Статья «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование читательского интереса у детей старшего
дошкольного возраста
О важнейшей роли книги в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Общение дошкольника с книгой – это процесс начала становления личности Книга должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что «ранние инъекции» интереса к книге совершенно необходимы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое слушание литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Воспринимая чтение художественного произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Недооценивая возможности детей, взрослые недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются современными психологическими и педагогическими исследованиями.
В современных условиях социокультурной ситуации, информатизации общества, ситуация в области детского чтения значительно изменяется. Возрастающая роль медиа среды в жизни юного поколения изменила отношение к чтению. Сегодня чтение детей – это не только печатные издания: книги, журналы, газеты, но и экраны компьютеров.
Снижается интерес к художественной литературе, что является причиной недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека, гиперактивной его практичности, эмоционально-эстетической инфантильности. Да и качество восприятия литературных произведений детьми изменилось и, как следствие, упала культура общения, падает грамотность.
Исследователи отмечают, что книга «не уходит», она преимущественно остается в качестве источника информации. Удовольствие же дети в большей мере получают от компьютерных игр и телевидения. Однако компьютеризация и телевидение не способны заменить книгу в духовной жизни юного поколения. Это хорошо понимают специалисты, как в нашей стране, так и за рубежом, где уже широко разрабатываются программы в поддержку чтения.
Меры по поддержке детского чтения предприняты и в нашей стране. Сотрудники РГДБ на основе материалов исследования подготовили предложения к национальной программе чтения. В этом документе совершенно правильно отмечена недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны. Действительно, в последние годы проводились лишь отдельные локальные исследования, которые не дают целостную картину чтения юным поколением. Некоторые исследователи склонны утверждать, что Россия уже не является самой читающей страной в мире. Однако никто такого сравнительного исследования не проводил.
В Концепции национальной программы «Чтение», принятой в 2011 г. Всероссийским конгрессом в поддержку чтения, заявлено, что проблемы чтения в новом тысячелетии встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности.
Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать детям ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни. В связи с этим исследования, посвященные изучению проблем детского чтения, представляются своевременными, теоретически и практически значимыми.
Такие исследования в нашей стране проводятся в течение многих десятилетий. Их авторы Ф.И. Сетин, Т.Д. Полозова, И.В. Иноземцев, В.А. Воронец, И.С. Чернявская, Н.Н. Орлова, Н.К. Мещерякова, Т.И. Михалева, Е.Ф. Рыбина и др. в своих исследованиях рассматривают проблемы воспитания интереса к книге с самых ранних лет. Анализируют воспитательные и образовательные возможности литературы разных видов и жанров.
Большая роль в решении данной проблемы учеными отводится семье. Современная педагогическая наука в последнее время уделяет повышенное внимание исследованию проблем семейного воспитания: Ю.П. Азаров, Ш.А. Амоношвили, И.С. Кон, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.И .Монахов, А.С. Спиваковская, З.А. Янкова и др. рассматривают различные аспекты возможности семьи в формировании личности. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, которые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим. Исторически сложилось, что главным носителем традиций является семья. «Любовная и счастливая семья есть живая школа – и творческого равновесия души и здорового органического консерватизма», - писал русский философ И.А. Ильин. В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье; для него семья - источник самых трепетных эмоциональных переживаний. Одним из источников таких переживаний, которые не только формируют личность ребенка, но и способствуют более тесному духовному общению между детьми и родителями, может и должно стать совместное, семейное чтение.
Исследования в области организации домашнего чтения долгое время в нашей стране практически не велись, и лишь в 90-е годы XX в. стали появляться работы по этой теме. Сегодня различные аспекты семейного чтения исследуются педагогами, психологами, методистами, социологами, библиотекарями.
Очевидно, что именно в семье, в теплой и уютной атмосфере дома, когда рядом самые дорогие люди и интересная книга, можно научиться «созерцать мир с любовью». Так почему же многие родители сознательно лишают себя и своего ребенка этих драгоценных минут общения друг с другом и с прекрасным? Никакие ссылки на занятость и нехватку времени неуместны, так как речь идет о развитии и воспитании, а в конечном итоге – о будущем собственного ребенка. Читательский интерес является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека.