моря и океаны. Сколько океанов? Найдите их на карте. Что заметили? (Тихий и океан разорван).

Как называются участки суши? ( Материки- это огромные участки земной поверхности.)

Сколько материков?(Шесть.)

-У вас на столах есть контурная карта полушарий, чем она отличается от обычной физической карты?(там нет цветовой гаммы)

Задание:

Подпишите контурную карту. Подпишите названия материков и океанов, которые не подписаны.

t1698919077ac.png



Подведение итогов.

-Предлагаю вам тест. Отвечать – да и нет.

1. Карта это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (да)

2. Голубым цветом на карте обозначена вода (да)

3. Север на карте внизу (нет)

4. Коричневым цветом на карте обозначены горы (да)












-Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга ответы.

Далее на доске появляется КЛЮЧ к тесту:

1. да

2. да.

3. нет.

4. Да

Рефлексия.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.









Конспект урока №2

Тема урока: Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

-знают что такое равнина, овраг;

-умеют находить на карте равнины.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществляют самостоятельный поиск информации в учебнике;

- умеют сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД:

- планируют свои высказывания, действия;

- формируют интерес к полученным знаниям.

Коммуникативные УУД:

- формируют речевую деятельность, а так же навыки сотрудничества.

- вступают в учебный диалог;

Планируемые личностные результаты:

-проявляет учебно-познавательный интерес к предмету окружающий мир

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, физическая карта полушарий, физическая карта России, карточки с заданием.

Ход урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить урок окружающего мира.

Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на слайд , перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Изучение нового материала.

-А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Слайд 2). (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) (Слайд 3.) (Изображение равнины и определение.)

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

- Равнины бывают разные, как вы думаете какие равнины бывают? Посмотрите на слайд (показываю слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". (Слайд 4.) ) и подумайте, а свои предположения запишите в схему, которая лежит у вас на столе.

З

Равнина

адание 1: Заполните схему. Приведите пример равнин, используя физическую карту России.

t1698919077ad.gift1698919077ad.gif











-Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).

-Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Первичное закрепление знаний.

Задание 2. На физической карте России найдите равнины: Западно-Сибирскую, Восточно- Европейскую и Средне- Сибирское плоскогорье. Перенесите на контурную карту и подпишите.

-Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд 11("Холм").

Закрепление изученного материала.

-Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под воздействием землетрясений, ветра, воды и остались только холмы. А что же такое холм? Холмы имеют особое строение. Давайте посмотрим .

Задание 2.

-На слайде у вас представлены слова и схема (Вершина, Склон, подошва)

- Вам нужно записать данные слова на схему.( Детям выдается схема без надписей)

t1698919077ae.png

-Какие вы знаете части холма?(Вершина, склон, подошва)

Вершина- самая высокая часть холма.

Подошва- самая низкая часть холма.

Часть холма между вершиной и подошвой называется склоном.

- На равнинах можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги.(слайд 16)

Во время таяния снега или при сильных дождях ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода размывает землю, образуя рытвину; постепенно она углубляется, расширяется и превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие.

- Расскажите, как люди борются с оврагами? И нужно ли с ними вообще бороться? (Дискуссия)

Видеоклип . "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности"

Подведение итогов урока

-Что такое равнина?

-Какие бывают равнины?

-Что такое овраги? И как с ним бориться человек?

Рефлексия.

Хорошо…

Интересно…

Мешало…

Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.



Конспект №3

Тема урока: Горы и их разнообразие.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые  предметные результаты:

-знают что такое гора;

- различают условные изображения гор на физической карте России.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и делать выводы;

-владеют первоначальными навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстником;

Регулятивные УУД:

- планируют свои высказывания, действия;

-принимают элементарный план действий при работе в группе;

-высказывают предположение по поводу способа действия;

Коммуникативные УУД:

- формируют речевую деятельность, а также навыки сотрудничества;

-работают в группе.

Планируемые личностные результаты:

-имеют мотивацию к учебной деятельности;

-строят свои взаимоотношения.

Оборудование урока: презентация, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир», физическая карта России, контурные карты России.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить урок окружающего мира.

Проверка домашнего задания.

Блиц опрос( ученики деляться на 4 команды)

-Проведем в начале урока блиц опрос по знаниям, которые вы получили на предыдущих уроках. Вы уже разделены на 4 команды, за правильный ответ получаете 1 балл. За соревнование получат оценки все команды.

Вопросы:

-Сколько материков на планете?(6)

-Назовите их(один выходит к доске другие сверяют со своей картой)

-Сколько океанов на планете?(5)

-Назовите их(один выходит к доске другие сверяют со своей картой)

-На каком материке находится наша страна?(Евразия)

На какие две части света делиться Евразия?

-Сколько океанов омывает Россию?(2)

-Назовите их.

-Какие основные формы земной поверхности вы знаете?

- Правильно. Это равнины и горы.

-Сколько равнин в нашей стране?(3) кто может их назвать? А показать? В какой части материка находиться наша страна?

-Какие бывают равнины? (ровные и холмистые)

- А объясните мне, почему холмистые равнины? А почему плоские ?

(подсчет баллов выставление оценок каждой команде)

Подготовка учащихся к усвоению.

- Читаю стихотворение о горах.

Грохочет в солнечных потоках,

В ледовых брызгах камнепад.

Там кто-то, в небесах далёких,

Своим проказам дерзким рад!

Похохотал лавиной снежной,

Вершину в шутку надломил

И глыбой, шаткой и мятежной,

Со смехом путь загородил.

Качает, кружит, поднимает

Земной безбрежный океан.

И мысль беззвучно набегает,

Что жизнь – иллюзия, обман.

И собственного духа горны

Ты слышишь в каменной дали.

И понимаешь: горы – волны

Живой вседышащей земли.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?.

- Правильно, тема урока «Горы».

Изучение нового материала.

- Итак, что же такое горы? (Слайд 2)

Горы – это участки земной поверхности, высоко приподнятые над равниной

- Как же образуются горы? (ответы детей)

(видео про образование гор)

- А теперь познакомимся со строением горы. (Слайд 3 строение горы на доске дети должны подписать)

Гора состоит из подошвы, склона, вершины.

Вершина - самая высокая часть горы: макушка горы

Склон - расстояние между вершиной и подошвой

Подошва - переход склона (горы) в равнину

- Вам эти названия ни что не напоминают?

- Правильно. Такие же части у холма.

- Как вы думаете в чем разница между ними? (Слайд 4)(ответы детей)

Первичная проверка усвоения знаний

Задание 1.

1)Пользуясь цветовой гаммой физической карты, найдите на карте высокие горы средние горы и низкие горы. Подпишите их на контурной карте. (Уральские, Кавказкие горы, Алтай, Саяны)

2) Раскрасьте горы цветными карандашами. Используйте физическую карту России.

Первичное закрепление знаний.

-Мы узнали с вами условные обозначения гор, каким цветом обозначены молодые горы?(желтым) а старые горы?(коричневым)

-Если сейчас вы посмотрите на ваши контурные карты вы сможете сказать где старые горы, а где молодые горы?(Да)

-Для вас я приготовила творческое задание. Работать вы будете с пластилином. Вам нужно слепить гору, но не просто гору, а гору, которую я вам скажу. С помощью пластилина вы должны показать высоту этой горы. Представьте свой результат у доски.

- низкие – от 200м до 1000м (покрыты растительностью);

- средние – от1000м до 2000м (скалистые, без растений);

- высокие – от 2000м и выше (на вершинах лежат вечные снега).

-Как вы сможете смоделировать гору, если она низкая? средняя? высокая?

-Первый ряд нам смоделирует нам Уральские горы второй ряд Уральские горы, а третий ряд Кавказские горы.

-Приступайте к работе.

- И так, первый ряд у нас смоделировал Уральские горы , каким они цветом обозначены на карте? (желтым) Значит какие это горы? (старые) А как вы думаете низкие или высокие? (низкие их высота до 1000 метров)

- Второй ряд у нас смоделировал Саяны, каким они цветом обозначены на карте? (коричневым) Значит какие это горы? (молодые) А как вы думаете низкие или высокие? (средние их высота от 1000 до 2000 метров)

- Третий ряд у нас смоделировал Кавказские горы, каким они цветом обозначены на карте? ( темно коричневым) Значит какие это горы? ( молодые) А как вы думаете низкие или высокие? (высокие их высота от 2000 и выше метров)

-Какой мы вывод можем сделать? (По карте не только можно узнать возраст гор, но и их высоту) А кроме цвета, что вам еще подскажет? (высота гор отмечена цифрами)

- А теперь давайте посмотрим на красоту этих гор.

- На Земле существуют еще более интересные горы это- огнедышащие и дымящие. Вулканы.(слайд 7)

Вулкан это отдельная гора, обычно правильной формы, с углублением на вершине.

Строение вулкана. (слайд 8)

- очаг магмы

- жерло

- кратер

Раскалённая магма поднимается по жерлу вулкана и изливается через кратер.

В России на Камчатке вулкан Ключевская сопка, высота 4770 метров. (слайд 10)

Сейчас я проведу опыт. И вам покажу, как извергается вулкан.

«Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь:

Вулкан:

- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

- Сода, 1 ложка

Лава:

1. Уксус (на дне стакана)

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился

Ход опыта:

1.Сначала вылепим из пластилина вулкан, примерно 7 см в высоту. Вулкан помещаем на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу. В жерло засыпаем соду.

2. Готовим «лаву» - смешиваем все компоненты в стакане (уксус, краску и моющее средство). Теперь самое интересное – извержение вулкана!

3. Вливать лаву лучше порциями, так сказать дозировать извержения вулкана. Из трети стакана может получиться 5-6 извержений. Внимание! Уксус должен потихоньку вливаться в вулкан и не попасть на руки (тело).

- Как вы думаете, опасны ли вулканы для людей?

- А пользу приносят, какую-нибудь?

Подведение итогов урока.

Какая тема нашего урока?

- Что такое гора? (Гора – это высоко поднятые над равниной участки суши).

- Назовите части горы.

- Молодцы, сегодня все активно работали.

Рефлексия.

Яблоня. На доске нарисовано дерево и дети должны отметить усвоенные знания тремя яблоками. Красное яблоко- хорошо усвоил материал, зеленое яблоко- удовлетворительно усвоил материал, желтое яблоко- плохо освоил материал.



Конспект урока № 4

Тема урока: Вода на Земле. Океаны и моря.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые  предметные результаты:

-находят самые крупные водоемы-океаны;

- определяют частью, каких океанов являются некоторые моря;

-выполняют опыт, моделируя морскую воду;

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- преобразовывает информацию из одной формы в другую (моделирование);

- сравнивают и делают выводы;

-выполняют работу практического действия под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- планируют свои высказывания, действия;

-формулируют совместно с учителем учебную задачу

- формируют интерес к полученным знаниям.

Коммуникативные УУД:

- формируют речевую деятельность, а также навыки сотрудничества в учебном диалоге.

Планируемые личностные результаты:

-имеют мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование урока: схема, соль, стаканчик, палочка, вода, физическая карта полушарий, физическая карта России, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир», карточки с заданиями.

Ход урока.

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить урок окружающего мира.

Актуализация знаний

Задание 1.«Звание лучшего знатока карты». Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:

- Покажи самый большой материк.

- Покажи материк-остров.

- Назови и покажи самый большой природный холодильник.

Мои вопросы:

Какие самые большие горы в России?

Какие горы разделяют наш материк на две части света?

Какие горы рядом с нашим Красноярском? А какие их соседи?

Сколько равнин в нашей стране? Назовите их.

Подготовка учащихся к усвоению.

-Перед вами схема, вы должны сказать на какие две части делится Земная поверхность.(СУША и ВОДА)

(на доске раскрыты под карточкой Суша (Материки) а под Водой (Океаны))

И так суша делится на части это-(ответы детей)

Изучение нового материала.

-И так давайте перейдем к теме нашего урока? Назовите мне ее.(ответы детей)

-Вся вода земли образует Мировой океан. Для того, чтобы было легче его изучать, ученые разделяют Мировой океан на 5 океанов. (Работа с физической картой полушарий)

- Но так было не всегда. Когда ваши родители учились в школе, они говорили, что на Земле 4 океана. Где нам найти информацию, с какого времени считают, что океанов 5? (энциклопедии, Интернет, учебник)

- Мы воспользуемся нашим главным источником знаний на уроке – учебником.

- Так в каком году стали считать, что океанов 5? (2000г.) Какого океана раньше не было на карте? (Южного) Показ карты полушарий старого года выпуска, на которой нет этого океана.

- Но в данном сообщении учебника упоминается Мировой океан. Что такое Мировой океан – найдите ответ на данный вопрос в учебнике.

-И так, давайте посмотрим на пять океанов земли.

Первичная проверка усвоения знаний

Задание 1.На контурной карте ставятся знаки вопроса, на месте изученных объектов нужно закрыть карточками с нанесенным названием морей . После данного задания учитель рассказывает про океаны.

-Самый большой по площади океан, большая часть расположена в Западном полушарии и немного в Восточном полушарии.(Тихий океан)

-Океан, занимающий 2 место. Он плавно переходит из Западного полушария в Восточное.(Атлантический океан)

-Самый маленький океан, расположен на Северном полюсе.(Северо-Ледовитый океан)

-Какой еще океан мы не назвали. Он занимает 3 место по площади.(Индийский океан)

- А какой еще есть океан? Кто знает, где он находиться?

Ребята, давайте еще раз повторим, какие океаны составляют Мировой океан?

Первичное закрепление знаний.

Задание 3.

-Кто был на море? На каком?

-Найдите и покажите его на физической карте России.

-Все молодцы, а вы помните морскую воду на вкус? Какая она? (соленная)

-Верно, она соленная, а хотите вспомнить вкус соленой воды в этот холодный день?(Да)

-Давайте приготовим «морскую воду» и проведем исследование.

1) Вам нужно налить немного воды в стаканчик.

2) Добавляем немного соли, и размешиваем.

- Попробуйте, какая вода на вкус? А почему?

Можно ли ее пить постоянно?

- В воде есть соль, но мы ее не видим. Куда она исчезла?(она растворилась)

-Давайте сделаем вывод.(Вода- растворяет соль, поэтому морская вода соленная) Соленость воды измеряется в промилях.

-Интересно, а как нам обратно получить соль? (ответы детей)

-Давайте оставим наши стаканчики на подоконнике, и в конце уроков проверим, что у нас там получилось.

-В начале опыта вы показали нам моря, которые вы знаете, составьте дома доклад, об одном из морей России.


-

Задание 4.

Прочитайте текст в учебнике окружающий мир на странице 38 и вставьте пропущенные слова из текста.

Значение морей и океанов.

По морям и океанам провозят разные ……. .Путешествуют на морских …… люди. Многие живые существа обитают в морской воде . Это основная…… у жителей островов. Морской ….. и морское …… полезно для здоровья.



Морей на планете много. А как человек использует моря и океаны? Ответ вы найдете в учебнике. Задание: прочитать статью, составить схему «Значение морей и океанов», работая в парах.











Человек активно использует моря и океаны. Но очень часто он наносит им большой

вред. Прочитаем это в учебнике. Рассмотрите иллюстрации. О чем плачет море? (загрязнение мусором, разлив нефти, слив отработанных вод и др.). Как должен вести себя Человек, чтобы наша планета оставалась голубой ?(ответы детей)

t1698919077af.jpgt1698919077ag.jpgt1698919077ah.jpg


Подведение итогов урока.


- Подведем итоги. Сегодня на уроке мы говорили о водоемах. Рассмотрите схему, дополните ее, расскажите, что вы узнали на уроке. Поработайте в парах с учебником.

На с.38 учебника упоминаются моря. Дома выберите 1 море, найдите информацию о нем: почему оно так называется. Найдите эти моря на карте

Мировой океан


t1698919077ad.gift1698919077ad.gif

Перевозка грузов

Части:

t1698919077ai.gif



Мусор

t1698919077ad.gift1698919077ab.gift1698919077ab.gift1698919077ab.gift1698919077ab.gift1698919077ab.gif













Рефлексия: Яблоня. На доске нарисовано дерево и дети должны отметить усвоенные знания тремя яблоками. Красное яблоко- хорошо усвоил материал, зеленое яблоко- удовлетворительно усвоил материал, желтое яблоко- плохо освоил материал.

Конспект урока № 5

Тема урока: Пресные воды суши. Реки.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Планируемые  предметные результаты:

- знают что такое  река, части рек, разнообразие пресных водоемов;

- умеют определять части реки;

-показывают на карте реки.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществляют самостоятельный поиск информации в тексте;

- умеют сравнивать и делать выводы;

-отличают новое от уже известного под руководством учителя.

Регулятивные УУД:

- планируют свои высказывания, действия;

- формируют интерес к полученным знаниям;

-частично соотносит известное содержание с неизвестным с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- формируют речевую деятельность, а так же навыки сотрудничества;

-понимают смысл простого текста;

-умеют работать в парах.

Планируемые личностные результаты:

- чувствуют свою сопричастность и гордость за свою Родину.

Оборудование урока: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, карточки с заданием.


Ход урока.

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить урок окружающего мира.

Мотивация к учебной деятельности.

-Давайте вернемся к нашей большой схеме. На прошлой неделе мы изучили Мировой океан. А какие именно части Мирового Океана вы изучили?(Море и океан)

- Сколько океанов на земле?(5)

-Покажите их на карте.

-На прошлой неделе какое было у вас домашнее задание?(Презентация или сообщение про моря)

-Давайте проверим ваши сообщения.

-Название, каких морей вы узнали?

Задание 1. Нанесите на контурную карту моря, которые находятся на севере нашей страны.

Подготовка учащихся к усвоению.

