12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щенкина Ольга Владимировна27
2

Доклад «Система работы с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в 7–9 классах»

Система работы с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в 7 – 9 классах

Актуальность темы исследования

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В Законе «Об образовании» главной направленностью ФГОС является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций учащихся, одной из которых является коммуникативная компетенция.

Определяющее место в коммуникативной компетенции обучающихся занимают коммуникативные умения и навыки: способность понимать, умение выбрать нужную языковую форму, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Особая роль в успешном формировании речевых умений и навыков учащихся отводится урокам русского языка, где происходит осознание предметного содержания и овладение формой любого высказывания, формирование продуктивных интеллектуально-речевых умений и обогащение опыта познавательной деятельности. А основой создания развивающей речевой среды на уроках русского языка является работа с текстом, в особенности с текстом публицистического стиля речи. Он обладает огромными дидактическими возможностями, что обусловлено его экстралингвистическими и собственно лингвистическими факторами.

При работе с текстом публицистического стиля ученик руководствуется стоящей перед ним учебно-познавательной задачей и целью собственной деятельности. Он определяет жанр, сферу применения, задачи речи, структуру, содержание высказывания и его речевого оформления. Это является необходимой теоретической основой для успешного формирования у учащихся такого сложного умения, как создание собственного речевого высказывания публицистического стиля как в устной, так и в письменной форме. А успешность и результативность этого высказывания отражается в ВПР, в творческих работах и конкурсах, олимпиадах, исследовательских и социальных проектах, (международного, федерального, регионального, муниципального уровней).

Умение оценивать, выбирать и использовать языковые средства в соответствии с целями, задачами и условиями общения необходимо выпускникам школы в процессе ГИА. Во время экзамена происходит работа с исходным текстом в КИМ, где преимущественно выступает публицистический стиль речи, а также осуществляется построение (написание) собственного речевого высказывания (сочинения-рассуждения).

Поэтому актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Работа с текстом публицистического стиля на уроках русского языка является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения обучающихся, а информация, которую они получают из текста, расширяет их кругозор и дает большие возможности в жизни.

Цели профессиональной деятельности:

Развитие речевой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся на уроках русского языка через систему работы с текстом публицистического стиля речи.

Задачи профессиональной деятельности:

развитие читательской активности обучающихся при работе с текстом публицистического стиля;

формирование умения понимать информацию, содержащуюся в тексте, выделять главную мысль всего текста или его частей;

применение информации из текста в изменённой ситуации и критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации;

расширение и углубление запаса знаний обучающихся за счет использования разнообразных источников информации;

развитие умения высказывать оценочные суждения;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

развитие связной речи, формирование умения свободно говорить и писать на родном языке;

выявление и поддержка лингвистически одаренных детей.

Концептуальные основы, теоретические и методические разработки темы.

Теоретическая база опыта основывается на положениях учёных – лингвистов, методистов – исследователей, учителей – практиков, психологов.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что овладение письменной речью, как огромный переломный момент во всём культурном развитии ребёнка, возможно только благодаря умению ребёнка «читать и, следовательно, обогащаться всем тем, что создал человеческий гений в
области письменного слова».

Определение функционального стиля речи дал В.В. Виноградов.

Проблеме формирования коммуникативных умений и навыков учащихся посвящены труды В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, А.П. Еремеевой, В.Н. Мещерякова, Н.Д. Десяевой, С.А. Арефьевой, Т.М. Пахновой и др. Большие возможности для формирования коммуникативных умений, по их мнению, предоставляет работа с текстами разных функциональных стилей, в частности публицистического стиля, на уроках русского языка в школе.

Важность работы с текстами для овладения нормами русского литературного языка отмечали И.А. Фигуровский, В.А. Добромыслов, Н.А. Ипполитова, Г.Я. Солганик и др. 

Над проблемой формирования навыка смыслового чтения у учащихся работали такие ученые, как М.В. Беденко, Т.Е. Егоров, А.Н. Корнев, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова.

Важность работы с текстами публицистического стиля для овладения нормами русского литературного языка отмечали И.А. Фигуровский, В.А. Добромыслов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Пленкин, А.В. Дудников, В.И. Капинос, Л.М. Лосева, А.А. Акишина, А.П. Еремеева, Н.А. Ипполитова, Г.Я. Солганик.

К письменной речи, которая развивается на базе устной и внутренней речи, и ее влиянии на текстовые и речевые ошибки обращались Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, А.А.Залевская.Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская.

Новизна и практическая значимость опыта.

Для достижения поставленных образовательных целей при изучении публицистического стиля речи рекомендовано обращаться к учебным текстам, то есть адаптированным или специально сконструированным из тех или иных областей научного знания. Такие тексты и задания к ним в большинстве своем представлены в учебниках и учебных пособиях, включенных в Федеральный перечень, и не выходят за рамки предметных знаний, т.к. направлены на воспроизведение известного: условие четко определено, понятен способ решения и его обоснование. Проблемы, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни, представлены недостаточно. Текстовая задача не моделирует реальную жизненную ситуацию. Отсутствуют вопросы и задания, направление на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач.

Поэтому новизна педагогического опыта заключается в обновлении содержания уроков изучения жанров публицистического стиля, отборе текстов и заданий для развития речевой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся.

Практическая значимость опыта заключается в повышении филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и на создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления, что отражается на результатах деятельности обучающихся:

КЗ по русскому языку ;

ЕГЭ по русскому языку;

ЕГЭ по литературе;

Олимпиады, творческие конкурсы, проекты;

Содержание опыта.

Изучение жанровой системы публицистического стиля на уроках русского языка происходит в 7-9 классах. Русский язык. 5 класс. — 7-е изд., перераб. — М., 2019. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. и др.

 

Класс

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.)

 

Тематическое планирование

 

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение-размышление. Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры (заметка в газету, рекламное сообщение).

Стили речи. Публицистический стиль речи

43

Публицистический

стиль речи

44

Заметка в газету.

45

Контрольная работа № 5. Заметка в газету разных видов.

 

46

Тип речи рассуждение

47

Контрольная работа № 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля

76-77

Текст. Прямой порядок слов в спокойной

монологической речи

78

Обратный порядок

слов, усиливающий

эмоциональность

речи

112-113

Контрольная работа № 12. Изложение текста публицистического стиля

«Поговорим о бабушках».

114-115

 

 

 

 

 

8 класс

Публицистический стиль. (Жанры публицистики: репортаж, репортаж - повествование, репортаж-описание, статья, портретный очерк, проблемный очерк) Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности

жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

 

Репортаж.

35

Репортаж - повествование

36

Контрольная работа

4. Сочинение

в жанре репортажа

37

Репортаж-описание

38

Статья в газету. Понятие о жанре.

47

Статья в газету. Строение текста.

 

48

Контрольная работа

5. Изложение

с дополнительным

заданием: закончить

текст, сделав вывод

 

49

 

Портретный очерк

 

88

Проблемный очерк

89

Контрольная работа

10. Сочинение

в жанре портретного или проблемного

очерка.

 

91

 

 

 

 

 

9 класс

Публицистический стиль. (Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия). Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности

жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Путевые заметки

47

Путевые заметки

48

Контрольная работа

4. Изложение по

тексту Ю. Нагибина

«Чистые пруды»

49-50

Рецензия

60

Рецензия

61

Рецензия (продолжение). Контрольная

работа № 5

62

Эссе

68

Контрольная работа

7. Сочинение в

жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор:

«Кем быть? Каким быть?»

 

69

 

Порядок их изучения проходит в соответствии со спецификой подросткового возраста, проявляющейся в физиологических изменениях в организме подростков, а также уровня сложности самого жанра.

В этом возрасте начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в своём поведении.

В 7 классе происходит становление теоретического рефлексивного мышления на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Работа с текстом в жанре заметки на данном этапе происходит на уровне отображения голого факта, но яркого и запоминающегося. Учащимся необходимо выбрать один из основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? В зависимости от этого выбрать принцип построения заметки. Отмечаем характерную особенность: сжатость, краткость, точность и документальную подлинность сообщаемой информации. Определяем, что в заметке отсутствуют подробный комментарий или анализ происшедшего. Использование художественных средств выразительности является частью авторского замысла: сравнения, эпитеты, синонимы подбираются с целью вызвать желаемое чувство у читателей.

В 8 классе новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности. Всё это связывается с интенсивным ростом самосознания учащихся, формированием и осознанием собственных позиций и ценностных ориентаций. У подростков продолжают совершенствоваться способы формирования и формулирования мысли, также совершенствуются все речевые механизмы – память, мышление (осмысление), вероятностное прогнозирование. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Нарастает умение организовать и контролировать свои психические функции, управлять ими.

Если при работе с текстами жанра заметки лишь сообщается о событии как о совершившемся факте, то в репортаже изображается событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется, так как именно он является главным распорядителем всего действия, а также раскрываем его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Достоверность и динамичность жанра создает «эффект присутствия»: читатель становится свидетелем события вместе с журналистом. Точность и ясность является особенностью репортажа. Работаем над структурой текста: зачин (начало репортажа) - центральная часть репортажа (рассказ о событии) - концовка (заключительная часть репортажа). Находим изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции, позволяющие определить отношение автора к комментируемым событиям.

В работе над текстом статьи с учащимися отображаем жизненно-важные явления, актуальность ситуации. Отмечаем, что для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность. Определяем убедительность и доказательность статьи. Четко прослеживаем личную позицию автора для того, чтобы продемонстрировать основные задачи статьи: не оставить читателя равнодушным к поднятой проблеме и убедить читателя в справедливости какой-то идеи, мысли. Определяем строением: зачин (постановка проблемы) - центральная часть, тезис (основная мысль, требующая доказательств) – концовка (вывод).:

В портретном очерке важным считаем то, что это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Он сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, принимаем решение, какой поворот придать очерку.

Отмечаем задачу автора: создать «внешний» и «внутренний» портрет героя, то есть сделать зарисовку не только внешности героя, но и обстановку, в которой живет герой очерка, рассказывает о его, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Важным этапом работы с текстом является нахождение языковых средств: слов, речевых оборотов, эпитетов, сравнений, метафор, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему. Не оставляем без внимания оставляющие элементы портретного очерка, которые структурируют текст: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание характера героя, его речи; эпизод, раскрывающий в герое главное.

В проблемном очерке присутствует какой-либо конкретный конфликт, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого ученикам необходимо найти аргументы из литературы, жизни, проанализировать статистические данные. Выявляем особенность проблемного очерка: вовлечение в обсуждение проблемы читателей.

При переходе из 8-го в 9-тый класс у учащихся наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, систематизация, аналогия, обобщение и др. устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят. Отмечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному.

В 9 классе учащиеся уже обладают всеми необходимыми знаниями для комплексного анализа текста, все сведения обобщаются и систематизируются, ликвидируются пробелы в знании теории, совершенствуются практические умения анализа текста, пополняются и углубляются знания об изобразительно – выразительных средствах.

В работе с текстом рецензии выражаем мнение о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Отмечаем трудность в определении жанра. В ней, как правило, имеются элементы других информационных и публицистических материалов. Выделяем компоненты рецензии: коммуникативные (адресат и коммуникативные намерения (цель) автора) и содержательные (информационно-аналитические параметры). Обращаем внимание на жанровые признаки: информация об отдельном произведении; характеристика и оценка произведения; анализ содержания и формы; определение места произведения в литературном процессе; привлечение внимания читателя к произведению.

При работе с текстом эссе необходимо отметить особенности жанра: обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам; субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер; отсутствие строгой композиции, свободная форма изложения; сравнительно небольшой объём. Образность, афористичность, воспроизведение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций автора делает текст ярким, нацеленным на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «Я», на «безграничные поиски нас самих».

Работая с текстом публицистического стиля речи, опираемся на следующие принципы:

1. Нахождение и извлечение фактической информации, данной в тексте. Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления
конкретных фактов. Отвечая на вопросы,
которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать
существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или
обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь
прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная –
синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной
группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно
явном виде. В формулировке вопроса также указано, что (какую
именно информацию) требуется найти.

Учащимся предлагается выполнить задания, в которых необходимо:

после внимательного, осознанного прочтения текста находить и вычленять в нем фрагмент / фрагменты, требующиеся для ответа на заданный вопрос;

выстраивать последовательность описываемых событий, делать простые выводы по содержанию текста;

обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сопоставлять информацию из разных частей текста;

объяснять назначение рисунка (если есть), пояснять части таблицы, т.е. требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, название таблиц, схем); понимать язык графики, схем и т.д.;

определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста;

2. Интеграция и интерпретация сообщения текста (развернутый ответ на основе прочитанного).

Толкование или интерпретация заключается в получении из текста
такой информации, которая дается не в явном виде. Для этого обучающимся предлагается установить скрытые связи, распознать сообщение, подразумеваемое автором, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, ученик делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Для толкования текста требуются ряд умственных действий: формулирования ответа читателю иногда приходится делать выводы из сообщения текста, различать важные детали и детали второстепенные, кратко формулировать основные мысли и положения текста, делать умозаключения о предшествующем событии. Связывая
единицы информации, обучающиеся определяют их общую роль в тексте: сходство или различие, причинно-следственные связи и т.п. Умение связывать отдельные сообщения текста и умение их истолковывать необходимы для того, чтобы строить общее, целостное понимание текста. Ученики могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление последовательности высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли учащихся отделить главное от второстепенного или понять главную идею в определенном высказывании или заглавии текста.

Для формирования у учащихся читательского умения интегрировать и интерпретировать информацию текста используются задания, в которых требуется:

выделять основную и второстепенную информацию, извлекать из текста единицы информации, объединенные общей темой;

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

аргументированно, связно, последовательно отвечать на вопрос в письменной форме, используя информацию исходного текста;

устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

находить сходство в противоположных точках зрения, различать общепринятую и оригинальную, авторскую трактовку события;

различать информацию, заданную в тексте, от той, которой учащиеся владеют на основе личного опыта.

3. Осмысление и оценка содержания и формы текста.

Осмысление и оценка прочитанного текста происходит на уровне соотнесения информации в тексте с другими источниками нетекстовой информации, например, сравнить, противопоставить и
высказать суждение, а главное, обосновать
свою точку зрения, основанную на личных нормах, убеждениях и опыте. Для этого необходимо не только
создать свою собственную интерпретацию текста, но и
сопоставить ее со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из
других текстов.

Для формирования у учащихся читательского умения осмысливать и оценивать содержание и форму текста используются задания, в которых требуется:

размышлять об информации, сообщенной в тексте;

высказывать согласие/несогласие с авторской позицией, мотивировать его;

оценивать утверждение текста с точки зрения моральных или эстетических представлений;

формулировать логические умозаключения на основе информации, приведенной в тексте, приобретенных знаний и собственного опыта, сравнивать новую информацию с прочитанным ранее, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в сообщении и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию, находить способы проверки противоречивого сообщения;

высказывать свою собственную точку зрения о том, что обсуждается в тексте, и обосновывать ее, приводить доводы в защиту своей точки зрения;

при оценке содержания текста обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.