Статья «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 3 April

Формирование читательского интереса у детей старшего

дошкольного возраста

О важнейшей роли книги в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Общение дошкольника с книгой – это процесс начала становления личности Книга должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что «ранние инъекции» интереса к книге совершенно необходимы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое слушание литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Воспринимая чтение художественного произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со свер­стниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и по­ступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела­ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами пове­дения.

Недооценивая возмож­ности детей, взрослые недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие чело­веческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщен­ные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступ­ны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтвержда­ются современными психологическими и педагогическими ис­следованиями.

В современных условиях социокультурной ситуации, информатизации общества, ситуация в области детского чтения значительно изменяется. Возрастающая роль медиа среды в жизни юного поколения изменила отношение к чтению. Сегодня чтение детей – это не только печатные издания: книги, журналы, газеты, но и экраны компьютеров.

Снижается интерес к художественной литературе, что является причиной недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека, гиперактивной его практичности, эмоционально-эстетической инфантильности. Да и качество восприятия литературных произведений детьми изменилось и, как следствие, упала культура общения, падает грамотность.

Исследователи отмечают, что книга «не уходит», она преимущественно остается в качестве источника информации. Удовольствие же дети в большей мере получают от компьютерных игр и телевидения. Однако компьютеризация и телевидение не способны заменить книгу в духовной жизни юного поколения. Это хорошо понимают специалисты, как в нашей стране, так и за рубежом, где уже широко разрабатываются программы в поддержку чтения.

Меры по поддержке детского чтения предприняты и в нашей стране. Сотрудники РГДБ на основе материалов исследования подготовили предложения к национальной программе чтения. В этом документе совершенно правильно отмечена недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны. Действительно, в последние годы проводились лишь отдельные локальные исследования, которые не дают целостную картину чтения юным поколением. Некоторые исследователи склонны утверждать, что Россия уже не является самой читающей страной в мире. Однако никто такого сравнительного исследования не проводил.

В Концепции национальной программы «Чтение», принятой в 2011 г. Всероссийским конгрессом в поддержку чтения, заявлено, что проблемы чтения в новом тысячелетии встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности.

Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать детям ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни. В связи с этим исследования, посвященные изучению проблем детского чтения, представляются своевременными, теоретически и практически значимыми.

Такие исследования в нашей стране проводятся в течение многих десятилетий. Их авторы Ф.И. Сетин, Т.Д. Полозова, И.В. Иноземцев, В.А. Воронец, И.С. Чернявская, Н.Н. Орлова, Н.К. Мещерякова, Т.И. Михалева, Е.Ф. Рыбина и др. в своих исследованиях рассматривают проблемы воспитания интереса к книге с самых ранних лет. Анализируют воспитательные и образовательные возможности литературы разных видов и жанров.

Большая роль в решении данной проблемы учеными отводится семье. Современная педагогическая наука в последнее время уделяет повышенное внимание исследованию проблем семейного воспитания: Ю.П. Азаров, Ш.А. Амоношвили, И.С. Кон, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.И .Монахов, А.С. Спиваковская, З.А. Янкова и др. рассматривают различные аспекты возможности семьи в формировании личности. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в форми­ровании личности.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, кото­рые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим. Истори­чески сложилось, что главным носителем традиций является семья. «Любовная и счастливая семья есть живая школа – и творческо­го равновесия души и здорового органического консерватизма», - писал русский философ И.А. Ильин. В детстве для ребенка нет ниче­го естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей се­мье; для него семья - источник самых трепетных эмоциональных пе­реживаний. Одним из источников таких переживаний, которые не только формируют личность ребенка, но и способствуют более тесно­му духовному общению между детьми и родителями, может и должно стать совместное, семейное чтение.

Исследования в области организации домашнего чтения долгое время в нашей стране практически не велись, и лишь в 90-е го­ды XX в. стали появляться работы по этой теме. Сегодня различные аспекты семейного чтения исследуются педагогами, психологами, методистами, социологами, библиотекарями.

Очевидно, что именно в семье, в теплой и уютной атмосфере до­ма, когда рядом самые дорогие люди и интересная книга, можно на­учиться «созерцать мир с любовью». Так почему же многие родители сознательно лишают себя и своего ребенка этих драгоценных минут общения друг с другом и с прекрасным? Никакие ссылки на заня­тость и нехватку времени неуместны, так как речь идет о развитии и воспитании, а в конечном итоге – о будущем собственного ребенка. Читательский интерес является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации