Справочный материал для учащихся 7–9 классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)

2
1
Материал опубликован 2 March 2018 в группе
Таблица «Трудные случаи орфографии»


 


 


 


 

Шпаргалки- подсказки для ОГЭ по русскому языку (9 класс)

3 Художественные средства

4 Приставки

5 Суффиксы

 

1)Метафора - скрытое сравнение (улыбка сияла на лице)

2)Эпитет – прилагат.! (прекрасный, очаровательный, чуткий)

3)Олицетворение – глагол! (солнце улыбается, дождик плачет)

4)сравнение – есть союзы словно, точно, будто, как!

5)фразеологизм – устойчивое сочетание (рука об руку, бежал сломя голову)

1) В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от последующей согласной: 
перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», 
перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».

без-, бес-

воз-, вос-

вз-, вс-

из-, ис-

низ-, нис-

раз-, рас-

роз-, рос-

черес-, чрез-

! Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  (о-, вы-, про-, над-, в-, об-, про-, пра-, на-…)

2) Приставка ПРИ- пишется в следующих значениях:

1. приближения (примчался)

2. присоединения (пришил)

3. близости (пришкольный)

4. неполного действия (прикусил)

Приставка ПРЕ- пишется в следующих значениях:

1. = очень (премудрый)

2. = ПЕРЕ- (преступник)

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы

Н

НН

1)АН, ЯН, ИН кожАНый,

гусИНый серебрЯНый,

2) В прилагательных, не

образованных от существительных:

юный, румяный, свиНой и т. д.

3) В исключении: ветреНый

1)ОНН, ЕНН революциОННый,

промышлЕННый

2) с основой на Н:  

стариННый, пустыННый

3) в искл: стеклянный, оловянный, деревянный

ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам:

Н

НН

1.В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида маслеНые блины, жареНый картофель

2.Во всех кратких причастиях блины ПРОжареНы, картофель ПЕРЕжареН

3 исключение ранеНый партизан, коваНый, жеваНый

1.)в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжареННый картофель, ПРОмаслеННые блины

2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА мариноваННые грибы, корчеваННый лес.

3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле

4) в причастиях  СОВЕРШЕ-ГО вида решеННая задача


 


 


 


 


 

6

7

8, 11

9

10

12, 13, 14

 

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

кудрявый — курчавый; 

лгать — врать; 

1. СОГЛАСОВАНИЕ веселый человек хрустальная ваза
2. УПРАВЛЕНИЕ ваза их хрусталя читал с увлечением
3. ПРИМЫКАНИЕ читал увлеченно

При преобразовании согласования в управление прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ). Управление –в примыкание Пел с радостью- Пел радостно

Что такое «грамматическая основа предложения»?

Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

1)Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? О ком , о чём идёт речь?(сущ, мест, числит…)

(ПР.: Язык растёт вместе с культурой. Все были наконец-то в сборе. К ним стали подходить знакомые. Каждый из вас получит задание.)

2) Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.

!!!Глаголы-связки! Быть, стать, становиться, казаться, считаться, являться, называться, служить, слыть

(ПР.: Дед был кроткий синеглазый старик. Он был высокого роста. Тётушка могла быть справедливой.)

3. Односоставные!!!1.Иду. Пишем. (Я,мы,ты,вы)2.Писали.(Они)

3.Безличные :А)Тихо. Смеркается. Нездоровится (Состояние. Средний род)Б) Н.Ф. Что делать? Выучить. Принести.

В) НЕТ!!! ( Нет у меня тетради)Г) НЕЛЬЗЯ, МОЖНО,НУЖНО +гл. Н.Ф.

(Надо подумать над этим вопросом)

Обособленный – выделяющийся по смыслу и интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (запятые, тире)

Приложение – это определение, выраженное именем существительным: кто именно такой?(Я узнал нашего соседа, хирурга. )

Определение – причастный оборот ? Что делающий? ) (Смола, стекавшая по сосновым стволам,

превратилась в янтарный камень.)

Обстоятельство – деепричастие или оборот ( как? Что делая?) (Встав, он быстро направился к выходу, размахивая руками).

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

(К счастью, никто меня не заметил),

Пр.: уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно…(СМ. В отд табличке)

Сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

бессоюзная связь: части сложного предложениясвязаны без союзов, по смыслу. Знаки препинания , ; : -

В 8 (типы связи) ищи 2 подчинительных союза!.

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу).

3 Задание Словарь средств выразительности

Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы. (А. Пушкин)

Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении.

Раздирает Рот зевота

шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего

Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)

Контекстуальные синонимы и антонимы - слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Метафора скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)

Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.

Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Боролася заря с последними

звездами (В. Соловьев)

Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынче труден мой урок.

Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)

Сравнение форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)

Эпитет – художественное, образное определение. А ночью слушать буду я

Не яркий голос соловья… (А. Пушкин)


 


 

4 Задание Правописание приставок

3. Приставки, правописание которых зависит от значения (приставки пре-при)


 


 


 

Запомнить слова!

5. Правописание н и НН в словах (прилагательных, существительных, наречиях, причастиях)

Правописание Н и НН в причастиях

6. Замена слова стилистически нейтральным синонимом


 

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

кудрявый — курчавый; 

лгать — врать; 

Стилистически окрашенные слова

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи. Отверзлись вещие зеницы

Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.

Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.

Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воров).

Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением нового понятия

Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение (бедняжка, негодяй).


 

 


 


 

7. Замена словосочетания, построенного по одному типу, другим словосочетанием.

1. ЗАМЕНИТЬ СОГЛАСОВАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. клетчатый шарф – шарф в клетку
5. приморский парк - парк при море
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол - стол учителя
5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели - ели с острым верхом
2. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору - горная тропинка
4.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё
5.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень
3. ЗАМЕНИТЬ ПРИМЫКАНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
4. ЗАМЕНИТЬ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука - беззвучно плакал
9. поступил без жалости - безжалостно поступил

8 , 11 Грамматическая основа предложения

 

9. Обособление приложений, определений, обстоятельств.

Обособление согласованных определений


 

Обособление несогласованных определений

Согласованное приложение


 


 

10. Грамматически не связанные конструкции

12.13.14 Синтаксис сложного предложения

Сложносочиненное предложение- это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;


 


 

С С П с несколькими придаточными

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Превосходный материал, но это же не урок! может, Вы случайно не то загрузили? Эту проблему можно решить с помощью модераторов.

30 March 2018