Сценарий экскурсии в мини-музей «Бабы Яги»
Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент!
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я – дитя природы,
Пусть дурное, но – дитя!
Л.Филатов
В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающегося об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем обучающийся мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися актуальна и востребована.
Многие дети любят чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые, поучительные. В одной из таких сказок мы и побывали в прошлом году («Лесной уголок», Ивановская область). Повстречались мы и с Лешим, и с Кощеем, и с Кикиморой. Но больше всего заинтересовала нас персонаж Баба Яга! Почему? Встретила она нас радушно, угостила чаем с бубликами. А ребята думали, что этот персонаж злой, хитрый. В разных сказках её образ очень разносторонний. Она предстает перед нами и злой ведьмой, и хитрой колдуньей, и мудрой советчицей, и доброй помощницей. После экскурсии я предложила посмотреть мультфильм «Летучий корабль». К удивлению, мы обнаружили , что Баба-яга не одна, а их, оказывается много! Между детьми возникла дискуссия, может такое быть или нет. Сразу возникли вопросы :
Почему в мультфильме они все одинаковые?
Бывают ли другие Бабки Ежки?
Для чего в сказках нужна Баба Яга?
Какой этот персонаж :злой или добрый?
Для решения данных вопросов было решено принести в школу имеющиеся игрушки, изображающие Бабок Ежек. Сначала у нас получилась небольшая коллекция, но она постоянно пополнялась детьми, родителями, гостями детского сада. Со временем из маленькой коллекции она превратилась в большую и нами было решено создать музей Бабок Ёжек у нас в школе – мини-музей, чтоб всем показать и рассказать, каким бывает этот сказочный герой.
Возникли вопросы: Что такое музей? Кто такой экскурсовод? Можно ли проводить экскурсии в нашем музее? Для кого можно проводить экскурсии?
ЦЕЛЬ:
Формирование у школьников представлений о музее.
Формирование у воспитанников первоначального представления о профессии «Экскурсовод» через «погружение» в реальные практические ситуации.
Расширение знаний о сказочной героине.
Задачи:
1. сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии экскурсовода;
2) познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
3) сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества.
4). проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
5. обогащать представления детей о русских народных играх, традициях, фольклоре.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции бабок-ежек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижних полках, поэтому всегда доступны для детей.
Экспонаты в нашем музее располагаются по разделам (Приложение 1)
1. «Юный художник»
-раскраски с изображением героя
-трафареты и шаблоны
-рисунки детей с изображением героя
2. Настольные игры
-пазлы по сказкам
-лото
-загадки о Бабе Яге
-лабиринты
3. «Вот какая я- Бабушка Яга!»»
-куклы
-костюмы Бабы Яги
-просмотр сказок
4. «Видеотека и фонотека»
- видеотека с мультфильмами и фильмами с участием Бабы Яги
-фонотека с песнями про Бабу Ягу
Несомненно, наша работа строится на тесном взаимодействии с родителями:
1. Чтение дома литературных произведений о Бабе Яге
2. Подбор и приобретение экспонатов
3. Изготовление игрушек Бабы Яги своими руками
4. Заучивание песен и потешек о Бабе Яге
5. Просмотр мультфильмов с участием героя
Образовательная деятельность включает:
1. Беседа о музеях
2. Коллективная работа «Бабки Ежки»
3. Беседа «Появление на свет Бабы Яги в русской культуре»
4. Создание выставки
5. Сочиняем загадки о сказочном герое
6. Чтение сказок , пересказ
7. Народные игры
8. Раскрашивание раскрасок
9. Просмотр фильмов и мультфильмов
10. Лепка
11. Рисование сказочного героя
12. Проведение мастер-классов
13. Проведение экскурсий в мини-музей (для групп детского сада и для уч-ся 1-2 классов).
https://vk.com/video515645279_456240424
Сценарий экскурсии в мини-музей «Бабы Яги»
Четвероклассник №1: Дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Но мы же с вами воспитанные люди, поэтому при встрече надо….. поздороваться.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» Солнцу и птицам!
«Доброе утро!» Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро продлится до вечера».
Вы сегодня пришли не в обычный музей, а волшебный. Он называется «Музей Бабок Ёжек». А раз он волшебный, то и поздороваться мы должны необычно.
ИГРА «ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (ладошками, глазками, улыбкой, бочком….)
Раздаётся торжественный звук.
Четвероклассник №2: Слышите необычный звук. Он означает, что тем, кто находится в этой комнате, понравилось, как вы поздоровались, и теперь вы приглашены в музей Бабок Ёжек.
