Конспект занятия «Современные подходы к организации театрализованной деятельности в ДОО»

3
2
Материал опубликован 25 July 2023

«Современные подходы к организации театрализованной деятельности в ДОО»

(из опыта работы)

























г.Балашов – 2023 г.


СЛАЙД 1 (тема выступления)

Игровая деятельность является эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. 

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в популярном и увлекательном направлении игровой деятельности дошкольников, в самом распространенном виде детского творчества – театрализованной деятельности. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, СЛАЙД 2 именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

СЛАЙД 3 – 4

С 1 июля 2020 года наша дошкольная образовательная организация является инновационной площадкой по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение». Изучив концептуальные основы основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией Загвоздкина В.К., Федосовой И.Е. театрализованная деятельность является наиболее актуальной в работе с детьми дошкольного возраста. Программа поддерживает игру во всех ее видах, совместную деятельность взрослого и ребенка. Одной из технологий, которую предлагают авторы программы являются «Волшебные мешочки историй». Они помогают в форме коротких театральных инсценировок познакомить детей с реалиями повседневной жизни. Привычная обстановка, в которой дети следят за развитием событий, дает им чувство эмоциональной безопасности, и они с легкостью подражают педагогу. У детей расширяется словарный запас, они знакомятся с числами и цветами, развивают память, вырабатывают нормы социального поведения. Умение живо рассказывать истории не только делает их запоминающимися и вызывает у детей положительные эмоции, но также предполагает множество различных обучающих моментов. У детей расширяется словарный запас, практикуется употребление предлогов. Они учатся грамотно строить предложения и описывать предметы с помощью прилагательных «большой», «маленький», «высокий», «холодный» и др. Дети восстанавливают последовательность событий в каждой истории. Они могут назвать каждую фигурку, запоминают тексты, соотносят истории с цветами мешочков. Мешочки сшиты из тканей различных цветов в соответствии с возрастом, таким образом, играя, можно повторять цвета каждый день. Во многих сценках подсчет предметов производится вместе с детьми. Дети знакомятся с нормами социального поведения, т.е отождествляют себя с персонажами и сопереживают им. Мешочки историй помогают детям понять процессы, происходящие в природе и повседневной жизни. Мешочки обладают большим количеством положительных аспектов обучения, что делает их незаменимыми помощниками педагогов в детском саду. Сюжеты условно разделены по временам года, так для каждой ситуации всегда найдется подходящая история, а некоторые можно рассказывать в любое время года.

Театр дает свободу, благодаря которой не только дети, но и взрослые могут на какое-то время уйти из серых будней. Именно поэтому подготовка пространства является своего рода ритуалом-переходом из мира обыденности в волшебный мир театра. Использование покрывала способствует обозначению центра и привлечению внимания группы. В качестве покрывала можно выбрать одноцветные плотные стеганные одеяла и ковры из синтетического волокна, которые с легкостью можно переносить, скатывать в рулон и чистить.

СЛАЙД 5 – 6. Например, зеленое одеяло стало замечательной поляной, на которой мы разыгрывали различные сюжеты с обитателями леса-сада-дома.

СЛАЙД 7 – 8. Особенно удачным для смены ролей актера и зрителя в группе оказался мотив путешествия. Например, с помощью большого синего покрывала можно обыграть морское путешествие, где стулья превращаются в корабль. Сначала путешествие не предвещает никаких потрясений, но потом начинаются дождь, шторм, затишье после грозы (все явления сопровождаются аудиозаписью звуков), затем дети сами могут имитировать эти шумы. Морское путешествие может быть на остров, на котором обитают разные животные. Спектр игровых возможностей здесь очень велик. Так же можно совершать путешествие на одеяле-машине, или одеяле-лодке.

СЛАЙД 9. С помощью покрывала можно организовать и иные игровые пространства. Например, театрализованные игры на сцене. В нашем случае красное одеяло-это сцена, где выступают актеры. Зрители тоже могут сидеть напротив покрывала. Во всех играх дети сами решают, быть ли им актерами или зрителями, хотят ли они быть вне «сцены» или на ней.

СЛАЙД 10 Ширма, установленная возле сцены, еще больше подчеркивает момент выхода на сцену и ухода с нее. Актер за ширмой остается невидимым для зрителя, но как только он покидает свое укрытие, он становится на покрывало и показывает себя публике.

Благодаря покрывалу и пустому пространству усиливается взаимодействие в группе и характерная для театра обстановка.

СЛАЙД 11 – 12. Так же нашим ритуалом стало чтение сказок перед сном на подушках. Дети садятся в круг (у каждого ребенка своя подушка), воспитатель тоже садится на подушку в круг вместе со всеми детьми. По желанию детей мы выбираем, какую сказку будем читать перед сном, так же дети выбирают себе роль (если хотят). Для воплощения роли можно использовать театр БИ-БА-БО. Дети с удовольствием вступают в роль героев и зрителей.

СЛАЙД (все фото среды) Реализация программы «Вдохновение» предъявляет свои требования к организации РППС. Но требования к РППС ФГОС ДО остаются прежними:

- содержательно - насыщенная

- трансформируемая

- полифункциональная

- доступная

- безопасная.

В нашей ДОО «Центр художественно – эстетического развития» организован и доступен для самостоятельного использования детьми. Оборудование соответствует возрасту детей, материалы доступны и безопасны. Дети и педагоги регулярно пользуются этими материалами. Центр художественно – эстетического развития интегрируется со всеми образовательными областями, в различных видах детской деятельности.


ВИДЕО (представлен опыт работы с детьми во второй группе раннего возраста)

Программа «Вдохновение» помогает вдохновлять, помогать, удивлять, радовать и учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же заявленные слайды?

25 July 2023

Согласна! И ещё бы пояснительную записку...

25 July 2023

Похожие публикации