Справочный материал по русскому языку для учащихся 1–4 классов

2
0
Материал опубликован 21 January 2023

t1674314263aa.gif1 Фонетический разбор слова

(Звуко-буквенный анализ слова)

План разбора:

1.Запиши слово.

2.Сосчитай и запиши: сколько слогов в данном слове.

3.Обозначь ударение.

4.В столбик выпиши все буквы этого слова.

5.В квадратных скобках справа запиши транскрипцию звука.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласные: ударный или безударный;

б) согласный: звонкий или глухой ;

твёрдый или мягкий ;

парный или непарный;

7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.

Образец разбора:

Пенал - 2 слога

п - [п'] - согл., глух., мягк., парн. (п/б)

е - [и] - гл.,безуд.

н - [н] - согл., звонк., тв., непарн.

а - [а] - гл., уд.

л - [л] - согл., звонк., тв., непарн.

5 б., 5зв.









t1674314263aa.gif2 Разбор слова по составу. 

 

             

1.Найди в слове окончание: измени слово по числам,

по падежам или по лицам.

           

  2. Выдели основу: слово без окончания.

           

  3. Найди корень: подбери однокоренные слова,

выдели общую часть.

           

 4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова

с приставками и без приставок.

  

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для

образования новых слов.



t1674314263ab.png













t1674314263aa.gif

4 Разбор предложения.

 

Определи  предложение по цели высказывания:

повествовательное, вопросительное, побудительное.


Определи  предложение по интонации:

восклицательное, невосклицательное.


Определи  предложение по наличию второстепенных

членов: распространённое или нераспространённое.


Определи предложение по количеству грамматических

основ: простое или сложное.


5. Подчеркни главные члены предложения:

подлежащее и сказуемое.


6.Подчеркни второстепенные члены предложения:

дополнения, определения,


Укажи части речи:

сущ., прил., гл., мест., предлог, союз.


Образец разбора:


 В тени  росли  душистые  ландыши. (Повеств.,

невоскл., распр., простое.)

  

  

t1674314263ac.gif

3

3 Морфологический разбор

имени существительного.

 

Часть речи.

Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

Собственное или нарицательное.

Одушевлённое или неодушевлённое.

Род.

Склонение.

Падеж.

Число.

Роль в предложении.

Образец разбора:


     I.  На бумаге – сущ.( на чём?)

II. н.ф. – бумага ( что?); нариц., неодуш.,

ж. р., 1 скл., в П. п., в  ед. ч.

III. Написать ( на чём?) на бумаге




 






t1674314263ac.gif

3 3


3 Морфологический разбор

имени прилагательного.

 

Часть речи.

Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

Число.

Род (только в ед. ч.)

Падеж.

Роль в предложении.



Образец разбора:

I. На алой ( зорьке) – прил. ( на какой?)

II. н.ф. – алый ( какой?); в ед. ч., ж. р., в П. п.

III. На зорьке (какой?) алой.

 









t1674314263ac.gif

3

3 Морфологический разбор

местоимения.

 

Часть речи.

Начальная форма.

Лицо.

Число.

Род (только в ед. ч.)

Падеж.

Роль в предложении.



Образец разбора:

I. За ней – мест. (за кем?)

II. н. ф. – она (кто?); 3 л., в ед. ч., ж. р., в Т. п.

III. Бежать ( за кем?) за ней .

 










t1674314263ac.gif

3

3 Морфологический разбор

глагола.

Часть речи.

Начальная форма (неопределённая форма).

Спряжение (по неопред. форме).

Время.

Лицо (наст. вр. и буд. вр.)

Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)

Число.

Роль в предложении.

Образец разбора:

 

Летят – глагол ( что делают?)

н. ф.- лететь (что делать?); 2 спр., наст. вр.,

3 л., во мн. ч.

Птицы (что делают?) летят.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.