Голос: Ой, подождите-ка меня! Оказывается, мне с вами по пути!
Четвероклассник №3: Вот и чудеса начались! Пойду, посмотрю, кто же это? Ребята, вы узнали его?
Дети: Это Кузя - домовёнок.
Четвероклассник №1: Что случилось, Кузенька? Как ты здесь оказался?
Кузя: Да вот заблудился я. Баба Яга послала меня к своей сестре за маслицем, а я адрес забыл. Искал, искал и сюда к вам попал. Слышал, у вас музей, где подружки Бабы Яги живут, может сыщу там сестрицу.
Четвероклассник №2: Ну что, ребята? Возьмём его с собой?
Дети: Возьмём!
Четвероклассник №3: Ребята, вы знаете, что такое музей?
Ответы детей.
Четвероклассник №3: Музей – это место или специальная комната, или даже целый дом, где собраны разные предметы: книги, картины, игрушки, мебель… Можно придти и посмотреть: какие книги были в старину, какие сейчас книги; в какие игрушки играли дети в далёкие времена и как сейчас интересно играть…. Поэтому и музеи бывают разные, в зависимости от того, что они хотят нам рассказать. Предметы и вещи в музее называются экспонатами. Их изучают, собирают и бережно хранят, потому что среди них есть очень редкие, уникальные предметы.
Человека, который проводит экскурсии и знакомит с экспонатами называют экскурсоводом.
Сегодня я буду вашим экскурсоводом. В музее особые правила.
Кузя: Ох, устал слушать. Да и ножки затекли. Надо их немного поразмять, побегать.
Четвероклассник №1: Что ты, Кузя! Баба Яга увидит такое непослушание в своё волшебное блюдечко и может наказать.
Кузя: Тогда скорее расскажите, как надо вести себя в музее, а то я и сестру-то не найду. И ребята со мной послушают.
Четвероклассник №2: Слушайте и запоминайте. Ведут себя в музее тихо и спокойно, внимательно слушают экскурсовода.
( в стихах) Вы пришли в музей и вот
Встретил вас экскурсовод.
Он здесь – главный, помни это
И прислушайся к совету.
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
А дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
А смотри на некоторые глазами.
Постарайся больше узнать,
Чтоб другим про музей рассказать.
И сейчас я Вас приглашаю в сказку. В наш интерактивный мини-музей.
Усаживайтесь поудобнее и смотрите.
Танец Бабок-ежек (девочки 3 А класса).
№11.Гости! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей Бабою Ягой.
№2. Жду сегодня в гости всех.
Тех, кто любит звонкий смех.
Буду ждать вас на опушке,
Там, где квакают лягушки.
Приходите все, друзья!
До встречи. Баба Яга.
Четвероклассник №3 :Увидели, сколько там Бабок Ёжек? Правильно, не одна, а много и все они одинаковые. Вот и задумались ребята: может ли быть такое? Бывают ли другие Бабки Ёжки? И в подтверждение этого начали приносить разных Бабок Ёжек. Сначала это была коллекция, но она постоянно пополнялась детьми, родителями, гостями детского сада. Со временем из маленькой коллекции она превратилась в большую и было решено создать музей Бабок Ёжек у нас в школе – мини-музей, чтоб всем показать и рассказать, каким бывает этот сказочный герой.
Звучит волшебная музыка и дверь открывается.
На деревянном пеньке стоит котелок. Яга варит зелье добавляя листья, сушеную траву, шишки, крупу. Замечает детей и внимательно смотрят за происходящим.
Баба-яга (уча-ся 3 А класса)
- Что-то русским духом запахло!
- Гости ко мне пришли?
- Я, сказочная героиня– Баба Яга.
-Я хочу вас научить меня не бояться, так как я бываю разная – не только злая, но и добрая.
-Что вы знаете про меня, про Бабу Ягу? Я вам сейчас расскажу.
Баба-Яга – старая бабка, которая живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Моей родиной считается село Кукобой Ярославской области, там же и моя резиденция. Я умею колдовать, летать в ступе. У меня есть помело, то есть метла, которой я могу заметать следы. У Бабы-Яги есть помощники : они на вид зловещие и страшные, но умные и мудрые. Это черный кот, ворона, змея, жаба и сова.
А что я, Баба-Яга, делаю в лесу? Я охраняю вход в тридесятое царство, которое находится между небом и землей в дремучем, непроходимом лесу, где не ступала нога человека. Живу я одна и храню разные тайны и волшебные вещи. А еще я полная хозяйка леса. У меня много трав, отваров, настоек, которыми я лечу больных зверюшек.
Баба-яга : А кто знает, сколько мне лет?
А я и сама не знаю, сколько мне лет. Думаю что 300 лет, но на самом деле, наверное, намного больше.
Живу я от вас далеко, одна и люди часто обо мне забывают. Тогда я начинаю обижаться и пакостить. Ребята, вы знаете такие случаи?
Дети: Например, Баба-Яга может под Новый год огоньки на елке заколдовать, чтобы они не зажигались или подарки детские так спрятать, что никто найти не может.
Четвероклассник №1: А теперь давайте порадуем Бабу-Ягу и немного потрудимся.
Баба-яга: Я хочу вас научить делать «Сонульки», это мешочки, наполненные разными душистыми травами. Я поколдую, поворожу....И потом мешочек можно положить возле подушки и когда вы уснете, будете видеть сказочные сны. Возьмите, пожалуйста мешочки.( мята, ромашка, корица).
Баба-яга : - Положите щепотку различных трав в мешочек. Ощутите их аромат. Завяжите мешочек лентой и кладите мне в котелок! Колдовать буду!!! Ворожить!!!
Гости сложили мешочки в котелок. Баба-яга начинает колдовать!!
-Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики. Все!!! Раздает мешочки гостям!!
Мешочки раздаем обратно гостям.
Четвероклассник №2: И тебе спасибо Баба-Яга. Встретила нас, все показала, поиграла. Ты, оказывается, совсем не страшная, а даже очень приветливая и добрая.
Гости ходят по музею.
Четвероклассник №3: Посмотрите на наши экспонаты. Какое у них настроение? Как вы думаете, почему? (некоторые добрые и весёлые – понравились ваши ответы, а некоторые хитрые - что-то задумали, наверное)
Четвероклассник №1: Кузенька, нашел сестру Бабы Яги?
Кузя: Нет ещё. Всё приглядываюсь.
Четвероклассник №2: Как вы думаете, ребята, а зачем в сказках появился такой герой как Баба Яга?
ВНЕСЕНИЕ НОВОГО ЭКСПОНАТА
Четвероклассник №1: А сегодня утром к нам пожаловала ещё одна Баба Яга. Приехала она из детского сада!!! Посмотрите, какое выражение лица у нашей Бабули. … Действительно, наша Бабушка весёлая, озорная. Она любит играть и веселиться.Спасибо большое !!! Вручаем от Бабы яги подарок.(мальчику и всем дет ям раскраски) ( в октябре воспитанники детского садика принесли новый экспонат)
Кузя: Да вот она, сестра моей Бабы Яги. И горшочек с маслицем при ней. Спасибо, что взяли меня с собой. Очень у вас хорошо, уютно. А можно я у вас здесь останусь. Буду помогать экскурсии проводить, а ночью музей охранять. Я ведь сегодня так много интересного с ребятами узнал.
Четвероклассник №2: Ребята, ну что, оставляем Кузю?
Дети:Да!
Четвероклассник №3: Ну что ж. Наша экскурсия подошла к концу. Если вам понравился наш музей, то вы всегда можете прийти сюда с друзьями и родителями. До следующей встречи.
Заключение
Желая добра своим детям, мы пытаемся их всесторонне развивать, видим в них будущих гениев. Нам хочется, чтобы они стали великими учёными и изобретателями, известными актёрами, певцами, политиками, архитекторами, юристами, банкирами и пр.
«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят». Педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться неплохих результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.
В процессе профориентационной экскурсии имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой экскурсии ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра (роль экскурсовода в музее) профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Список литературы
1. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упр-ния. Из-во “ТЦ Сфера” 2003г.
2. Кодрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - Из-во “ТЦ Сфера”, 2013.
3. МикляеваВ. Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 20013г.
4. Степанов В. Мы живем в России. Из-во “Оникс”., М., 2007г.
5. Фесюкова Л. Б.. Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет. Из-во “ТЦ Сфера”, 2010г.
6. Шевченко Л. Л. “Добрый мир”. Из-во “Подмосковье” 2012г.
7. Расту культурным [Текст] :-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
8. 13. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ
9. 7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005
10. 8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М. : Школьная пресса, 2008
11. Береснева, Н.В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «Мир профессий и твое место в нем» [Текст]
12. В.В. Бирюкова // Дополнительное образование и воспитание.- 2010.- №7.- С. 57-60. 9. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» [Текст] / Н.В. Бякова // Воспитание школьников.-2011.-№ 1.
13
Куликова Ирина Геннадьевна