Методические рекомендации на тему «Социальная гостиная — технология групповой работы с детьми и их родителями по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних»
Социальная гостиная – технология групповой работы с детьми и их родителями по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Детство – это самое безоблачное, беззаботное и счастливое время в жизни практически каждого человека. Время, когда он свободен от всякого рода обязанностей и тревог, характерных для взрослых. Но дети растут быстро. Вот уже и «переходный возраст».
Важной особенностью становится наличие следующих черт: интереса к самому себе, самостоятельное принятие решений, самопознание, начинает вырабатываться самооценка. В этот период родителям нужно пристальнее всматриваться, как проходит становление личности. Нельзя задавать цель извне, здесь важно согласование индивидуальных целей детей и родителей.
При этом необходимо помнить, что право быть ответственным и духовно свободным в выборе направления своего становления у подростка никто не отнимал. Задача взрослых - побуждать к самостоятельности, активности, инициативе; давать понимание того, что совсем не просто в наше время «быть человеком», осознавать, что «кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир» (А. Сент-Экзюпери).
Воспитание в этот период сродни сотворчеству – важно занять правильную диалоговую позицию в общении с детьми и помочь понять главное: самое лучшее в человеке – другой человек.
Зачастую случается так, что именно доверительные отношения у ребенка со взрослыми отсутствуют. Причины разные: безразличие, авторитарный стиль воспитания, неумение выстраивать конструктивный диалог с окружающими. Итог - возникшие на этой почве конфликты, ведущие к развитию у несовершеннолетнего девиантного поведения.
С этим «багажом проблем» приходится работать школьному учителю. Он должен познакомить ребёнка с системой социальных норм и духовных ценностей. Найти путь от сердца к сердцу в диалоге. На помощь в этом вопросе приходит системная профилактическая работа по предупреждению правонарушений, бродяжничества. Эта планомерная работа не только с детьми, но и с семьями в целом. Разрешение различного рода конфликтных ситуаций в семье, взаимодействие родителей и детей в выстраивании внутрисемейных отношений, направляя их в другое, не просто воспитательное или учебное, а скорее нравственное измерение.
Анализируя индивидуальные особенности детей с девиантным поведением, можно сделать вывод: у большей части несовершеннолетних наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние, проблемы межличностного характера со сверстниками и взрослыми. А всё потому, что мы живём в эпоху перемен, когда ценностные ориентиры родителей совсем не являются авторитетными для детей по причине своей неактуальности и отсталости от требований современности.
Наиболее эффективной технологией в данной работе педагогов считается использование социальной гостиной. Социальная гостиная - это комната для совместных занятий детей и родителей. В её работе используются различные методы. Особенно хорошо зарекомендовал себя - метод кинотерапии, при котором создаётся особая атмосфера открытости, поддержки, даже в некотором роде, творчества. Такие занятия помогают выстраивать свои отношения с миром, с окружающими людьми и самим собой.
Понимая то, что ценностные системы людей сложны и далеко не однозначны, создаются группы, исходя из схожести заявленных проблем. Кинотерапия используется как метод воздействия на проблему, приводящий к равновесию. На этом этапе важно прислушаться к миру ценностей подростка, тогда метод начинает работать как мобилизатор внутренних сил, пробуждает ресурсы семьи. Диапазон этого метода достаточно широк: наглядность, легкость подачи и восприятия жизненного опыта, возможность эмоционального переживания, развитие самоанализа, переосмысление увиденного. Главным становится осознание человеческих отношений, связь поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ведь ценности – это не знания, их нельзя передать тем же путём. Их путь освоения лежит через эмоциональный опыт, переживания, память сердца. Ценностям научить невозможно. Только полнота проживания каждого мгновения, умение вдохновиться каждым событием открывают человеку разнообразие связей с миром, формируют желание размышлять о них, о смысле жизни в целом, и, конечно, о её ценностях.
Технология социальной гостиной предусматривает просмотр различных фильмов, социальных роликов, отрывков документальных фильмов, мультфильмов. Каждое занятие – видео сеанс, в процессе которого человек открывает разнообразие жизненных ролей: ребёнка, школьника, студента, семьянина, друга, матери или отца, выстраивая при этом свой мир ценностей. В этом опыте - деятельное воплощение любви к ближнему, причастность к судьбе Родины.
Каждое занятие состоит из следующих этапов: подготовки, проведения, обсуждения.
Необходимо, чтобы учитель сам посмотрел предлагаемый материал. Перед началом просмотра нужно обозначить конкретные цели и задачи. Обсуждение предполагает такую организацию и перестройку реального пространства, в которой возможен доверительный диалог.
Чтобы направить обсуждение в нужное русло, разрабатывается план, сценарий. Часто для понимания проблемы, переоценки увиденного нужно продолжить работу с группой по просмотренному фильму. Для этого можно использовать коллажирование и сказкотерапию. Возможно изменение сюжета и концовки. Важно помнить, технология социальной гостиной руководствуется конкретно поставленной задачей, суть которой состоит в том, чтобы принимать живое участие, а не наблюдать со стороны, скептически на всё посматривая. Нужно включаться в каждый этап, проживать его. Именно для этого нужна встреча взрослого и ребёнка. Важное условие: никто не должен уйти после занятия обиженным, так как вся жизнь по своей природе диалогична.
Чередуя представляемый материал, можно корректировать индивидуальную программу реабилитации школьников, их родителей. Эта технология дает положительные результаты и возможность самим педагогам понять: ЧЕЛОВЕК- смысл и цель воспитания и обучения; его духовность, его стремление к истине, добру, милосердию и красоте не имеет границы и предела.