Конспект урока по литературе «Создавая страницу особенного сказочного героя»

4
1
Материал опубликован 3 June

Конспект урока по литературе «Создавая страницу особенного сказочного героя»


Выполнила: Вострецова Надежда Леонидовна, учитель

русского языка и литературы МАОУ №5 «Гимназия»



Предмет: Литература

Класс:6

Цель: вырабатывать у детей толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями на примере героев сказок, создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

Задачи:

1.Образовательная: сформировать представление об "особых людях», познакомить с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями на примере сказочных героев;

2.Развивающая: развитие воображения учащихся, умения создавать пост на определенную тематику; умение обобщать имеющиеся знания, использовать прочитанную информацию в интересных и познавательных формах, развитие умения работать в команде;

3.Воспитательная: выработать у детей правильное и разумное отношение к людям с ОВЗ; способствовать развитию нравственных качеств учащихся,

использовать социальные сети как площадку для формирования читательской компетенции и повышения мотивации к изучению предмета, формировать умение культуры общения, воспитание бережного отношения к своему здоровью.


Формируемые УУД


Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию о сказочных героях,

делать выводы на основе обобщения   знаний; уметь объяснять и оценивать прочитанное; развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов на основе анализа объектов делать выводы; оперировать терминами.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с информацией; соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему, цель, задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять познавательную рефлексию.

Личностные УУД:

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспитывать интерес к русским народным и ханты-мансийским сказкам, расширять кругозор; осознавать единство с окружающим миром; проявлять уважительное отношение к своему здоровью.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.

Оборудование: мультимедиа, презентация.



Ход урока

Этап №1 Организационный момент.


Прием «Солнечный зайчик» (под композицию «От улыбки хмурый день светлей…», композитор В.Шаинский, автор текста М. Пляцковский)

-Ребята! Здравствуйте! Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга вместе с пожеланием хорошего дня.

Мотивация. Учитель проверяет готовность детей к уроку, мотивирует к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Тут затеи и задачи-

Игры, шутки-все для вас!

Пожелаем всем удачи!

За работу! В добрый час!


Оценка. Учитель просит обучающихся оценить готовность к уроку с помощью смайлика. Дети изображают в тетради в зависимости от настроения улыбающееся, серьезное или грустное лицо.



Прием «Тренинг»

Попробуйте выполнить мои поручения:

сидящие на первом ряду с закрытыми глазами нарисуйте солнышко, на втором ряду-без помощи рук переложите ручку на край парты, на третьем-с закрытыми ладонями ушами поймите фразу одноклассника.

Вам было трудно? Почему?


-Да, это очень неудобно, потому что для нас естественно, что наши глаза видят, руки действуют, уши слышат.


-Представьте себе людей, которые живут с подобными проблемами постоянно. Только задумайтесь, каково это спуститься на коляске или костылях в метро, добраться от дома до магазина, войти в автобус или даже в собственный подъезд! А как к таким людям относятся окружающие! Редко кто из таких особенных людей не припомнит беспардонного попутчика или попутчицу с их «Ой,бедолага, как это тебя угораздило?» или (чаще всего) абсолютным равнодушием? По сей день болит душа от получившей резонанс истории с сестрой модели Натальи Водяновой, произошедшей в кафе Нижнего Новгорода. Хозяин заведения в грубой форме потребовал, чтобы Оксана с диагнозом аутизма и церебрального паралича и ее няня покинули помещение, потому что девушка якобы отпугивала посетителей.

Сегодня мы поговорим о людях с такими проблемами, выстроим модель правильного поведения с ними в обществе.


Сделаем мы это с вами сегодня необычным способом на примере народных сказок. Это будут две русские народные сказки - «Безручка», «Иванушка-дурачок» и одна хантыйская сказка, связанная с нашим регионом - «Слепой охотник». Мы создадим личные страницы трех особенных героев наших сказок, разделившись предварительно по группы. (Учитель делит класс на три группы).



Этап №2 Актуализация основных понятий темы.


Прием «Мозговой штурм». Учитель читает стихотворение.


Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.


-Скажите, ребята, какие особенности сказки мы можем проследить в этом стихотворении?

-В сказке добро и справедливость всегда побеждают зло, она учит честности и открытости.

- Вспомните определение сказки.

-Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.

А кто создавал сказки?

-Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.

Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки?

Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

Как обычно строится сказка?

-Начало – действие – конец.


Этап №3 «Обобщение и систематизация знаний»


Прием «Незаконченное предложение».


-Прошу обратить внимание на экран. На нем вы видите людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Продолжите мои предложения.

Люди с ОВЗ - это люди……

Недостатки людей могут быть….. и…..

Они могут появиться в результате ……..,…..,….,…


Дома вы прочитали три сказки: «Безручка», «Иванушка-дурачок» и «Слепой охотник». Их всех объединяет то, что главные герои в них - люди с ОВЗ. Какое именно отклонение присуще каждому из героев данных сказок? В результате чего наступило это отклонение?


Прием «Инсценировка»


Ребята, сейчас я попрошу выйти к доске трех учащихся. На листочках записаны мини-монологи героев прочитанных вами сказок. Ваша задача-отгадать, кому они принадлежат.


-У меня нет рук, их отсек родной брат по наущению своей коварной жены!.

-У меня нет глаз, моя жена, разозлившись из-за того, что я не приносил добычу с охоты, украла мои глаза мужа.

- Все называют меня дураком, потому что я боролся со своей тенью, вырвал глаза овцам, чтобы не разбегались, надел на пни горшки, чтобы те не замерзли.


Пальчиковая гимнастика «Помиримся». Дети встают, выполняют гимнастику.


Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)


Этап №4 «Применение знаний и умений в новой ситуации».


Прием «Групповая работа»


-Сегодня на уроке мы создадим публичные страницы этих особенных литературных героев, разложив по определенным полочкам всю информацию, которую мы можем получить из сказок.


Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого есть личная страница в социальной сети «В контакте»?

Дети поднимают руки.

- Я вижу, что все из вас подняли руки.

Что же такое социальные сети? Для чего они нужны?

-Социальные сети - это онлайн-платформа, которая обеспечивает поддержание связи между людьми, даже когда они находят далеко друг от друга. Каждый человек посредством социальных сетей может легко общаться с кем угодно, производить поиск людей, связь с которыми была прервана, и обзавестись новыми знакомствами. Знаменитые сети - «В контакте», «Инстаграм», «Одноклассники» и другие.

- Ребята первой группы сегодня будут создавать страницу Безручки, вторая группа - Иванушки-дурачка, третья группа - слепого охотника. Делать вы будете это параллельно. Как вы думаете, на что нацелен наш результат?

-Создав страницу героя, мы сможем проанализировать образ героя с различных сторон, научимся работать в команде, сможем вникнуть во внутренний мир героя, понять его чувства, мысли, переживания.


- Желаю вам плодотворной работы на уроке!


Метод «Создание страницы героя».


С чего начинается создание страницы?

-С заполнения личных данных и загрузки главной фотографии-аватарки.

- Итак, работает первая группа! Мы начинаем создание страницы Безручки. Какое фото мы загрузим и почему?

- Думаем, это будет фотография девушки в платке, она очень красивая, с потупленным взглядом, прячущая свою красоту, так как мы знаем, что она была очень скромной. Не случайно сын хозяина сада, в который забрела Белоручка, влюбился в нее с первого взгляда.


-Вторая группа, какую аватарку мы загрузим от имени Иванушки и почему?

-Думаю, это будет фотография молодого человека в ярко-красной одежде, у него светлые волосы, голубые глаза, открытая улыбка, он весело смотрит вперед и улыбается, сидя на печи. «Дурак ничего не делал, все  на печке сидел да мух ловил», - написано в тексте сказки.


-Третья группа, как выглядит охотник из хантыйской сказки «Слепой охотник»?

-Это хант - представитель северной народности, а значит, он в малице - одежде из оленьей шкуры глухого покроя. На голове капюшон. Невысокого роста, стоит возле своего чума, в руках лук и стрелы. Он без глаз.


-Давайте заполним графу «Имя и фамилия».

Первая группа, что можете сказать об имени Безручка? Что значит ее ник?

Ее зовут Безручка, не случайно она названа народом именно так. Допустим, в немецкой сказке, название несет два слова: «Безрукая девочка», в армянской - «Безрукая девушка».  Отношение русского народа к героини ласковое, нежное, любовное, сопереживательное.


-Вторая группа, что означает имя «Иван-дурачок»?

-Иван-самое популярное имя в русских народных сказках. Дурачок-это такой герой, который, не обладая особыми физическими силами, не имея ни чинов, ни богатства, выходит победителем в противостоянии с умными братьями. Дурак-это маска, шут, прикидывающийся дураком, играющий (валяющий) дурака.

-Третья группа, почему народный герой хантыйской сказки назван именно «Слепой охотник»?

- Слепой охотник не имеет имени. Это обобщенное название говорит нам о том, что это собирательный образ народной смекалки, сноровки, сообразительности хантыйского народа.


