Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
Асбестовского городского округа
тема работы:
"Спасибо, солдат, за победу и мир!"
форма:
классный час
Автор:
Кудрявцева С.С., учитель
г.Асбест 2024
Содержание стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Сценарий мероприятия 5-15
3.Список литературы. 16
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в реализации молодежной политики государства. Воспитание гражданственности и патриотизма в школе строится в соответствии с основными федеральными и региональными нормативно-правовыми документами:
Конституция Российской Федерации
ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025г»
Проблема общечеловеческих ценностей и её место в воспитании личности – одна из важнейших проблем в современном обществе. Под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества. В настоящий момент сформированность общечеловеческих ценностей у обучающихся находится на невысоком уровне, поэтому в план поведения внеурочной деятельности я стараюсь включать мероприятия патриотического характера. В связи с подготовкой к празднованию 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне, я провожу мероприятия, посвященные этому событию. Методическая разработка литературно- музыкальной композиции ко Дню Победы "Спасибо, солдат, за победу и мир!" предназначена для учащихся 7 класса . Мероприятие способствует расширению знаний детей о войне, воспитанию высоких моральных качеств: патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Родины, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны , чувства гордости за своих земляков, то есть тех нравственных норм, по которым дети должны стремиться жить. В нашей школе есть музей имени Героя Советского Союза, старшего лейтенанта - танкиста Андрея Григорьевича Лобанова, нашего земляка - асбестовца, который погиб в танковом сражении на Курской Дуге. В школьном музее учащиеся работали с архивными документами. Дети зараннее разучили песню " Москвичи". Приглашённые - Кононова Альвина Дмитриевна, Рублёва Альбина Павловна - ветераны труда , отцы которых ковали победу. Учащиеся познакомились с ветеранами.
Цели мероприятия:
- создание условий для формирования у обучающихся активной гражданской позиции;
- воспитание нравственных качеств личности учащихся: доброты, любви к Родине, сочувствия, внимания к близким людям;
- развитие у детей чувства уважения к людям.
Задачи: 1.Привлечь учащихся к активной внеурочной деятельности и развитие у них познавательных интересов.
2. Помочь детям почувствовать атмосферу военных лет; понять, что война – это зло, несущее страх, разрушения, смерть.
3. Активизировать понятия "патриот","патриотизм","подвиг".
4. Развивать умение использовать изученный материал при построении собственных
высказываний.
5. Воспитание у учащихся чувства любви к Родине, чувства патриотизма, чувства
гордости за великую Победу и благодарности ветеранам.
Планируемый результат:
-учащиеся привлечены к активной внеурочной деятельности;
--сформировано доброжелательное отношение к ветеранам, уважение и любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.
На доске выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне. Использованы компьютер, мультимедийный проектор.
Сценарий мероприятия:
Учащиеся встречают ветеранов.
Ведущий(учитель). Рассуждения учащихся по теме:"Спасибо,солдат,за победу и мир!"Тема нашей встречи посвящена «Подвигу во имя Родины"."Давайте, люди, никогда об этом не забудем » -обращается ко всем Александр Твардовский. Есть в русском языке значимые слова -патриот, патриотизм, подвиг. Давайте по рассуждаем, что означают эти слова. Что значит быть патриотом? Патриот-это человек…Давайте закончим мысль(проведём диалог, опрос учащихся). Патриот-это человек, любящий свою страну, своё отечество, свой народ. Патриот...Патриотизм-любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Движимый этим чувством, народ поднимается против чужеземных завоевателей. Как мы понимаем слово"подвиг"?(опрос учащихся ). Подвиг-это когда в великом, бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
1941 год. Фашистская Германия, нарушив мирный договор, вероломно напала на нашу родину. Ранним воскресным июньским утром обрушила она всю мощь своих орудий на всём протяжении западной границы страны. Фашисты топтали наши луга, поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у воинов любовь к родной земле, решимость защищать родину до последней капли крови. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Почти вся Европа лежала под кованной пятой немецко – фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов обрушила на наше государство22 июня 1941 года. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой ,чтобы противостоять врагу, победить его несметные силы. Мирный труд советских людей был прерван. «В 41-мпамятном году из гнезда фашистского Берлина всей земле, всем людям на беду ринулась фашистская лавина."
