Статья на тему «П.А. Столыпин»

0
0
Материал опубликован 17 March

Министерство образования и науки Республики Татарстан

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Набережночелнинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

на тему:

«Пётр Аркадьевич Столыпин и его реформы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы П-201

Набиева Регина Ильнуровна

 

 

 

 

 

Набережные Челны, 2024

Столыпин Пётр Аркадьевич

Пётр Аркадьевич Столыпин – российский государственный деятель, реформатор, один из самых известных политиков времён правления императора Николая II. Решительный и красноречивый, кому-то Столыпин запомнился как жестокий вешатель и реакционер, для других он остался истинным патриотом и великим преобразователем.

Детство и юность

Будущий российский реформатор появился на свет 2 (14) апреля 1862 года в Саксонии, в Дрездене, где в это время гостила у родственников его мать. Отец мальчика генерал-майор Аркадий Дмитриевич Столыпин принадлежал к известному с начала XVI века дворянскому роду, мать Наталья Михайловна Горчакова происходила из князей Горчаковых, потомков Рюрика.

В детстве маленький Пётр с родителями, двумя братьями и сестрой постоянно кочевал по разным городам и даже странам: до семилетнего возраста он рос в имении Середниково под Москвой, затем, после выхода отца в отставку – в усадьбе Колноберже (ныне Калнаберже, Литва), некоторое время провёл в Швейцарии. В 1874 году семья Столыпиных перебралась в Вильно, где 12-летний Пётр начал учиться в гимназии.

Вскоре началась русско-турецкая война 1877–1878 гг. Отец семейства восстановился на службе и отправился в действующую армию. Следом за ним на территорию нынешней Болгарии выехала и семья. После окончания войны Столыпины поселились в Орле, куда вывели из Болгарии армейский корпус отца. Здесь в 1879 году Пётр поступил в 7-й класс мужской гимназии, которую окончил два года спустя. Высшее образование юноша получал в столице: на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета он выбрал своей специальностью агрономию. В 1885 году Пётр Столыпин блестяще окончил университет, получив необычайно высокий для выпускника чин коллежского секретаря, и начал стремительную карьеру на государственной службе.

Карьера Столыпина

Сначала Пётр Столыпин поступил в министерство государственных имуществ, а четыре года спустя, в 1889 году, перешёл в министерство внутренних дел и отправился в Ковно (ныне Каунас, Литва). Там на посту уездного, а затем губернского предводителя дворянства он провёл следующие 13 лет, одновременно возглавляя уездный суд мировых посредников – структуру, ответственную за урегулирование земельных споров между крестьянами и помещиками. Заботами Столыпина в уезде развивалось сельское хозяйство: внедрялись прогрессивные методы земледелия и новые урожайные сорта зерновых культур. Особое внимание он уделял просвещению крестьян.

В 1902 году карьера Столыпина сделала резкий скачок вверх: указом нового министра внутренних дел В.К. фон Плеве он был назначен губернатором в Гродно. На этой должности Пётр Аркадьевич служил два года, проявив себя не только как грамотный администратор, но и как преобразователь. Силами Столыпина проводились реформы в области сельского хозяйства (уничтожение чересполосицы земельных участков, мешавшей обработке земли и вызывавшей постоянные конфликты, внедрение новых технологий) и образования (велось обучение крестьян, открылись ремесленное училище, еврейское двухклассное народное училище и женское приходское училище).

В.К. фон Плеве остался доволен результатами работы Столыпина на посту гродненского губернатора. В 1904 году он предложил талантливому и перспективному чиновнику руководить Саратовской губернией. Для Столыпина это означало значительное повышение: Саратов входил в число наиболее крупных и богатых городов империи, являясь столицей обширного зажиточного края с развитой промышленностью и торговлей.

В Саратовской губернии Петра Аркадьевича застала русско-японской война и бурные события последовавшей за ней первой русской революции 1905 года. В крае, подвластном Столыпину, было особенно неспокойно. Крестьянский бунт, известный как «резня в Малиновке», унёс более 40 жизней, а приехавшего расследовать восстание генерал-адъютанта В.В. Сахарова застрелили прямо в доме губернатора.

Успокаивая захлестнувшие губернию революционные протесты, Пётр Аркадьевич проявил себя как человек жёсткий и неумолимый, преданный монархии и абсолютно бесстрашный. Столыпину помогали его удивительные ораторские способности: в дни, когда по стране катилась волна убийств чиновников, а на него самого уже четырежды покушались, Столыпин появлялся в толпе без охраны и держал речь, успокаивая бунтующий народ. За проявленное мужество Пётр Аркадьевич удостоился личной похвалы императора Николая II.

