12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краснова Лариса Борисовна228
Россия, Московская обл., Раменское

ПАМЯТКА

НАСТАВНИКА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.

9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

 

  ЦИКЛОГРАММА НАСТАВНИКА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Сентябрь

Знакомство с молодыми специалистами. Ознакомление их с традициями и особенностями деятельности педагогического коллектива. Вопросы планирования (учебный план, программа, тематическое планирование, поурочное планирование). Знакомство со школьной документацией.

Октябрь

 - Помощь в составлении рабочих программ по предметам учебного плана.

- Корректировка календарных и поурочных планов молодых специалистов.

- Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная).

- Методические требования к уроку.

- Соответствие методов обучения формам организации уроков.

- Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников. - Знакомство с СаНПиН.

- Поздравление молодых учителей с первым профессиональным праздником.

Ноябрь

- Анализ посещенных уроков молодых учителей.

- Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.

- Опрос и оценивание знаний на уроке.

Декабрь

- Работа со школьной документацией. Активизация учащихся в процессе изучения нового материала.

- Оптимизация и управление успехом на уроке.

- Посещение уроков учителей-наставников.

Январь

- Корректировка учебно-тематического планирования на 2 полугодие.

- Подведение итогов работы молодых учителей в 1-м полугодии. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения (круглый стол).

- Проблема дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций.

Февраль

- Организация работы с талантливыми детьми и слабоуспевающими учениками.

- Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Март

- Определение домашнего задания - наиболее сложный вид педагогической деятельности.

- Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету.

Апрель

- Формы промежуточного контроля знаний учащихся.

- Участие в конкурсе творческих работ учащихся.

Май

- Знакомство с опытом работы учителей школы.

- Собеседование с молодыми специалистами по результатам года работы.

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Формы и методы

Беседы

Собеседования

тренинговые занятия

встречи с опытными учителями

открытые уроки

внеклассные мероприятия

тематические педсоветы, семинары

методические консультации

посещение и взаимопосещение уроков

анкетирование, тестирование

участие в различных очных и дистанционных мероприятиях

прохождение курсов.

Технологии

Элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.

Активизация творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, поскольку их становление происходило на информационно-коммуникативных технологиях в отличие от старого поколения педагогов. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии.

Коучинг

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности школы данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий с молодыми педагогами, консультаций руководителя школы молодого педагога, наставника. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

  Кейс-метод

Нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию. Кейс-метод – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.

Технология открытого пространства

Предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Квик-настройка

Это настрой педагога на успешную работу:

t1705143556ad.gifЕсли вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

t1705143556ae.gifУлыбка – солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

 

t1705143556ae.gifВы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются ВАМ.

t1705143556ae.gifЛюди подобные Вам, как золотая монета: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

t1705143556ae.gifНет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и Вам стареть не дает.

 

t1705143556ae.gifТрудности закаляют на пути к успеху.

t1705143556ae.gif«Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

t1705143556ae.gifВ наших руках возможность создать в школе атмосферу доброжелательности, творчества и позитива.

Чек-лист

И в повседневной жизни, и в работе, где приходится работать с десятками разных задач, важна эффективность. Чтобы было проще запоминать большой объем, систематизировать работу и контролировать результаты, придумали чек-листы.

Чек-лист — это список дел, в котором можно поставить отметку «сделано», когда задача решена.

Некоторые списки работают по принципу «прочитай — сделай». Ещё один вариант — чек-листы «прочитай — соотнеси с собой».

Чек-листы решают множество задач:

Систематизируют процесс. Чек-лист разбивает сложную работу на части и помогает не упустить из внимания важные детали.

Повышают производительность и исключают ошибки. План действий уже готов, можно сосредоточиться на главном.

Облегчают делегирование. С помощью готовой инструкции сотрудникам проще разобраться в новой задаче без потери качества.

Снижают необходимость в контроле. Руководитель может отследить ход работ и корректировать процесс на любом этапе. Четкий алгоритм облегчает проверку задач.

Чек-лист — это еще и инструмент личной эффективности: он дисциплинирует и мотивирует. Так вы понимаете, сколько сделано и сколько осталось. Это придает силы для новых достижений.

Мастер-класс (практикум)

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.