Справка по результатам адаптации обучающихся 10 класса
СПРАВКА
по результатам диагностик в период адаптации обучающихся в 10 классе
Время проведения: октябрь,2023год
Актуальность: При переходе учащихся из среднего звена в старшее испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, т.к. меняется классный коллектив, меняются учителя- предметники, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. У педагогов начинающих работать в 10-х так же присутствует адаптационный период, им необходима информация о психологических особенностях детей.
Цель: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в старшем звене, оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Цель методики – определение школьной мотивации.
Уровень | Описание уровня | Количество | % |
Уровень I | Высокий уровень школьной мотивации | 2 | 50% |
Уровень II | Хорошая школьная мотивация | 0 | 0% |
Уровень III | Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью | 1 | 25% |
Уровень IV | Низкая школьная мотивация | 1 | 25% |
Уровень V(ниже 10) | Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | 0 | 0% |
Из приведенной выше таблице видно, что в 10 классе
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
имеют 2 обучающихся (50 %). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителей, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. Хорошей школьной мотивацией обучающихся не выявлено
3. Положительное отношение к школе проявляется у 1 ученика (25 %) , но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в
школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. Низкая школьная мотивация наблюдается у 1 ученика (25%). Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация- Не наблюдается
2. Исследование уровня школьной тревожности
| | | ПРОТОКОЛ № | 1 | | | | | |||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | |||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | |||||||||||||||||
| | Класс | 10 | | |||||||||||||
| | | Дата обследования | Октябрь | | ||||||||||||
| | | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | | | | | ||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Уровень школьной тревожности | |||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 2 | 18% | Низкий | |||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 4 | 31% | Оптимальный | |||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 0 | 0% | Низкий | |||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 0 | 0% | Низкий | |||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 0 | 0% | Низкий | |||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 0 | 0% | Низкий | |||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 3 | 38% | Оптимальный | |||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 1 | 5% | Низкий |
| | | ПРОТОКОЛ № | 2 | | | | | | |||||||||||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | | |||||||||||||||||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | Класс | 10 | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | Дата обследования | октябрь | | | ||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Уровень школьной тревожности | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 1 | 9% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 3 | 23% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 3 | 38% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | ПРОТОКОЛ № | 3 | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | Класс | 10 | | | | ||||||||||||||||||||||||||
| | | Дата обследования | октябрь | | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Уровень школьной тревожности | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 4 | 36% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 4 | 31% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 2 | 33% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2 | 40% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 2 | 25% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 4 | 18% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | ПРОТОКОЛ № | 4 | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| | Класс | 10 | | | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | Дата обследования | октябрь | | | | | ||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Уровень школьной тревожности | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 0 | 0% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 5 | 38% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 2 | 33% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 3 | 50% | Повышенный | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3 | 60% | Повышенный | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 1 | 20% | Низкий | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 3 | 38% | Оптимальный | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 8 | 36% | Оптимальный |
Средний по классу
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | Средний % | Уровень школьной тревожности |
1 | Переживание социального стресса | 7 | 16% | Низкий |
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 16 | 41% | Оптимальный |
3 | Страх самовыражения | 2 | 8% | низкий |
4 | Страх ситуации проверки знаний | 5 | 38% | оптимальный |
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 5 | 38% | оптимальный |
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 1 | 10% | Низкий |
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 3 | 35% | Оптимальный |
8 | Общая тревожность в школе | 3 | 15 | Низкий |
№ | Шкалы теста | Низкий | повышенный | Оптимальный |
1 | Переживание социального стресса | 3 | | 1 |
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 1 | | 3 |
3 | Страх самовыражения | 3 | | 1 |
4 | Страх ситуации проверки знаний | 1 | 1 | 2 |
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2 | 1 | 1 |
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 4 | | |
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | | | 4 |
8 | Общая тревожность в школе | 3 | | 1 |
Как видим из сводной таблицы , только 25 % обучающимся свойственна повышенная тревожность в ситуациях: 1. Страх проверки знаний 2. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Уровень адаптированности обучающихся 10 класса
№ | Адаптированность обучающихся 10 класса | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Стучков Артур | | |
2 | Поткин Михаил | | |
3 | | Шестаков Григорий | |
4 | Иванова Ксения | | |
| | | |
| | | |
Высокий уровень адаптированности - 75%, средний уровень- 25%
Вывод: Обучающиеся 10 класса успешно прошли адаптацию к социально-педагогическим условиям обучения в школе старшего звена и имеют высокий уровень адаптации.
Рекомендации классному руководителю:
контролировать успеваемость и посещаемость;
способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить
беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
обращать внимание на структуру мотивов обучения;
способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности,
самоопределении и построении жизненных перспектив;
способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и
детьми;
способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля,
рефлексии;
организовывать совместную работу родителей с педагогом-психологом по проблемам
адаптации обучающихся.
Рекомендации педагогам:
необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать,
поддерживать, поощрять
правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять
их причины;
видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся
на построение профессионального будущего.
Рекомендации родителям:
относиться к детям соответственно их возрасту;
способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности,
самоопределении и построении жизненных целей;
оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения
самосознания;
способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля,
рефлексии;
не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им
свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем,
попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это
проблема», «В жизни и не такое бывает»;
сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подросткам.
Педагог-психолог Акатова И.А