В апреле 1906 года Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел. В те годы эта должность не только давала огромные властные полномочия, но и слыла смертельно опасной: два предыдущих министра, Д.С. Сипягин и В.К. фон Плеве, были убиты террористами.

На посту министра внутренних дел Столыпин руководил практически всеми ключевыми для жизнедеятельности империи структурами: местными властями, полицией, пенитенциарной системой, заведовал обеспечением продовольствия, почтой, телеграфом, пожарной и медицинской службой и др. Его работа проходила на фоне жёсткого противостояния исполнительной и законодательной власти: созванная в результате послереволюционных реформ I государственная дума блокировала все инициативы правительства и препятствовала стабилизации обстановки в стране. Несмотря на блестящие речи, которые Столыпин произносил в думе, достичь с ней консенсуса не удалось ни ему, ни его соратникам. Спустя 72 дня император распустил думу, а Столыпина назначил председателем совета министров с сохранением поста министра внутренних дел.

Заняв пост председателя совета министров, Столыпин попытался привлечь к работе кабинета общественных деятелей, в том числе из партии кадетов, однако эта попытка не увенчалась успехом. Тогда Столыпин под сформулированным им же лозунгом «сначала успокоение, потом реформы» принялся выстраивать жёсткую бюрократическую систему, руководя которой, и проводил все свои преобразования.

Будучи председателем совета министров, Столыпин прославился не только делами, но и речами. Многие фразы, произнесённые им на заседаниях совета или перед думой, стали крылатыми. Так, знаменитое выступление перед депутатами II государственной думы в 1907 году Столыпин закончил словами: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Аграрная реформа

Революционная анархия и японско-русская война послужили рубежом в жизни Николая II. Начиная с 1905 г. все больше времени царь уделяет своей семье и не проводит шикарных приемов, ведя затворнический образ жизни.

Политикой занимается уже реформированный Совет министров, председателем которого является П.А. Столыпин (его назначили 21 (8) июля 1906 г.).

Выступая в Думе, он сказал, обращаясь к левым: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Раньше, когда еще Столыпин был министром внутренних дел, он с энтузиазмом взялся за наведение порядка в стране, ввел военно-полевые суды. По ним были приговорены к смертной казни 1102 человека в 1906 г. Также П.А. Столыпин проводил аграрную политику в России. Она посодействовала развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути, сохраняя помещичьи землевладения. 12 августа 1906 г. появился указ о передаче сельскохозяйственных удельных земель, кои являлись собственностью императорской семьи, Крестьянскому банку.

Через две недели был издан следующий указ – о порядке продажи казенных земель. А 19 сентября выходит указ о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае. Данные земли опять же являлись собственностью Николая II. Месяц спустя того же года последовал указ, в связи с которым Крестьянский банк мог выдавать ссуды под залог надельной земли крестьянам.

Тем самым, был создан национальный земельный фонд, позволивший развернуть обширную программу переселения землевладельцев в более пустующие районы из зон аграрного перенаселения. Так было переселено много народа на Восток из Европейской части России.

В октябре 1906 г. Новоиспеченный указ, который уравнял крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении военной и государственной службы, а так же поступления в учебные заведения. В связи с указом 9 ноября этого же года крестьянам разрешалось выходить из общины без ее разрешения, не уплачивая высоких платежей. Таким образом, государство перешло от поддержки общины к поддержке мелкого земельного собственника. Такая мера определенно вела к разорению наибольшей части крестьянства и обогащению наименьшей его части. Но так же она подводила к явлению полноценного субъекта рыночной экономики, которым становился лишь тот, кто был способен выдержать жестокую конкуренцию.

Главный смысл аграрной реформы сводился к созданию кулака (крепкого единоличного собственника) в деревне, а так же к расчистке пути для развития капитализма там. Каждому крестьянину можно было выйти из общины, как гласил указ от 9 ноября, а по закону 1910 г. выход стал обязательным. Действия данного указа распространялись на всех крестьян. Община не могла ни передвинуть надел земли, ни уменьшить его. Владелец земли имел право продать свой надел любому желающему. С точки зрения агротехники это не принесло пользы, но в то же время именно данные правила способствовали расколу общины накануне передела земли. Крестьянский банк скупал земли, в том числе и помещичьи, и разбивал их на некоторые участки. Далее банк продавал данные участки крестьянам. На землях банка стали появляться крепкие хозяйства фермеров. Вначале, до 1911 г., объем продаж быстро рос, но потом резко пошел на спад. В 1908 г. был достигнут рекордный показатель числа домохозяйств – более чем 50 тыс. но, к сожалению, к 1910 г. стало снижаться число выходов. Причиной являлось неохотный выход крестьян из их общин. Для того, что бы привлечь как можно больше крепких хозяев на свою сторону правительство решило разработать проект закона «О землеустройстве», царь подписал его в конце мая 1911 г. Образование хуторов и отрубов было выведено на первое место в этом законе, а не чересполосное укрепление, как предполагалось. Закон задумали по той причине, что бы владельцы хуторов и отрубов становились опорой самодержавия в деревне. Разнесенные наделы земли хозяина были соединены в едином месте, как и звучала его просьба. Это и получался отруб. Он превращался в хутор, при присоединении к нему площадей деревенской усадьбы. В результате данных мероприятий требовалось проведение немалых землеустроительных работ. И по этой причине реформа перешла в руки Главного управления землеустройства и земледелия из ведомства Министерства внутренних дел.

