Социально-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

0
0
Материал опубликован 31 October 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа-интернат №8» г. Пласта

457024, Челябинская область, м.р-н Пластовский, г.п. Пластовское, г.Пласт, ул Коминтерна, д.62

телефоны:8-(351-60)-2-55-79; 8-(351-60)-2-11-74, эл. адрес: school8-plast@yandex.ru., сайт: school8-plast.ru










Исследование: социально-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями
























Выполнила: МБОУ СШИ №8 г.Пласта

Социальный педагог:

Букирева Н.С




Актуальность исследования.

В нашем обществе всё больше увеличивается число семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Немалую часть среди них занимают дети, имеющие диагноз олигофрения.

Воспитание ребенка в семье - всегда непростая задача, но на сегодняшний момент это задача повышенной трудности. И тем более все значительно усложняется, когда семья воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В то же время, крайне недостаточно изучена проблема межличностных отношений в семьях, имеющих такого ребенка.

Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных отношений. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест, в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Семья – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.

Практика общения с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, показывает, что лишь немногие родители воспринимают судьбу своего ребенка не как досадный медицинский случай, не как тяжкое бремя, а как жизненную задачу, которую надо решать, чтобы помочь ребёнку успешно интегрироваться в обществе, стать его полноправным членом.

Семьи, воспитывающие таких детей, нуждаются в особой социально-педагогической помощи, которую обеспечивает коллектив коррекционного учреждения в ходе социально-педагогической деятельности, осуществляемой всем педагогическим коллективом в общем, и в рамках деятельности социального педагога в частности.

Задача педагогического коллектива коррекционной школы помочь в решении проблем, возникающих в такой семье, оказать квалифицированную помощь, скоординировать деятельность родителей в решении, а по возможности устранению возникающих проблем, оказать правильную и своевременную педагогическую и социальную помощь. Для успешности процесса семейного воспитания, образования и последующей интеграции в общество этой категории детей, актуальной становится проблема необходимости изучения особенностей детско-родительских отношений, структуры семей, воспитывающих такого ребёнка и определение наиболее приоритетных путей деятельности семьи и школы, которые бы позволили получить максимально эффективный результат.

Данная работа направлена на решение данной проблемы.


Объектом социально-педагогической деятельности в системе работы коррекционной школы VIII вида с семьей стали проблемы семьи воспитывающей детей с ограниченными возможностями, находящимися в разных условиях жизнедеятельности.


Объект исследования – процесс комплексной социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционного образовательного учреждения.


Предмет исследования – формы социально-педагогической деятельности с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями.


Цель исследования – изучение особенностей процесса практической социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в ходе социально-педагогической деятельности коррекционного образовательного учреждения, разработка программы оказания социально-педагогической помощи данным семьям.


Для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить социально-педагогическую, нормативную и методическую литературу;

-выявить типы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социально-педагогической помощи.

- изучить формы социально-педагогической деятельности педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями;

-разработать программу социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Гипотеза исследования: Полноценное формирование межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношения в семье. Изучение проблем семьи, разработка и грамотная реализации программы социально-педагогической помощи в процессе социально-педагогической деятельности педагогического коллектива в работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствует эффективному взаимодействию образовательного учреждения и семьи.

Методы исследования:

- наблюдение;

-опрос (беседа анкетирование);

-констатирующий и формирующий эксперимент;

-сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем изучаются особенности и закономерности межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями; определяется педагогическая компетентность семьи в зависимости от её типологии, условия, в которых и воспитываются дети с ограниченными возможностями, возможность применения комплекса методик социально-педагогической деятельности в работе с семьёй, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья для усиления эффективности семейно-педагогических мероприятий.


1.1. Исследование проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в литературе


Весьма значимой для нашего исследования является теория культурно-исторического развития высших психических функций и положение о структуре дефекта Л.С. Выготского. В работе учитывались научные данные психологов, которые являются конкретизацией позиций Л.С. Выготского (А.А. Бодалев, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и другие).

