Справочный материал по русскому языку для учащихся 1–4 классов
1 Фонетический разбор слова
(Звуко-буквенный анализ слова)
План разбора:
1.Запиши слово.
2.Сосчитай и запиши: сколько слогов в данном слове.
3.Обозначь ударение.
4.В столбик выпиши все буквы этого слова.
5.В квадратных скобках справа запиши транскрипцию звука.
6.Охарактеризуй каждый звук:
а) гласные: ударный или безударный;
б) согласный: звонкий или глухой ;
твёрдый или мягкий ;
парный или непарный;
7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.
Образец разбора:
Пенал - 2 слога
п - [п'] - согл., глух., мягк., парн. (п/б)
е - [и] - гл.,безуд.
н - [н] - согл., звонк., тв., непарн.
а - [а] - гл., уд.
л - [л] - согл., звонк., тв., непарн.
5 б., 5зв.
2 Разбор слова по составу.
1.Найди в слове окончание: измени слово по числам,
по падежам или по лицам.
2. Выдели основу: слово без окончания.
3. Найди корень: подбери однокоренные слова,
выдели общую часть.
4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова
с приставками и без приставок.
5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для
образования новых слов.
4 Разбор предложения.
Определи предложение по цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное.
Определи предложение по интонации:
восклицательное, невосклицательное.
Определи предложение по наличию второстепенных
членов: распространённое или нераспространённое.
Определи предложение по количеству грамматических
основ: простое или сложное.
5. Подчеркни главные члены предложения:
подлежащее и сказуемое.
6.Подчеркни второстепенные члены предложения:
дополнения, определения,
Укажи части речи:
сущ., прил., гл., мест., предлог, союз.
Образец разбора:
В тени росли душистые ландыши. (Повеств.,
невоскл., распр., простое.)
3
3 Морфологический разбор
Часть речи.
Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
Собственное или нарицательное.
Одушевлённое или неодушевлённое.
Род.
Склонение.
Падеж.
Число.
Роль в предложении.
Образец разбора:
I. На бумаге – сущ.( на чём?)
II. н.ф. – бумага ( что?); нариц., неодуш.,
ж. р., 1 скл., в П. п., в ед. ч.
III. Написать ( на чём?) на бумаге
3 3
3 Морфологический разбор
имени прилагательного.
Часть речи.
Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)
Число.
Род (только в ед. ч.)
Падеж.
Роль в предложении.
Образец разбора:
I. На алой ( зорьке) – прил. ( на какой?)
II. н.ф. – алый ( какой?); в ед. ч., ж. р., в П. п.
III. На зорьке (какой?) алой.
3
3 Морфологический разборместоимения.
Часть речи.
Начальная форма.
Лицо.
Число.
Род (только в ед. ч.)
Падеж.
Роль в предложении.
Образец разбора:
I. За ней – мест. (за кем?)
II. н. ф. – она (кто?); 3 л., в ед. ч., ж. р., в Т. п.
III. Бежать ( за кем?) за ней .
3
3 Морфологический разборглагола.
Часть речи.
Начальная форма (неопределённая форма).
Спряжение (по неопред. форме).
Время.
Лицо (наст. вр. и буд. вр.)
Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)
Число.
Роль в предложении.
Образец разбора:
Летят – глагол ( что делают?)
н. ф.- лететь (что делать?); 2 спр., наст. вр.,
3 л., во мн. ч.
Птицы (что делают?) летят.