Ученик 1:"Мирно страна проснулась в этот июньский день,
Только что развернулась в скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова...
Голос уверенно-строгий сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге заполыхала война". (Н.Сидоренко)
Ученик2:" Площадь молчала как будто бы стиснула зубы она.
Толпа перед репродуктором. Война...
Вой сирены и рокот моторов. Ночь.
В разрывах весь небосвод,
Сжался в комок потемневший город,
Июнь 22-е 41-ый год".
"Они накинулись ,неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово "выстоять",
Когда и выстоять нельзя". (И. Эренбург)
Звучит песня "Священная война"( муз. А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Ученик3:"И когда пора суровая
Наступила в грозный час,
Юность вечная и новая
По тревоге поднялась.
И, надев шинели новые
И пилотки со звездой,
Юность с той же светлой верою
Шла дорогой фронтовой."
Ученик4:"Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не полюбив,
Не докурив последней папиросы." (Н.Майоров)
Ученик5:"Гулко катился в кровавой мгле сотой атаки вал,
Злой и упрямый ,по грудь в земле
Насмерть солдат стоял."(А. Сурков)
Ведущий: Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь Земли.
В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.
Ученик 6 :"Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов смотрели васильки.
Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось, что глядит Россия
Синими глазами васильков." (Б. Кежун)
Ведущий: Фашисты топтали наши луга и поля. В битве за отчий край стояли насмерть все,кто мог держать оружие в руках. А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли.
Ученик7: "У пыльной военной дороги,
Мы сделали краткий привал
Горели усталые ноги,
В лощине ручей ворковал.
Шмели перед нами сновали,
Сердито гудя на лету.
И я увидал на привале
Шиповник в пыли и в цвету.
Он был от корней до макушки
Изранен, как воин в бою
Видать, проходившие пушки
Замяли его в колею.
Но словно назло этой силе,
Шиповник поднялся с земли
Зацвёл, отряхаясь от пыли,
Чтоб мы его видеть могли.
Когда было больно и тяжко
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипала рубашка
К усталым плечам и спине,
За дымом за смертью летучей,
За далью во всю широту,
Я видел упрямый колючий
Шиповник в пыли и в цвету". (С. Смирнов)
Ученик8:"Зловещим заревом объятый,
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи-солдаты
Идут вперёд за взводом взвод.
И от ромашек- тонконожек
Мы оторвать не в силах глаз.
Для нас для нас они, быть может
Цветут сейчас в последний раз". (Н.Старшинов)
Ученик9:"Слепящий дым и пыль густая
И зной, нависший тяжело,
Над нами плыли, нарастая,
Бойцам измученным назло!
Горело всё-цветы и клёны,
Былинки не было живой,
Вокруг кустарник запылённый
Шуршал обугленной листвой.
Направо глянешь- дорогая
Пшеница гибнет на корню.
Налево - нет конца и края
Просторам, отданным огню.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И вся иссохшая гудела:
"Да будет проклята война!"(В. Земной)
Ведущий: Нелегка была дорога к победе. Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны. Миллионы сыновей и дочерей нашей родины отдали свои жизни. Цветами встречали -воинов-победителей, цветами венчали могилы тех, кто не дожил до победы. Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесённых войной.Более20-и миллионов лучших людей потеряла в Великой Отечественной войне наша Родина -мать. С каждым годом уходят от нас всё дальше героические годы, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа – труженика, ковавшего победу в тылу. Вечная благодарность потомков защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев ,у подножий памятников и обелисков."Никто не забыт! Ничто не забыто!"
Ученик 1: " Сменяя друг друга, идут поколенья,
Но память людская не знает забвенья,
И грозные строки взывают с гранита:
"Никто не забыт, ничто не забыто!" (Ю.Соловьёв)
Ученик2:" Вспомним их поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым
Это нужно-живым!" (Р.Рождественский)
Ведущий: Помнит наша земля, как в июньские дни 41-го года провожала своих сыновей на фронт. 10 тысяч человек ушло на фронт из нашего города Асбеста. 3480 человек не вернулись с поля боя. Самоотверженно сражались на фронтах наши земляки. Андрей Григорьевич Лобанов - танкист. Учился в нашей школе№12.
Ученик3:Лето1943года. Курское танковое сражение. Старший лейтенант Лобанов со своею ротой держал оборону в районе деревни Беловские Дворы. На поле боя остались, объятые пламенем,16 немецких танков, из которых пять уничтожил старший лейтенант Андрей Григорьевич Лобанов. За этот бой с превосходящими силами врага старшему лейтенанту Андрею Григорьевичу Лобанову было посмертно присвоено звание- Герой Советского Союза. Наш земляк, простой уральский парень в минуту испытания проявил бесстрашие и героизм. В 28 лет отдал жизнь за Родину. Своим подвигом он прославил родной город Асбест.
Ученик 4:Немало отважных уральских парней отдали свои жизни за наше счастливое будущее. Среди них Герой Советского Союза Абрамцев Илья Васильевич, который воевал под Воронежем и Киевом . Погиб в Берлине. Ему установлен памятник в его родном городе Каменске-Уральском.
Ученик 5:СулимовПавел Фёдорович-Герой Советского Союза. До войны жил и работал в городе Асбесте. Воевал в составе 167-ой стрелковой Сумско – Киевской дважды Краснознамённой Дивизии. Звание Героя Советского Союза получил за форсирование Днепра.
Ученик 6:Меркурьев Валерий Антонович- Герой Советского Союза.С немецко-фашистскими захватчиками сражался на 2-ом и 3-ем Белорусских фронтах.
Ученик 7:МахнёвАлексей Григорьевич- Герой Советского Союза. Родился и жил в городе Асбесте. Во время Великой Отечественной войны был командиром отделения артиллерийских разведчиков. Гитлеровцы понесли тяжёлые потери: 5танков, 2 бронетранспортёра,более150-и солдат и офицеров- так расправился с врагами 22-ийасбестовец Алексей Махнёв.
Ученик 8:ЯчменёвГригорий Григорьевич - Герой Советского Союза. Работал в городе Асбесте забойщиком на руднике. Участвовал в боях с немецко – фашистскими захватчиками под Курском на Днепре.
Ведущий: А сколько их было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огненных рубежах.
Дети исполняют песню "Москвичи"( музыка А. Эшпая, слова Е.Винокурова)
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино;
Девчонки – их подруги –
Все замужем давно.
Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
Ученик 1:"Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий, без наград.
Ему как мавзолей земля-
На миллион веков.
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей". (С. Орлов)
Ученик 2:"Разве для смерти рождаются дети- Родина?
Разве хотела ты нашей смерти- Родина?
Пламя ударило в небо- ты помнишь -Родина?
Тихо сказала: Вставайте на помощь...Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега,
Но поднимались в рост, звонкие как победа,
Как продолжение дня шли тяжело и мощно,
Можно убить меня, нас убить невозможно!" (Р. Рождественский)
Ученик 3:"Нам победа дорого досталась.
И народу не забыть вовек,
Что страна тогда не досчиталась
Двадцать миллионов человек".
Ученик 4:"Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам
Героям павшим и живым!" (А. Твардовский)
Звучит песня "День Победы"( музыка Д Тухманова, слова В.Харитонова)
Ученик 5:"Серые плиты слезами политы.
Чёрный обуглен гранит.
Много лет печалью политая,
Родина память хранит."