В психологической литературе (М.С. Певзнер 1971г., Е.М. Мастюкова 1991г., И.И. Мамайчук 1986г.) неоднократно указывалось на необходимость изучения таких семей и на разработку коррекционных мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи. В настоящее время известны работы Р.Ф. Майрамяна 1982г., освещающие данную проблему. Их работы представляют несомненный интерес, но для разработки комплексной эффективной системы помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, их недостаточно.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследований Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжкой психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога.

В работах М.М. Семаго (1992) рассматривается проблема консультирования семьи с аномальным ребенком, а также создание комплексной информационно-прогностической системы многоаспектной оценки функциональных особенностей и потребностей семей, имеющих одним из своих членов инвалида.

Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго указывали на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка, с тяжелыми нарушениями развития. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка.

Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит К.Л. Белопольской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации к содержанию консультирования данной категории семей.

В зарубежной литературе отмечается, что каждая семья, воспитывающая аномального ребенка, испытывает хронический стресс (S. Harris, M/ Power 1989г.), В ряде исследований Harris (1991г.) отмечается значимость семейной спаянности, согласованности действий родителей. Кроме того, важно, как семья воспринимает события, связанные с ”особым” ребенком, что именно она говорит себе об ”особых” нуждах ребенка, как видит перспективы. Некоторые родители воспринимают болезнь ребенка как катастрофу для всей семьи, высказывают идеи самообвинения. В связи с этим многие специалисты говорят о необходимости работы по ”замене аффективных и когнитивных фильтров” через которые родители воспринимают своего ребенка.


1.2. Комплексная типология семей.


Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:


· конфликтные семьи

· проблемные семьи

· асоциальные семьи

· аморально-криминальные семьи

· семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи:

-размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

-отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

-непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

-низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

-недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости:

-вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающихв ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа

-все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в алкогольной семье:

· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)

· живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)

· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).

· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям.

· испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому.

· испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им.

· слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

· испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением

· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка

· пониженная самооценка, недостаток самоуважения

· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей

Конфликтные семьи.

Признаки семьи:

в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи. Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия. Конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение

Дети в конфликтной семье.

Возможны 3 модели:

Ребенок – свидетель семейных конфликтов

· испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками

· необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности

· душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям

· агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей

· капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку. Ребенок – орудие разрешения семейных споров мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку. Ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым, проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

· повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности

· слабые контакты с окружающими

· нередки длительные конфликты с родственниками

· в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети в недоверчивой семье:

у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками конфликты с учителями и воспитателями непризнание детьми ошибок и собственной вины. Трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья

отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны. Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).

Семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты

Дети в легкомысленной семье:

вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья

ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение

Дети в хитрой семье:

полностью перенимают взгляды взрослых

у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Псевдовзаимные семьи:

поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

Псевдовраждебные семьи:

наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Пограничные семьи.

Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами:

испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза

вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком

родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов

проявляют к ребенку гиперопеку

заключительная реакция – эмоциональная адаптация

в подобных семьях часто бывают разводы

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

· менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ребенок в семье разведенных родителей:

Статистика (в период и после развода родителей):

у 37,7% снижается успеваемость в школе,

у 19,6% страдает дисциплина дома,

17,4% детей требуют особого внимания,

8,7% детей убегают из дома,

у 6,5% возникают конфликты с друзьями,

каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей!

Ребенок из семьи матери-одиночки:

внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку

нарушается процесс поло-ролевой идентефикации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками), слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:

-усталость на работе

-неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми

-недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Общаясь с этими семьями в процессе нашей работы можно сделать вывод: какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Как показывает опыт нашей работы, подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В неблагополучных семьях социально-педагогическая деятельность по нормализации детско-родительских взаимоотношений, института семья-школа становится очень важной и выстраивается по этапно.

1.3. Семьи, образованные родителями, выпускниками коррекционного учреждения.

Практика показывает, что помимо существующей комплексной типологии в работе с семёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, есть ещё и такие типы, как семья, образованная из родителей, выпускников коррекционного учреждения.

Родители в силу своего психического состояния не до конца осознают социальные роли супругов и родителей. Сами супруги не имеют достаточного навыка самообслуживания, правовом смысле безграмотны, поэтому не выполняют родительские обязанности надлежавшим образом. Трудоустройство таких людей затруднено из-за отсутствия Дети в таких семья часто становятся безнадзорными,

2.1. Исследование социально-педагогической деятельности в условиях коррекционного учреждения VIII вида.

Исследование проводилось на базе МСКОУ школы-интернат VIII вида №8 г. Пласта в период с 30.08.09 по 10.08.10.

В исследовании участвовали семьи воспитанников, педагогический коллектив МСКОУ школы-интерна №8.

Цель исследования: выявить эффективность социально-педагогической деятельности в условиях коррекционной в работе с семьёй воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Провести диагностическую оценку социального состава семей родителей.

Выявить уровень социальной и педагогической готовности родителей к воспитанию ребёнка с ограниченным возможностями здоровья.

Провести социально-педагогические мероприятия в отношении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по .

Анализировать

Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Алгоритм работы с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление карты семьи.

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами.

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей.

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Все эти этапы я связала в три блока. Технологии моей работы с неблагополучной семьей по этим блокам включают три уровня:

диагностический;

профилактический;

реабилитационный.

Диагностический уровень.

Обязательными этапами диагностики являются:

-сбор информации;

-анализ информации;

-постановка социального диагноза.

Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

При проведении диагностики соблюдаю определенные принципы, выделяю наиболее важные из них.

Методологические принципы:

а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе;

б) это множественность источников информации и ее достоверность.

Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических норм.

На данном этапе обязательно использую следующие диагностические методы: наблюдение; беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкеты (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить какие-либо параметры).

Также использую в диагностике:

ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного);

анализ документации – изучение документов – важная часть моей работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.

Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.

Профилактический уровень.

На данном уровне моя деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, стараюсь объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Проводимые мною опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, нуждающегося в помощи специалистов.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловно необходима наша помощь в таких семьях родителям.

Организацию просвещения родителей этой категории направляю на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания, чем я и занимаюсь.

При налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых добиваюсь добровольного сотрудничества родителей со специалистами. Выстраиваю работу с родителями в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их антипедагогическое обращение с ребенком.

Также при планировании своей работы с родителями учитываю, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, мои действия должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике.

Таким образом, моя деятельность направлена на:

-творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье;

-формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

-взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Мы занимаемся пропагандой ненасильственного воспитания, разъясняем родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:

- хвалить детей за хорошие поступки;

- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

- стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;

- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;

- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

- избегать пустых угроз;

- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

- не требовать от ребенка того, что он не может сделать; оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил; использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Конечно, родители должны владеть и приемлемыми методами наказания. Некоторые из них я назову:

- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;

- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;

- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их и похвалить за выполненную работу и т.д.

Эффективность нашей профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа нашего общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого стараюсь собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, стараюсь раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Рекомендую родителям больше наблюдать за своими детьми, так как наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Реабилитационный уровень.

Этот уровень важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком использую несколько технологий.

Консультирование – провожу методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д.;

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.

Социальный патронаж. Считаю, что патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.

Перед посещением нахожу возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Обычно технология патронажа включает:

- предварительную подготовку встречи, постановку целей;

- предварительное оповещение о времени визита;

- представление и сообщение о цели визита;

- время посещения не должно быть чрезмерным – 20- 30 минут;

- подведение итогов. Если необходимо, совместно с родителями

- составляем акт о посещении.

Я, как социальный педагог нередко оказываюсь в ситуации, когда от меня ждут помощи. Например, при решении вопроса лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей и т.д. в этом случае необходим глубокий анализ семейной ситуации, сбор необходимой информации.

Также хочу отметить, что моя задача, как социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, для успешной деятельности я постоянно осваиваю новые методы и приемы работы с семьей, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Уважаемые коллеги, считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации