Методическая разработка «Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству»
Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному и техническому направлениям, которые я хотела бы применить в школе Орловской области:
1. Проект. «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8 классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию, приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.
В проекте предполагается принять участие детям, их родителям, педагогам, которые смогут рассказать о жизни своих близких в те тяжёлые годы, принести фотографии, семейные реликвии, архивные документы. Не у всех сохранились документы, фотографии, но у всех сохранилась память.
Все документы, сочинения детей, никогда не видевших ужаса войны, но знающих о ней по рассказам своих бабушек и дедушек планируется собрать в одну большую книгу «Война в сочинениях школьников Михайловской СОШ».
2. Проект. «Орел – город первого салюта».
У школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Во время каникул планируется поездка в военно-исторический музей нашего города. Он был открыт 5 августа 1983 года, ровно через 40 лет с момента исторического салюта. Здесь можно изучить историю боевого прошлого Орловщины — с древнейших времен. Среди экспонатов — амуниция средневекового воина, военные мундиры разных эпох, портретная галерея орловцев — участников Отечественной войны 1812 года. Центральное место экспозиции — две диорамы. Начало прорыва вражеской обороны 12 июля 1943 года на рубеже реки Зуши у деревни Малое Измайлово. И сражение под Кромами 1919 года в период Гражданской войны. Обе работы кисти народного художника СССР Андрея Курнакова.
3. Проект. Конкурс рисунков на тему «Орел в годы Великой Отечественной войны».
4. Проект. Изготовление поделок, посвященных «Орлу – городу воинской славы».
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделает качественнее. Поэтому внеурочная работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Такой вид деятельности, как техническое творчество предполагает уделять большое внимание значению труда в жизни человека. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно-полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки.
Для организации внеурочной работы и творческой деятельности школьников, необходима программа проведения мероприятий, которые станут традиционными:
— конкурс творческих работ ко «Дню Защитника Отечества»;
—персональные выставки школьников;
— прогулки по «Памятным местам города Орла»;
— встречи с ветеранами ВОВ;
— спортивные состязания, посвященные Великой Победе;
— конкурс рисунков «Великая Победа»;
—часы мужества, посвященные ВОВ;
— акция «Цветы пожилому человеку»;
— беседа «Твои земляки в боях за Родину»
и др.
Цель программы: создание условий для организации социально-значимой деятельности школьников.
Задачи:
—привлечь всех детей к активному участию в делах школы, класса;
—учить детей навыкам общественной работы;
—воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
—развивать организационные и коммуникативные компетенции;
—создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
—сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Предполагаемые результаты:
— каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной совместной и индивидуальной работы;
— трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
Таким образом, внеурочная деятельность по социальному (техническому) творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.