-Ребята, что можете сказать о родственных связях героев?


-В сказке «Безручка» у главной героини есть брат и его «жонка». Когда девушка выйдет замуж, она создаст свою семью - у нее появится любящий муж, сын и свекор.

- В сказке «Иванушка – дурачок» у главного героя есть два брата, которые постоянно подсмеиваются над младшим братом.

-Родственниками слепого охотника являются коварная жена и более успешный брат-охотник, чьим успехам позавидовала жена главного героя.


-Какие географические объекты мы можем обозначить в сказках?

- У Безручки -деревня ,лес, военное поле.

-Место проживания Иванушки -деревня.

-У слепого охотника-чум и тайга.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое статус «В контакте»?

-Это сообщение, выражающее настроение, состояние души или рассказывающее о новости, о ваших главных мыслях или действиях.

-Какие статусы и почему вы подобрали нашим героям? Докажите ваши мысли конкретными ситуациями из сказок.

-Безручке подойдут следующие статусы: «Терпение и победа-два старинных друга», «Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай», «Зла за зло не воздавай», « Что посеешь, то и пожнешь», «Жалость к себе - самое скучное и бесперспективное занятие». Они как нельзя более лучше отражают качества характера Безручки- незлобивость, терпеливость, смирение, жертвенность. Вспомним, как главная героиня смиренно уходит с младенцем, когда ее свекр получает фальшивое письмо якобы от своего сына.


-Думаем, что Иванушка мог бы выложить такие статусы: «Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитер», «Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой», «Не всегда первым приходит самый быстрый, не всегда битву выигрывает самый сильный. Потому что случай и удача приходят ко всем людям». Эти статусы отражают  его характер: глупость и оригинальность мышления, пассивность и активную доброту. Он обладает смекалкой, простодушием, бесшабашностью, талантливостью русского человека.


-Слепому охотнику подойдут следующие статусы: «Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле», « Волка ноги кормят, человека – руки» , «Не копай другу ямы: сам в нее ввалишься» , «Лукавой бабы и в ступе не утолчешь».  Мы видим, что охотник настоящий труженик, привыкший рассчитывать только на свои силы. Он не ждет от людей зла, потому что сам его никогда не мыслит. Духи на его стороне: обидевшая охотника жена будет наказана: «Говорят, весь поселок сбежался посмотреть, как муж за женой с плеткой гонялся», -заканчивается поучительная сказка.


-Ребята, в какие сообщества вступят наши герои страниц?


-Безручка может вступить в такие сообщества, как «ОВЗ-не приговор», «Моя семья-мое богатство», «Клуб домохозяек».

-Иванушка – дурачок вступит в следующие сообщества: «Любители полениться», «Все Иваны-объединяйтесь», «Шутки и анекдоты».

- Слепой охотник войдет в такие сообщества, как «Охотники и рыболовы», «Любители охоты», «Север без границ».


Физминутка


Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».


Этап №5 «Контроль усвоения»

-Скажите пожалуйста, что вы усвоили, создав страницу героя?

-Мы смогли проанализировать образ героя с различных сторон, научились работать в команде, смогли вникнуть во внутренний мир героя, понять его чувства, мысли, переживания.

-Как нужно относиться к людям с ОВЗ?

-С уважением, принимая их такими, какие они есть, помогая жить в обществе.

-Правильно, ребята, необходимо устроить всё так, чтобы жизнь для инвалида ничем не отличалась от нашей обычной жизни, тогда исчезнет унижающая всех жалость и закомплексованность. Нужно прививать знания и культуру поведения по отношению к инвалидам, создавать правильную социальную рекламу, организовывать семейные клубы, центры психологической и юридической помощи, досуговые мероприятия. Уповаю, что когда-нибудь мы придём к пониманию того, что инвалиды-вовсе не люди с ограниченными возможностями, а люди с повышенными потребностями во внимании и уважении.


Этап №6 «Рефлексия».

Как вы можете оценить получившуюся страницу?

Вы бы попросились в друзья к особенному герою созданной вами страницы? Почему?


Домашнее задание - написать пост на своей странице в любой социальной сети с хештегом #ОВЗ-не приговор! объемом не менее10 предложений.



Литература:

Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Издательство «Речь», Санкт-Петербург-Москва, 2017., Художник Татьяна Маврина


Викисловарь. Многоязычный толковый словарь. https://ru.wiktionary.org/wiki/.


В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

Лукин Е. В. Сказки и легенды народов России. ЗАО «Олма Медиа Групп»,2013




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Конспект урока в 6 классе

9 June

Сборник методических разработок и педагогических идей