"Школьное лесничество - одна из форм организации внеурочной деятельности"

2
0
Материал опубликован 10 January

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В глоссарии на сайте поддержки ФГОС ОО дается следующее пояснение внеучебной деятельности – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой. Она необязательна для всех школьников и организуется для тех из них, которые проявляют повышенный интерес к биологии.

В процессе внеклассной работы школьники проводят наблюдения за биологическими объектами и явлениями, выполняют опыты, знакомятся с местной флорой и фауной, т.е. входят в тесный контакт с живой природой (альтернатива виртуальному общению).

Одной из форм реализации внеурочной деятельности может быть организация школьного лесничества. Школьное лесничество « » было создано в ноябре 2012г. по инициативе «Верх-Исетского лесничества» и Администрации школы.

Цель создания школьного лесничества – воспитание у учащихся бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике природоохранные мероприятия.

Основными задачами лесничества являются:

экологическое образование обучающихся;

создание условий для социальной адаптации выпускников школ через развитие партнерских отношений с малой лесной Академией УрГЛУ и Верх-Исетским лесничеством;

обучение школьников специальным навыкам исследовательской и природоохранной работы;

оказание практической помощи Верх-Исетскому лесничеству в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты леса.

Школьное лесничество работает по учебно-производственному плану на территории парка Лесоводов России (3 года).

Теоретическая подготовка включает занятия с представителями лесничества по темам: лесоводство, биогеоценология, защита леса, охрана флоры и фауны и т.д.

Практические занятия проводятся в парке Лесоводов России, в Ботаническом саду, на Экологической тропе, в саду им. Вигорова, на кафедрах УрГЛУ (ландшафтоведение, зоология), в природном парке «Оленьи Ручьи».

Основные принципы работы лесничества: добровольность, открытость, ориентация на личностные интересы, самореализация, единство обучения, воспитания, развития.

За время работы школьного лесничества, обучающиеся 7-9 классов успешно осуществили следующие виды деятельности:

изготовили скворечники и кормушки для птиц, сами развесили их в лесопарке;

неоднократно участвовали в посадке леса совместно со студентами УГЛТИ и сотрудниками лесничества («Единый День Посадки леса» май; «Живи, Лес!» октябрь);

провели озеленение территории школы («Зеленый двор»);

участвовали в акции «Антипал» совместно с Уральской базой авиационной охраны лесов (май);

разработали и изготовили информационные щиты (аншлаги) экологического содержания («Культура в лесу»);

приняли участие в Областном литературном конкурсе творческих работ «Уральский лес – сильный и уязвимый», организованном Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.

Команда ребят из школьного лесничества (кл. руководитель: Сафиева Ж.С.) совместно со студентами ССО «Берендей» дважды успешно выступила в областном слёте школьных лесничеств – «Лесной Робинзонаде».

«Лесная Робинзонада» включает следующие конкурсы:

конкурс агитбригад;

экологический биатлон или «лесное многоборье»;

конкурсы специалистов – ботаники, дендрологи, зоологи;

конкурс аншлагов;

трудовой десант.

В ходе соревнований происходит вовлечение школьников в природоохранную, исследовательскую работу, осуществляется их профориентация.

В 2014г. команда нашего школьного лесничества «Скворцы» с оптимистическим девизом: «Мы всегда вперед летим и леса мы сохраним!» заняла I место в «Лесной Робинзонаде».

Внеклассная работа, проводимая совместно с Верх-Исетским лесничеством и УГЛТИ позволяет использовать их материально-техническую базу, обеспечить разнообразные виды деятельности обучающихся, способствует развитию трудолюбия и коллективизма, экологической культуры (эколого-просветительская деятельность).

Экологическая культура включает в себя не только экологические знания и ценности, но и творческо-деятельностный, поведенческий компоненты. Это опыт созидательной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой.

И эти составляющие экологической культуры формируются и получают своё развитие в основном во внеурочной деятельности школьников.

В октябре 2023г. к Всероссийской акции «Живи, Лес!» присоединились все старшеклассники нашей школы с 9 по 11 класс и учителя. Верх-Исетское лесничество и УГЛТУ помогли с посадочным материалом и почвогрунтом.

В результате совместной деятельности на территории школы были высажены рябины, можжевельник, сирень, барбарис, липы; на крыльце школы – туи.

Это мероприятие, освещалось в СМИ, сопровождалось выступлением агитбригады школы.

Каждый участник акции понимал, что причастен к сохранению лесного богатства Свердловской области.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.