Ученик 6:"Сквозь шторм свинца, сквозь ураган огня,
Сквозь смерть саму, прошли, не зная брода,
Весь мир не может до сих пор понять-
Как их хватило на четыре года!" ( М. Ножкин)
Ведущий: Вот такое было поколение, вошедшее в историю, как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.Мы не знаем, кто первым пал в предрассветный июньский час 41-го, приняв на себя удар вероломного врага. Мы не знаем и кто погиб в последний, самый последний миг войны. Но все они до конца выполнили свой долг - без них не было бы Победы.
Ученик 7:"От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те,кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых..." (С. Шишков)
Звучит песня из кинофильма "Офицеры" "От героев былых времён не осталось порой имён"( музыка Р.Хозака, слова Е.Аграновича).
Ведущий: Много воды унесла с тех пор река времени. Исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, не знавшие войны. Как самое дорогое наследие передаётся из поколения в поколение священная память о немеркнувшем подвиге. Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские
варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили
84 тысячи школ, лишили крова 25миллионов человек и причинили колоссальный материальный ущерб.
Ученик 8:"Предать забвенью, добытое кровью,
Мы не имеем права.
Мы помним с болью тех,
Кто не вернулся,
Кто в полный рост
О пулемет споткнулся,
Идя в атаку сквозь огонь и дым."( Ю. Друнина)
Ученик9:"Как продолжение жизни солдат,
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы". (В. Степанов)
Ведущий: Унасв гостях сегодня уважаемые ветераны-труженики тыла,которые ковали победу. Дается слово ветеранам.
Ведущий: За то, что мы живем под мирным небом мы обязаны нашим прадедушкам и прабабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли нашу Родину. Так будем же радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем. Мы желаем нашим ветеранам: здоровья , радости и чистого неба над головой. А дети приготовили для Вас подарки и цветы.
Ведущий: Память не имеет старости, именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.
Ученик 10:"Благодарим, солдаты, вас
- За жизнь!
- За детство!
- За весну!
- За тишину!
- За мирный дом!
- За мир, в котором мы живем!"
"Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды
Спасибо вам от всей земли,
За всё спасибо вам, солдаты.
И в добрый час, счастливый час,
Час мирного рассвета,
Во имя вас, во имя вас
Мы празднуем Победу!
Как вы вступали в города!
Навстречу вам бежали дети.
Вам благодарны навсегда
Мы все, живущие на свете.
Мы помним всех по именам,
И всех обнять мы рады!
От всей души спасибо вам,
Спасибо вам, солдаты! " (Б.Дубровин)
Ведущий: Память не имеет старости, именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.
Документальный фильм « Битва за Москву».
Список литературы.
1.Архивные документы школьного музея имени Героя Советского Союза Андрея Григорьевича Лобанова.Школа№12.
2.Борисенков,В « Они защищали Родину».—М.: Молодая гвардия,1976.
3. Великая Отечественная война.1941-1945гг. Словарь-справочник. - М.:Политиздат,1985
4.Васильев,Б.Л. «Завтра была война». –М.,1991.
5.Грушевой,К.С. «Тогда, в сорок первом…».- М.: Изд-во « Известия», 1976.
6.«Идет война народная…»: стихи о Великой Отечественной войне. - М.:Дет. лит.,2007.
7.Интернет: rupoem.ru/orlov/ego-zaryli-v.aspx.
8.Интернет:http://www.fire-of-war.ru/echo-of-war/stihi-Mayorov.htm
9.Интернет: http://www.jooov.net/text/160073863/ihail_ojkin-lyadyat_na_nas_frontoviki
_roshla_voyna.htmls
10.Кригер,Е. «Солдаты Победы». – М.: Изд-во « Известия»,1985.
11.Лирика военных лет.: Стихи советских поэтов(1941-45 гг.) -М.:Изд. моск. ун-та,1985.
12.Рождественский, Р."Друзьям". - М.:Сов. писатель,1986.