Шкатулка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
г. НЕРЮНГРИ им. М. К. АММОСОВА
(СОШ № 2)
Творческий проект
Тема: «Изготовление шкатулки»
Выполнил: Демянчук Сергей Михайлович,
учащийся 9 А класса,
МОУ СОШ №2 им. М.К.Аммосова
Научный руководитель: Курашев Евгений
Николаевич, учитель технологии,
МОУ СОШ №2 им. М.К.Аммосова
Нерюнгри, 2022
Содержание
Обоснование возникшей проблемы и потребности ……………………3 |
Цель и задачи проекта………………………………………………….…4 |
Историческая справка………………………………………………….…5 |
Основные требования к изделию…………………………………………5 |
Разработка идей, вариантов………………………………………………6 Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………………………7 |
Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования……9 |
Последовательность изготовления изделия…………………………......9 |
Техника безопасности…………………………………………………….12 |
Экономическое обоснование……………………………………………..14 Экологическое обоснование…………………………………………..…15 |
Самооценка……………………………………………………………..…15 |
Вывод………………………………………………………………………16 |
Реклама изделия…………………………………………………………...16 |
Используемая литература…………………………………………………17 Приложение………………………………………………………………...18 |
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Как у многих жителей нашей планеты, так и моих многочисленных родственников есть замечательная традиция – устраивать праздники, посвященные дню рождения и всегда существует такая проблема: что подарить? Я пытался решить проблему с помощью схемы №1.
Схема №1
Поиск вариантов решения проблемы
Купить рамочку для фото или какой-нибудь сувенир можно не очень близким родственникам. Изготовить самому рамочку для фото можно для одноклассников. Родителям только сувениры собственного изготовления. Однажды я заметил, что моя мама, приходя с работы и снимая ювелирные украшения, располагает их в различных местах. Я понял, что все это происходит из-за того, что у нее просто нет специально предназначенной для ювелирных украшений шкатулки. И мне захотелось исправить этот недостаток. Как я мог это сделать? Либо купить нужное изделие в магазине, либо постараться сделать своими руками. Против первого варианта были следующие факторы:
высокая стоимость подобных изделий (а я пока учусь и не имею возможности зарабатывать деньги)
отсутствие оригинальности
На уроках технологии мы учимся работать с деревом - конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать. Мне очень нравится выпиливать дощечки и потом выжигать на них рисунок, и я решил сделать шкатулку. Тем самым на практике смогу закрепить полученные на уроках знания и сделать подарок своими руками для мамы.
Актуальность моего проекта объясняется еще и тем, что:
1. Достаточно большое количество разных мелочей, которые надоело собирать по полкам и по столам можно хранить в красивой коробочке
2. Основное преимущество hand-made (своими руками)- за относительно невеликие средства, можно порадовать себя интересными вещицами, которые будут нести эксклюзивный характер.
3. Шкатулка своими руками – это прекрасный подарок, который можно сделать для своих близких или друзей, не затратив при этом большого количества времени и сил.
Цель проекта: изготовление шкатулки, украшение изделия элементами выжигания узора на древесине.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Выявить возможные варианты шкатулок.
3. Разработать дизайн и конструкцию своей шкатулки.
4. Подготовить необходимые материалы.
5. Разработать технологический процесс изготовления шкатулки.
6. Изготовить шкатулку и провести апробацию.
7. Оценить проделанную работу.
Историческая справка
Шкату́лка — небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, инкрустируют драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.
Шкатулки используют для хранения большого количества мелких предметов, в большинстве своём — драгоценностей.
Шкатулки известны с глубокой древности. Ученые считают, что первыми появились шкатулки для украшений. Талантливые умельцы в Японии и Китае еще две тысячи лет назад изготавливали деревянные коробочки различной формы и величины, украшали их смолой ценного специального дерева. Стараясь обойти в мастерстве друг друга, мастера по шкатулкам создавали всё новые и новые технологии отделки. Вот так была изобретена технология мелкого вырезания по древесине и методы декорирования футляров кожей или тканью, отделки драгоценными камнями, металлом и костью.
С тех пор первоначальная концепция практически не поменялась, но появились новые материалы, и несколько усовершенствовалась технология изготовления. До промышленной революции любая шкатулка была штучным и, следовательно, весьма дорогим предметом. В силу этого шкатулки были востребованы в основном у богатых людей и использовались для хранения ценных предметов. Изготовленная на заказ шкатулка, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились.
Качественно сработанная из дерева, выточенная из мрамора, оникса или сделанная из моржовой, слоновой кости, шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой — вот короткий список ухищрений, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому такие шкатулочки уже были ценностью сами по себе.
Популярны были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Народ на Руси — страстный любитель загадывать и раскрывать загадки, и, видно, поэтому коробочки с секретом очень понравились им.
Основные требования к изделию
Моей маме будет приятно брать шкатулку, изготовленную своими руками. И она хорошо впишется в интерьер. И это может стать хорошим подарком для мамы. Поэтому я принял решение изготовить шкатулку самостоятельно, для чего вначале определил основные требования к проектированию и изготовлению шкатулки.
К готовой шкатулке предъявляются определенные требования. Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.
Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.
Эстетические требования состоят в том, что изделие должно быть красивым и безопасным, экологически чистым.
Разработка идей, вариантов.
Шкатулка должна быть согласована по материалу и цвету с моим вкусом потребностью. Вариантов решения может быть много:
1. Металлическая шкатулка | 2. Пластмассовая шкатулка |
Шкатулка из фанеры | 4. Шкатулка деревянная |
Я решил: буду изготовлять шкатулку из дерева. Для этого у меня есть навыки и теория изготовления шкатулки. По книге «Поделки из дерева» я нашёл рисунок оригинальной шкатулки прямоугольной формы и решил: я буду мастерить!
Анализ идей и выбор лучшего варианта
Для выполнения дизайн – анализа воспользуюсь «звездочкой обдумывания» (см. схему №2).
Схема №2
«Звездочка обдумывания».
Анализ шкатулок
Таблица № 1
№ п/п | Аналог | Достоинства | Недостатки |
1 |
| Оригинальный узор на крышке и боковинках | Большая трудоемкость |
2 |
| Небольшие габариты | Хрупкие края крышки и стенок |
3 |
| Необычная форма | Трудоемкая в подгонке деталей |
На занятиях мы рассматривали несколько вариантов изделий различных форм и размеров. Для своего проекта я взял за основу модель №3, потому что у этой шкатулки подходящие размеры и такая форма позволяет научиться изготавливать изделия данного типа и не занимает много места в шкафу.
Изучив историю возникновения и проведя дизайн-анализ шкатулок, я разработал критерии собственного изделия:
– оно должно быть красивым;
– оно должно быть оригинальным;
– оно должно быть экологически чистым;
– оно должно быть удобным в эксплуатации;
– оно должно гармонировать со всеми окружающими предметам интерьера;
– оно должно быть не очень трудоемким;
– оно должно быть дешёвым.
Оценка аналогов и выбор лучшего
№пп | Критерии оценки | Оценка аналогов | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Соответствие назначению | + | + | + |
2 | Оригинальность конструкции | - | - | + |
3 | Наличие материала | + | + | + |
4 | Простота в изготовлении | + | + | + |
5 | Владение знаниями и умениями для изготовления | + | + | + |
6 | Инструменты и оборудование | + | + | + |
7 | Экономичность (вторичное использование материалов) | - | - | - |
итого | 5(+) 2(-) | 5(+) 2(-) | 6(+) 1(-) |
В итоге аналог №3 получил 6 (+) и 1(-); аналоги №2 и №1 5(+) и 2(-).
Вывод: по результатам анализа наибольшее количество (+) получил аналог №3.
7. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования
Сосна является одним лучшим материалов для выжигания самых разных изделий.
Древесина сосны очень распространена в нашем регионе и стоит относительно недорого.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
1. Ножовка. 2. Стусло. 3. Карандаш. 4. Линейка. 5. Выжигатель. | 6. Циркуль. 7.Угольник. 8. Наждачная бумага. 9. Клей «Столяр» 10. Лак ПФ-228. |
Последовательность изготовления изделия
Модель моей шкатулки будет состоять из деталей, представленных в спецификации:
Таблица №3
Поз. | Наименование | Кол. | Материал | Примечание |
1 | Крышка 215 х 70 х 15 | 2 | доска | сосна |
2 | Дно 215 х 170 | 1 | Фанера строительная | Фанера березовая |
3 | Боковинка А 215 х 90 х 15 | 2 | доска | сосна |
4 | Боковинка Б 170 х 90 х 15 | 2 | доска | сосна |
Технологическая операционная карта изготовления шкатулки
№ п/п | Вид работ | Изображение | Инструменты, приспособления |
1 | Выбор материала. | | Интернет, литература. |
2 | Разметка деталей. |
| Уголок, линейка, карандаш. |
3 | Выпиливание заготовок. |
| Ножовка по металлу. |
4 | Подгонка заготовок. |
| Напильник. |
5 | Шлифование заготовок. | | Наждачная бумага. |
6 | Склеивание шкатулки. |
| Клей «Столяр», кисточка. |
6 | Выбор рисунка. |
| Интернет, литература. |
7 | Разметка рисунка |
| Линейка, карандаш, копирка. |
8 | Выжигание рисунка. |
| Выжигатель. |
9 | Покраска рисунка |
| Акварельные краски, кисть. |
10 | Шлифование изделия. | | Наждачная бумага. |
11 | Лакирование. |
| Лак НЦ-228, кисточка. |
12 | Закрепление петель и ручек |
| Петли, ручки, шурупы, отвертка. |
Для изготовления шкатулки мы выбрали сосну. Выбрав материал, приступил к разметке деталей шкатулки. Размеры шкатулки: длина – 215мм, ширина – 170 мм, высота – 90 мм, толщина стенки – 15 мм.
Закрепив заготовку в тисках, приступил к выпиливанию заготовок изделия с помощью ножовки. С соблюдением всех правил техники безопасности.
С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия, с одной стороны, срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.
Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с помощью наждачной бумаги.
С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры изготавливаемого изделия.
Выбрать рисунок для выжигания. С помощью копировальной бумаги сделать разметку рисунка.
Соблюдая правила техники безопасности выжечь нанесенный рисунок на заготовке изделия с помощью выжигателя.
Склеить шкатулку клеем «Столяр». Закрепить детали с помощью струбцины и оставить до полного высыхания клея.
Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.
Покрыть лаком ПФ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.
9. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы - дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.
Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе. Его нужно всегда класть в определенное место. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.
Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.
Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.
Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов.
Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержав некоторое время в вертикальном положении. Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько не дожечь линию, чем пережечь.
Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.
Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.
10. Экономическое обоснование
Расчёт себестоимости шкатулки
С = Мз + Ро. т + Ос. с + Ао. т + Ок. к + Здр.
где, С – себестоимость изделия;
Мз – материальные затраты;
Ро. т - расходы на оплату труда;
Ос. с – отчисления на социальное страхование;
Ао. т - амортизационные отчисления;
Ок. к - оплата краткосрочных кредитов;
Здр – затраты на транспорт, электричество, др.
Так как я буду сам изготавливать шкатулку, то буду учитывать материальные затраты и затраты другие, на транспорт и электричество.
Материальные затраты
Наименование | Количество | Цена(рубли) |
1. Доска сосны | 1500х90х15 мм | 90 |
2. Клей «Столяр» | 100 гр. | 30 |
3. Лак ПФ-228 | 200 мл | 80 |
4. Наждачная бумага | 150х200 мм | 20 |
5.Шарниры для крышки шкатулки | 4 шт. | 80 |
6.Декоративные ручки | 2 шт. | 50 |
ИТОГО | | 350 |
Итого: Мз =350 руб.
Цена изделия складывается из себестоимости и прибыли:
Цизд. = С + П
где, С – себестоимость;
П – прибыль.
Соответственно П = Ц – С.
Если, учитывая мини- маркетинговые исследования,
Если Ц= 1000 руб, то П = 1000 – 350 = 650 руб.
Если Ц= 1500 руб, то П = 1500 – 350 = 1150 руб.
Если Ц= 2000 руб, то П = 2000 – 350 = 1650 руб..
Вывод: прибыль с моего изделия можно иметь от 650 руб. и более, если сдавать готовые изделия в художественные салоны, но так как процесс изготовления трудоемкий и много отнимает времени, то на заказ, конечно, можно работать при наличии времени, к тому же, этот способ зарабатывания карманных денег для меня приемлем.
11. Экологическое обоснование
Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Древесину для изготовления шкатулки мы использовали из отходов строительного производства.
Отходы в результате нашего производства (опилки, стружку) можно использовать в качестве утеплителя в строительстве или как удобрение для садовых растений. Исходя из вышесказанного, делаем вывод об экологической целесообразности нашего проекта.
Лак и клей могут быть опасны при изготовлении изделия, но при соблюдении режима проветривания и индивидуальных средств защиты безвредны.
Вывод: все применяемые мной материалы сертифицированы, значит, при нормальной эксплуатации отрицательного влияния для человека и окружающую среду не окажут и являются экологически чистыми.
Для изготовления изделия доска обрабатывается полностью ручным трудом, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.
12. Самооценка
Изготавливая шкатулку, я узнал много нового о древесине, методах ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и приспособлениях применяемых при работе с древесиной, о технике выполнения выжигания по дереву и многое другое. Научились правильно пользоваться выжигателем. И самое главное, мы поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие всегда получается чуточку другим. Это потому, что оно изготовлено нашими руками. И нет предела творческой фантазии.
13. Вывод
В ходе выполнения работ я научился изготавливать шкатулку и выжигать узоры на древесине, и теперь могу применять это на практике. Изготовил шкатулку для хранения мелочей и подарил маме на День рождения.
Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Я остался доволен своей работой и тем, что моя шкатулка понравилась моей маме. Шкатулка получилась на мой взгляд вполне красивая. В такой шкатулке будет удобно хранить украшения и различные безделушки. Вывод: Я считаю, что поставленную задачу я выполнил. Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.
14. Реклама изделия
Это очень замечательное изделие. В шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких — это подарок, сделанный собственными руками.
Используемая литература
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 208с.: ил.Альбом по выпиливанию. Для любителей выпиливания из фанеры/ Ю.В.Соколов. – М.: «Экология», 1992.-20с.
Технология. Технический труд. 6 класс: учебник/ под ред. В. М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014. - 192с.; 36 – 56с.
«Мастерим из древесины»/ Э.В. Рихвик, М. Просвещение, 1998.
«Работы по дереву», В.И. Рыженко, Москва, 2000 год.
http://www.petli-zamki.ru
https://www.youtube.com/watch
http://postroy-sam.com/shkatulka-iz-dereva-svoimi-rukami.html
http://www.mastercity.ru/showthread.php?t=96347&page=2
Приложение 1.
18