"Школьное лесничество - одна из форм организации внеурочной деятельности"
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В глоссарии на сайте поддержки ФГОС ОО дается следующее пояснение внеучебной деятельности – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой. Она необязательна для всех школьников и организуется для тех из них, которые проявляют повышенный интерес к биологии.
В процессе внеклассной работы школьники проводят наблюдения за биологическими объектами и явлениями, выполняют опыты, знакомятся с местной флорой и фауной, т.е. входят в тесный контакт с живой природой (альтернатива виртуальному общению).
Одной из форм реализации внеурочной деятельности может быть организация школьного лесничества. Школьное лесничество « » было создано в ноябре 2012г. по инициативе «Верх-Исетского лесничества» и Администрации школы.
Цель создания школьного лесничества – воспитание у учащихся бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике природоохранные мероприятия.
Основными задачами лесничества являются:
экологическое образование обучающихся;
создание условий для социальной адаптации выпускников школ через развитие партнерских отношений с малой лесной Академией УрГЛУ и Верх-Исетским лесничеством;
обучение школьников специальным навыкам исследовательской и природоохранной работы;
оказание практической помощи Верх-Исетскому лесничеству в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты леса.
Школьное лесничество работает по учебно-производственному плану на территории парка Лесоводов России (3 года).
Теоретическая подготовка включает занятия с представителями лесничества по темам: лесоводство, биогеоценология, защита леса, охрана флоры и фауны и т.д.
Практические занятия проводятся в парке Лесоводов России, в Ботаническом саду, на Экологической тропе, в саду им. Вигорова, на кафедрах УрГЛУ (ландшафтоведение, зоология), в природном парке «Оленьи Ручьи».
Основные принципы работы лесничества: добровольность, открытость, ориентация на личностные интересы, самореализация, единство обучения, воспитания, развития.
За время работы школьного лесничества, обучающиеся 7-9 классов успешно осуществили следующие виды деятельности:
изготовили скворечники и кормушки для птиц, сами развесили их в лесопарке;
неоднократно участвовали в посадке леса совместно со студентами УГЛТИ и сотрудниками лесничества («Единый День Посадки леса» май; «Живи, Лес!» октябрь);
провели озеленение территории школы («Зеленый двор»);
участвовали в акции «Антипал» совместно с Уральской базой авиационной охраны лесов (май);
разработали и изготовили информационные щиты (аншлаги) экологического содержания («Культура в лесу»);
приняли участие в Областном литературном конкурсе творческих работ «Уральский лес – сильный и уязвимый», организованном Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.
Команда ребят из школьного лесничества (кл. руководитель: Сафиева Ж.С.) совместно со студентами ССО «Берендей» дважды успешно выступила в областном слёте школьных лесничеств – «Лесной Робинзонаде».
«Лесная Робинзонада» включает следующие конкурсы:
конкурс агитбригад;
экологический биатлон или «лесное многоборье»;
конкурсы специалистов – ботаники, дендрологи, зоологи;
конкурс аншлагов;
трудовой десант.
В ходе соревнований происходит вовлечение школьников в природоохранную, исследовательскую работу, осуществляется их профориентация.
В 2014г. команда нашего школьного лесничества «Скворцы» с оптимистическим девизом: «Мы всегда вперед летим и леса мы сохраним!» заняла I место в «Лесной Робинзонаде».
Внеклассная работа, проводимая совместно с Верх-Исетским лесничеством и УГЛТИ позволяет использовать их материально-техническую базу, обеспечить разнообразные виды деятельности обучающихся, способствует развитию трудолюбия и коллективизма, экологической культуры (эколого-просветительская деятельность).
Экологическая культура включает в себя не только экологические знания и ценности, но и творческо-деятельностный, поведенческий компоненты. Это опыт созидательной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой.
И эти составляющие экологической культуры формируются и получают своё развитие в основном во внеурочной деятельности школьников.
В октябре 2023г. к Всероссийской акции «Живи, Лес!» присоединились все старшеклассники нашей школы с 9 по 11 класс и учителя. Верх-Исетское лесничество и УГЛТУ помогли с посадочным материалом и почвогрунтом.
В результате совместной деятельности на территории школы были высажены рябины, можжевельник, сирень, барбарис, липы; на крыльце школы – туи.
Это мероприятие, освещалось в СМИ, сопровождалось выступлением агитбригады школы.
Каждый участник акции понимал, что причастен к сохранению лесного богатства Свердловской области.