Справочный материал для учащихся 7–9 классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)
Шпаргалки- подсказки для ОГЭ по русскому языку (9 класс)
6 |
7 |
8, 11 |
9 |
10 |
12, 13, 14 |
|
СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. Например: голый — нагой; доказательство — аргумент; душистый — благовонный есть — вкушать, жрать; жаловаться — сетовать; заботиться — радеть; кудрявый — курчавый; лгать — врать; |
1. СОГЛАСОВАНИЕ веселый человек хрустальная ваза При преобразовании согласования в управление прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ). Управление –в примыкание Пел с радостью- Пел радостно |
Что такое «грамматическая основа предложения»? Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них. 1)Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? О ком , о чём идёт речь?(сущ, мест, числит…) (ПР.: Язык растёт вместе с культурой. Все были наконец-то в сборе. К ним стали подходить знакомые. Каждый из вас получит задание.) 2) Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие. !!!Глаголы-связки! Быть, стать, становиться, казаться, считаться, являться, называться, служить, слыть (ПР.: Дед был кроткий синеглазый старик. Он был высокого роста. Тётушка могла быть справедливой.) 3. Односоставные!!!1.Иду. Пишем. (Я,мы,ты,вы)2.Писали.(Они) 3.Безличные :А)Тихо. Смеркается. Нездоровится (Состояние. Средний род)Б) Н.Ф. Что делать? Выучить. Принести. В) НЕТ!!! ( Нет у меня тетради)Г) НЕЛЬЗЯ, МОЖНО,НУЖНО +гл. Н.Ф. (Надо подумать над этим вопросом) |
Обособленный – выделяющийся по смыслу и интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (запятые, тире) Приложение – это определение, выраженное именем существительным: кто именно такой?(Я узнал нашего соседа, хирурга. ) Определение – причастный оборот ? Что делающий? ) (Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.) Обстоятельство – деепричастие или оборот ( как? Что делая?) (Встав, он быстро направился к выходу, размахивая руками). |
Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. (К счастью, никто меня не заметил), Пр.: уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно…(СМ. В отд табличке) |
Сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…; подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.; бессоюзная связь: части сложного предложениясвязаны без союзов, по смыслу. Знаки препинания , ; : - В 8 (типы связи) ищи 2 подчинительных союза!. (Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу). |
Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы. (А. Пушкин)
Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении.
Раздирает Рот зевота
шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)
Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего
Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)
Контекстуальные синонимы и антонимы - слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.
Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.
Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.
Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)
Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)
Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.
Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)
Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Боролася заря с последними
звездами (В. Соловьев)
Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.
Мне нынче труден мой урок.
Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)
Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)
Эпитет – художественное, образное определение. А ночью слушать буду я
Не яркий голос соловья… (А. Пушкин)
4 Задание Правописание приставок
3. Приставки, правописание которых зависит от значения (приставки пре-при)
Запомнить слова!
5. Правописание н и НН в словах (прилагательных, существительных, наречиях, причастиях)
Правописание Н и НН в причастиях
6. Замена слова стилистически нейтральным синонимом
СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
голый — нагой;
доказательство — аргумент;
душистый — благовонный
есть — вкушать, жрать;
жаловаться — сетовать;
заботиться — радеть;
кудрявый — курчавый;
лгать — врать;
Стилистически окрашенные слова
Архаизм – устаревшее слово или оборот речи. Отверзлись вещие зеницы
Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.
Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.
Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воров).
Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением нового понятия
Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение (бедняжка, негодяй).
7. Замена словосочетания, построенного по одному типу, другим словосочетанием.
1. ЗАМЕНИТЬ СОГЛАСОВАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. клетчатый шарф – шарф в клетку
5. приморский парк - парк при море
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол - стол учителя
5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели - ели с острым верхом
2. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору - горная тропинка
4.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё
5.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень
3. ЗАМЕНИТЬ ПРИМЫКАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
4. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука - беззвучно плакал
9. поступил без жалости - безжалостно поступил
8 , 11 Грамматическая основа предложения
9. Обособление приложений, определений, обстоятельств.
Обособление согласованных определений
Обособление несогласованных определений
Согласованное приложение
10. Грамматически не связанные конструкции
12.13.14 Синтаксис сложного предложения
Сложносочиненное предложение- это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
С С П с несколькими придаточными
Сафонова Елена Валерьевна