Советы и рекомендации для наставника молодого педагога
ПАМЯТКА
НАСТАВНИКА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
ЦИКЛОГРАММА НАСТАВНИКА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Сентябрь
Знакомство с молодыми специалистами. Ознакомление их с традициями и особенностями деятельности педагогического коллектива. Вопросы планирования (учебный план, программа, тематическое планирование, поурочное планирование). Знакомство со школьной документацией.
Октябрь
- Помощь в составлении рабочих программ по предметам учебного плана.
- Корректировка календарных и поурочных планов молодых специалистов.
- Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная).
- Методические требования к уроку.
- Соответствие методов обучения формам организации уроков.
- Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников. - Знакомство с СаНПиН.
- Поздравление молодых учителей с первым профессиональным праздником.
Ноябрь
- Анализ посещенных уроков молодых учителей.
- Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.
- Опрос и оценивание знаний на уроке.
Декабрь
- Работа со школьной документацией. Активизация учащихся в процессе изучения нового материала.
- Оптимизация и управление успехом на уроке.
- Посещение уроков учителей-наставников.
Январь
- Корректировка учебно-тематического планирования на 2 полугодие.
- Подведение итогов работы молодых учителей в 1-м полугодии. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения (круглый стол).
- Проблема дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций.
Февраль
- Организация работы с талантливыми детьми и слабоуспевающими учениками.
- Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Март
- Определение домашнего задания - наиболее сложный вид педагогической деятельности.
- Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету.
Апрель
- Формы промежуточного контроля знаний учащихся.
- Участие в конкурсе творческих работ учащихся.
Май
- Знакомство с опытом работы учителей школы.
- Собеседование с молодыми специалистами по результатам года работы.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Формы и методы
Беседы
Собеседования
тренинговые занятия
встречи с опытными учителями
открытые уроки
внеклассные мероприятия
тематические педсоветы, семинары
методические консультации
посещение и взаимопосещение уроков
анкетирование, тестирование
участие в различных очных и дистанционных мероприятиях
прохождение курсов.
Технологии
Элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.
Активизация творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, поскольку их становление происходило на информационно-коммуникативных технологиях в отличие от старого поколения педагогов. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии.
Коучинг
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности школы данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий с молодыми педагогами, консультаций руководителя школы молодого педагога, наставника. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.
Кейс-метод
Нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию. Кейс-метод – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.
Технология открытого пространства
Предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Квик-настройка
Это настрой педагога на успешную работу:
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
Улыбка – солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются ВАМ.
Люди подобные Вам, как золотая монета: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и Вам стареть не дает.
Трудности закаляют на пути к успеху.
«Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе атмосферу доброжелательности, творчества и позитива.
Чек-лист
И в повседневной жизни, и в работе, где приходится работать с десятками разных задач, важна эффективность. Чтобы было проще запоминать большой объем, систематизировать работу и контролировать результаты, придумали чек-листы.
Чек-лист — это список дел, в котором можно поставить отметку «сделано», когда задача решена.
Некоторые списки работают по принципу «прочитай — сделай». Ещё один вариант — чек-листы «прочитай — соотнеси с собой».
Чек-листы решают множество задач:
• Систематизируют процесс. Чек-лист разбивает сложную работу на части и помогает не упустить из внимания важные детали.
• Повышают производительность и исключают ошибки. План действий уже готов, можно сосредоточиться на главном.
• Облегчают делегирование. С помощью готовой инструкции сотрудникам проще разобраться в новой задаче без потери качества.
• Снижают необходимость в контроле. Руководитель может отследить ход работ и корректировать процесс на любом этапе. Четкий алгоритм облегчает проверку задач.
Чек-лист — это еще и инструмент личной эффективности: он дисциплинирует и мотивирует. Так вы понимаете, сколько сделано и сколько осталось. Это придает силы для новых достижений.
Мастер-класс (практикум)
Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.