-А как вы думаете, что схожего у морей и океанов? Чем они отличаются от рек, озер и болот?(ответы детей)

-Верно в реках, озерах, и болотах, вода пресная.(подчеркиваю на схеме слово озеро)

-Как вы думаете, почему я подчеркнула это слово? (там соленая вода тоже бывает)

-Но сегодня речь будет не о соленой воде, а о какой? (о пресной)

-А теперь подумайте какая тема урока.(Пресная вода (где?) суши)

-Посмотрите на страницу 39 в учебнике, Прочитайте текст. Найди на фотографиях водоемы, о которых в нем говориться.

t1698919077aj.jpgt1698919077ak.jpg

t1698919077al.jpgt1698919077am.jpg



t1698919077an.jpg

-Посмотрите на карту у вас в учебнике там есть условные обозначения, найдите ледники. Каким они цветом обозначены?(белым)где на Земле самый большой ледник?(о. Гренландия)

-И так найдите на карте болота? (если не находят сама показываю)

-А где озера? Самое большое пресное озеро? ( БАЙКАЛ)

-Что мы еще не искали на карте? (Реки)

-Какая река протекает через город Красноярск? (смотрят в карту)

Задание 2. Найти реку Енисей ее основные притоки Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска сделайте надписи названия на контурной карте.(работа в парах)

Изучение нового материала.

-Реки можно разделить на два типа. Горные и Равнинные (показываю картинки) Как думаете где какая?

-Чем они отличаются? (равнинная тихая река, а горная быстрая и шумная) Но это реки, которые находятся на поверхности. Есть еще подземные реки. (фото) Они текут под землей. Люди роют скважины, чтобы добыть чистую пресную воду. Иногда вода сама выходит наружу, и возникают родники.

-И так какие бывают реки?(наземные и подземные) Наземные на какие два вида делятся?(равнинные и горные)

-А что образуется, когда подземная река выходит наружу? (родники)

-Вы знаете теперь, что есть наземные реки. А как путешествуют по реке?(с помощью лодки, судна, корабля и т.д) Мы тоже с вами сегодня попутешествуем.

Задание 3. . Путешествие по карте. Ученикам дается задание добраться водным путем по карте из Москвы до Астрахани при этом нужно назвать города, которые встречаются на их пути, реки по которым проходит путешествие.









Первичная проверка усвоения знаний.

-Сейчас я вам раздам текст, и вы должны сравнить текст и картинку вставить туда слова. ( работа выполняется за 5 мин)

Проанализировав текст, вы должны вписать в схему части реки.

Текст. Река- это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении-русле. Истоком, началом реки называют место, откуда ее воды «истекают». Место впадения реки в море , озеро, или другую реку называют устьем. По пути к устью в реку вливаются притоки-реки поменьше.

t1698919077ao.png





















-И так что такое Русло реки?

-Что такое исток?

-Что такое устье?

-Что такое притоки?

Первичное закрепление знаний.

-На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

-Давайте посмотрим на карты России, какие реки вы увидели?(дети перечисляют реки)

-Синим карандашом с помощью Физической карты России, отметьте реки, которые я вам покажу на карте.

Подведение итогов урока.

-И так что нового вы узнали на уроке?

-И так какие бывают реки?(наземные и подземные) Наземные на какие два вида делятся?(равнинные и горные)

-А что образуется, когда подземная река выходит наружу? (родники)



Рефлексия.

Яблоня. На доске нарисовано дерево и дети должны отметить усвоенные знания тремя яблоками. Красное яблоко- хорошо усвоил материал, зеленое яблоко- удовлетворительно усвоил материал, желтое яблоко- плохо освоил материал.





Заключение

Курс «Окружающего мира» является интегрированным курсом для четырехлетней начальной школы. Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины мира

Сообщение учащимся элементарных географических представлений необходимы для понимания ряда явлений природы и жизни людей и для усвоения курса «География» в среднем звене. Эти знания, умения и навыки тесно связываются со всей системой начального обучения. На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать, культура его речи.

Данное методическое пособие «Сборник уроков по окружающему миру с использованием географической карты, разработан в помощь студентам педагогических колледжей и учителям начальной школы.





Список использованной литературы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования от 22 сентября 2011.

Виноградова Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф.— 2014. — С. 115-116.

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1990.

Поглазова О.Т. Авторская программа по «Окружающему миру» // Учебно-методический комплект «Гармония» -2016-2017.

Поглазова О.Т. Методическое пособие по «Окружающему миру»-2010.

Понамарева А.С Использование географической наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе -2011.

Селедцова М.В. Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира -2014.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации