Статья «Справочно-правовая система Консультант Плюс — правовая поддержка будущего юриста»
За последние годы справочно-правовые системы динамично вошли в деловую сферу. Хотя большинство официальных документов (законы, указы, постановления и другое) должны быть опубликованы в официальных источниках, а многие документы можно найти в Интернете, но систематизированный поиск в гигантских базах данных и одновременно достоверность приведенной информации обеспечивают только СПС. Компьютерная СПС - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом. При этом СПС неотделима от сервисных услуг компании разработчика. Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов. Постоянными потребителями правовой информации являются и государственные структуры, и бизнес, и отдельные категории граждан, например преподаватели и студенты. Причем всем им нужна полная, актуальная и достоверная информация о действующем законодательстве, правилах его применения и готовящихся поправках. Стремясь привлечь как можно больше пользователей, фирмы, специализирующиеся на справочно-правовых системах, внедряют все новые продукты и совершенствуют уже имеющиеся, а чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов.
В нашем колледже применяются справочно-правовые системы «КонсультантПлюс». Обучение студентов очного отделения по специальности «Право и организация социального обеспечения» по работе со справочно-правовой системой проводится на дисциплине «ИКТ в профессиональной деятельности». Основной задачей раздела дисциплины является обучение студентов рациональным приемам и технологиям работы со справочными правовыми системами. Необходимо, чтобы студенты знали все возможности конкретной СПС и могли с лёгкостью использовать их для поиска материалов для курсовых и дипломных работ, в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Так, студенты знакомятся с разнообразными видами поиска, выборкой документов и информации по основным разделам, с обзорами правовой информации и новостями законодательства; анализируют и систематизируют найденные документы, сохраняют результаты работы и др. На практических занятиях студенты сначала под руководством преподавателя рассматривают правила составления запросов, синтаксис составления команд, после этого они выполняют простые задания по поиску документов, а затем задания нарастающей сложности. В конце каждого занятия студентам предлагается выполнить несколько самостоятельных заданий по изученной теме. Итогом всего курса является дифференцируемая работа, состоящая из проектных задач, которые необходимо разрешить, используя свои знания правовых дисциплин и СПС. На тренингах студенты отмечают положительные стороны СПС «КонсультантПлюс», такие как, оперативность поступления новой информации, поисковые и сервисные возможности, полнота информации, возможности используемой технологии по передаче информации и её актуализации у пользователя, обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях; техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и т.п.; наличие учебных пособий, возможность обучения работе с СПС; качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС) и др. Преподаватели информатики успешно сотрудничают с юридической коллегией «Кватра» и дают совместные комбинированные занятия.
Студенты, будущие специалисты, владеющие навыками работы с СПС, конкурентно успешны на рынке труда и обладают информационными и организационными компетентностями.