Реформа образования

Системная модернизация страны без приобщения населения к знаниям была невозможна. Именно поэтому, важнейшим направлением реформ П.А. Столыпина было расширение и развитие системы образования. Был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», в соответствии с которым предполагалось обеспечить элементарным образованием всех детей. Правительство разрабатывало меры, которые направлялись на образование единой системы педагогических учреждений. Такие масштабные планы в области народного просвещения требовали новых преподавателей. Для этого предполагалось сформировать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле правительство инициировало создание Учительского института. Государство выделяло много средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировались их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ финансирование начального образования увеличились почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб. Кроме того, предполагалось реформировать систему высшего образования. Правительство разработало новый Университетский устав, который предоставлял высшей школе широкую автономию. Устанавливались четкие правила работы студенческий объединений и организаций, способствовавшие сохранению здоровой академической обстановки в учебных заведениях. При этом развитие систем образования П.А. Столыпин не видел без накопления культурных богатств. В годы реформ правительство выделяло немало средств на исследования, научные экспедиции, академические издания, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. Правительство создавало благоприятную атмосферу для дальнейшего развития русской культуры и приобщения к ней большего числа населения России.

Реформа местного управления и самоуправления

Институты гражданского общества имеют свою силу только тогда, когда они могут принимать участие в процессе выработки решений государственного управления. Таким образом, важным признаком наличия гражданского общества являются развитые формы местного самоуправления. Разрабатывая эту реформу, П.А. Столыпин предполагал решить несколько стратегических задач, а именно: сохранить единство и неделимость страны; обеспечить права и свободы граждан; сформировать гражданское общество и правовое государство; создать средний класс и эффективную экономику; увеличить авторитет Великой России на внешней политической арене, и наладить четкую связь между центральными и местными исполнительными структурами и институтами, а также достичь единовременности их действий в реализации реформ. Реформа местного самоуправления должна была стать мобилизационным фактором дальнейшего динамичного развития России. Законопроекты предусматривали создание органов местного самоуправления на самом низовом уровне – в поселковом обществе и волости. Предполагалось, что самоуправляющиеся общество будет проявлять свою активность на всех уровнях, начиная от поселка и заканчивая государством. Низовое звено управления, по-другому поселковое управление возлагалось на земельные, волостные и поселковые общества, а также на сельские союзы. Поселковые общества состояли из лиц и учреждений, владеющих недвижимым имуществом, содержащих промышленные, торговые или ремесленные заведения в черте сельского населенного места. Должностные лица, входящие в поселковые общества не могли совмещать свою работу ни с какими другими общественными должностями. Второй ступенью местного управления являлось волостное управление, которое распространялось на сплошные волости (круга), которые образовывались из обществ, учреждений и частных лиц, находящихся вне городских поселений. В состав управления входили все лица и учреждения, владеющие в пределах волости недвижимым имуществом. Местное управление имело демократическую направленность и обеспечивало контроль над действиями должностных лиц. Столыпин П.А. выступал за ликвидацию сословных перегородок и сословных учреждений особого управления крестьян, тем самым создавал предпосылки к созданию гражданского общества. Он предполагал привлечь к процессу управления основную массу населения, приучая его к ответственности за принятие решений, от которых зависело благополучие земельных, поселковых и волостных обществ. Столыпин П.А. настаивал на ликвидации должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые представляли узко-сословные интересы. Предлагал заменить их правительственными чиновниками. Столыпин П.А. стремился сформировать эффективную систему местного управления, которой предстояло начать и стимулировать проведение реформ в регионах. Таким образом, создавалась единая и взаимосвязанная система управления, осуществляемая правительственными чиновниками-профессионалами.

Крестьянский банк

С размахом Банком производилась покупка земель с их последующей перепродажей крестьянам на льготных условиях. Банк увеличил и значительно удешевил кредит крестьянам, при этом банк платил больший процент по своим обязательствам, чем крестьяне платили ему. Разница в этом платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив 1457,5 млрд. в период с 1906 по 1917 год. Банк также воздействовал на формы землевладения: для крестьян, которые приобретали землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, теперь же к 1913 году около 80 % покупателей были единоличными крестьянами. К чему же привела столыпинская аграрная реформа, ведь именно она была последней ниточкой царизма в борьбе за существование. Смог ли П.А. Столыпин благополучно провести реформу? Чаще всего мы можем услышать однозначный ответ: «нет, не удалось. Результаты были слишком далеки от того, что ожидалось». Мы можем сказать, что столыпинской реформе просто не повезло. В результате реформирования аграрных отношений удалось обеспечить правом собственности на землю лишь часть крестьян, но все-таки сохранились враждебные отношения между помещиками и крестьянами. Лишь 10% крестьян отделилось от хутора, что довольно незначительно. С переселением крестьян в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток дело обстояло куда лучше, но так же не обошлось без проблем. Переселенцы предпочитали жить в уже обжитых местах, например, Западная Сибирь и Урал, их не очень устраивало заниматься освоением лесных зон, где не ступала нога человека. В период с 1907 по 1914 гг. 3,5 млн. человек отправились в Сибирь и из них около 1 млн. вернулись обратно, в европейскую часть России, но с безвозвратными убытками, не было ни денег, ни надежд, ни хозяйства, проданного до отъезда. Реформа «Крестьянский банк» тоже не оправдала надежд. Несмотря на то, что банком было приобретено достаточное количество десятин земли для продажи крестьянам, все равно число заемщиков начало понижаться из-за подорванного доверия к банку. Но все же были и положительные результаты реформ П. А. Столыпина. Один из них – возрастание закупок сельхозтехники (в 2-3 раза) в период с 1905 по 1913 гг. А так же увеличение экспорта зерна. И все-таки главную задачу – преобразование России в фермерскую страну – разрешить не удалось. В заключение хотелось бы сказать, России требовались политические и экономические реформы, которые смогли бы модернизировать страну. И человеком, начавшим разрабатывать их, стал П.А. Столыпин.

 

Интересные факты

Столыпин был троюродным братом Лермонтова, хоть и родился через 21 год после смерти поэта

На Столыпина было организовано покушений больше чем на любого другого российского политика. Их количество у исследователей разнится, но явно превышало десяток.

В университете Столыпину преподавал химию сам Менделеев. Представьте, этот величайший химик поставил оценку «отлично». Вот это пятёрка так пятёрка.

На постах министра внутренних дел и председателя совета министров Столыпин заменил людей с фамилиями Дурново и Горемыкин. Острословы шутили, что это как нельзя лучше указывало на положение дел.

Против Столыпинский реформ, в частности военно-полевых судов, которые были признаны необходимой жесткой мерой для наведения порядка в стране, активно выступили Лев Толстой, Блок, Репин и многие другие именитые современники.

Столыпин был последовательным противником особых привилегий в национальных окраинах, например, Финляндии. Он считал, что в стране должны действовать единые законы для всех регионов.

Столыпин затеял заведомо сложную и непопулярную, но необходимую реформу - перестроить аграрный сектор. Он хотел наконец-то, спустя полвека после отмены крепостного права перезапустить сельское хозяйство, использовать большую территорию незаселенных земель, перейти на полноценные рыночные отношения с селом.

Осведомитель Киевского охранного отделения Дмитрий Богров получил от начальника охранки пропуск в оперный театр, где присутствовали и император, и члены правительства. Он и убил Столыпина. Следствие длилось удивительно быстро. Убийцу повесили менее чем через две недели

Женой Столыпина была правнучка Суворова

В 2008 проводился большой опрос "Имя России". За Петра Столыпина агитировал Никита Михалков. Столыпин лидировал, но в итоге уступил первые места Невскому и Суворову.

Столыпин в личной беседе с Распутиным убедил того покинуть Петербург. После гибели политика Григорий Ефимович вновь вернулся. История сложилась так как сложилась, хотя были множественные варианты.


 

 

Список литературы:

1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

2. Верт Н. История советского государства. – М.: «ИПА», 1995.

3. Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. – М., 1990.

4. Казарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. – М., 1991.

5. Общественно-политический журнал «Историк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.historicus.ru.

6. Фонд изучения наследия П.А. Столыпина [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://www.stolypin.ru/news-publikacii/stolypinskaya-reformamestnogo.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации