Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (1–4 класс)
Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
По данным ООН в мире насчитывается примерно 250 млн. детей с нарушенным психическим и физическим развитием. Наша страна не стала исключением, где в последнее десятилетие обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Внимание к индивидуальному развитию создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к признанию и уважению правил достоинства каждого человека независимо от его возможностей, способностей или убеждений.
Ключевым моментом современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка. Анализ исследований позволяет говорить о том, что в реальном педагогическом процессе в общеобразовательной школе участвуют дети разных интеллектуальных, психических, физических и социальных возможностей.
Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития социальной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь социализации, встает и другая задача – адаптация всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.
Однако многие проблемы, связанные с образованием, с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья в новых условиях, развитием личностных характеристик, межличностных отношений все еще не нашли своего решения. Особое значение приобретают вопросы развития взаимоотношений между сверстниками, обучающимися в одной школе, классе, но имеющими разный уровень психического развития.
Создание модели психолого-педагогического и социального сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. При организации работы школы в рамках единой модели выявляются трудности и риски, требующие эффективного разрешения.
Среди основных трудностей школа сталкивается с отсутствием специально подготовленных кадров к работе в соответствии с принципами инклюзивного образования, отсутствие необходимой толерантности у взрослых-педагогов и родителей и детей к совместному обучению детей с ОВЗ и обычных детей. Данные риски целесообразно разрешать планомерно и постепенно, например, организовав обучение для педагогов и просветительские семинары и тренинги для родителей, методом проведения совместных родительских собраний, круглых столов для сотрудников школы и родителей. С целью ознакомления и расширения информационного поля в школе полезно выпускать информационные материалы - ознакомительные листовки, стеннгазеты, отражать информацию по проблемы в публичном отчете, размещать на сайте. Доступность информации позволяет сотрудникам школы формировать и корректировать мнение участников образовательного процесса в необходимом направлении.
К рискам большой вероятности относится и материально- техническое обеспечение процесса сопровождения, отсутствие опыта во взаимодействии школы с социальными партнерами по вопросам реализации социализацию детей с ОВЗ. Преодолеть риски данной категории позволяет расширение научно- исследовательской деятельности, к которой необходимо привлекать специалистов, обладающих необходимыми компетенциями и контактами.
Поэтому при организации индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы задачей педагогического коллектива в первую очередь является внедрение принципов социализации в повседневное пользование как учащимися и их родителями, так и всеми без исключения сотрудниками школы.
Важный принцип, которым руководствуются специалисты сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Даже если у детей, посещающих образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
Целесообразно упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей социализации, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т. п.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами.
Работа с родителями детей с ОВЗ направлена на повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений, активное включение родителей в воспитательный процесс, помощь родителям в воспитании ребёнка, контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности, оптимизация процесса общения в семье, восстановление потенциала семьи.
В нашей школе вместе со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в школе обучается 15 детей с ОВЗ. Из них 5 детей-инвалидов обучаются на дому.
Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ в нашей школе ведется в трех направлениях: общеразвивающей, предметной и воспитательной. Цель занятий общеразвивающей направленности: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных проблем в их развитии. Содержание деятельности, ее продолжительность регламентируется уровнем работоспособности ребенка. На первом этапе работы, более эффективной является индивидуальная форма проведения занятий. На втором этапе, расширяются возможности включения детей в групповую работу.
Одно из ведущих направлений работы образовательного учреждения - формирование здоровье сберегающего образовательного пространства. В школе работают различные спортивные секции, т.е. созданы все условия для физического развития учащихся, имеется спортивный зал, сенсорная комната, все необходимые условия для организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ.
Выделяют следующие принципы организации успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения:
1) Непрерывность;
2) Системность;
3) Индивидуальный подход;
4) Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
5) Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего срока обучения должен быть систематическим, комплексным, индивидуализированным.
Список использованной литературы:
1. Дименштейн Р., Ларикова И. «Защита прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию: опыт поддержки родителей» / Р. Дименштейн. – М.: «Академия», 2002. – 176 с.
2. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/ Е. В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.