12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петренко Наталья Борисовна2007
14 лет преподавала в средней школе русский язык и литературу. С 2002 года работаю в адаптированной школе-интернате. Преподаю русский язык, чтение, являюсь классным руководителем. Высшая квалификационная категория с 2000г.
Россия, Новгородская обл., пос.Кулотино
Материал размещён в группе «Классные руководители»
18

Сценарий классного часа 1 сентября «День рождения 5-го класса в День Знаний»

Пояснительная записка

Совсем скоро наступит начало нового учебного года. Тысячи «новоиспеченных» пятиклашек по всей стране, оторвавшись от первой учительницы, можно сказать, своей «второй мамы», придут в среднее звено ко всему новому, неизвестному и, как правило, пугающему: новые кабинеты, новые предметы, новые учителя, новый классный руководитель…

Педагоги знают, что процесс адаптации вчерашних выпускников начальной школы в среднем звене бывает сложен и болезнен и для детей, и для родителей. Как с первого дня, с первого знакомства помочь ребенку, расположить его к успешной адаптации, смотивировать на дальнейшее обучение?

Предлагаю сценарий первого классного часа в 5 классе. В легкой занимательно-игровой форме происходит знакомство с новыми предметами и новыми учителями.

Предлагаемый сценарий ориентирован на школу VIII вида (изучаемые предметы, подходы к подаче учебного материала, формулировка целей и коррекционных задач), но, надеюсь, что с небольшими изменениями данная разработка будет полезна для педагогов школ всех типов и видов.

Данное занятие можно провести в интерактивном режиме с использованием интерактивной доски или на магнитной доске, постепенно размещая в одной ее части таблички с названиями учебных предметов и данными педагогов (Ф.И.О.), а в другой – сменные материалы к конкретному предмету. Так как наглядные материалы нужно будет менять в достаточно быстром темпе, можно заранее подготовить помощника из числа родителей или учеников. При использовании интерактивной доски эта проблема снимается. В конце занятия на доске должен выстроиться список изучаемых в 5 классе предметов и Ф.И.О. учителей, ведущих эти предметы.

Т.к. день 1 сентября для педагогов очень насыщенный, в сценарии предусмотрено заочное знакомство с учителями-предметники, но, по возможности, их можно пригласить на классный час для личного знакомства и поручить им проведение своего «предметного блока».

Таблички с названиями предметов можно предложить вытаскивать детям в произвольном порядке (тогда учитель по ходу занятия быстро подстраивается под нужный предметный блок) или спланировать, закончив, например, предметом «цветоводство» (в ср.школе, например, «биология»), по заданиям которого на доске будет выложен букет цветов, подчеркивающий праздничность и торжественность дня.

Привлечение к участию в играх и конкурсах присутствующих родителей и совместное чаепитие в конце занятия помогут наладить личностные взаимоотношения и дальнейшее общение.

Подобная форма проведения первого классного часа позволяет решить еще одну педагогическую задачу: предотвратить ошибки и искажения в восприятии, произнесении и написании фамилий, имен, отчеств педагогов.

Сценарий классного часа 1 сентября

Тема: День рождения 5-го класса в День Знаний.

Цель:

Содействовать успешной адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы;

Задачи:

Способствовать сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных способностей;

Мотивировать детей к обучению в пятом классе;

Актуализировать знания, полученные в начальной школе, и социальный опыт обучающихся;

Развивать процессы психической деятельности: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и др.

Оборудование:

Вариант 1:

Таблички с полными именами учеников класса, интерактивная доска, подготовленный презентационный материал, пирог со свечами, чай, одноразовая посуда

Вариант 2:

Таблички с полными именами учеников класса, магнитная доска, табличка с Ф.И.О. классного руководителя, таблички «Чему будем учиться» и «Кто будет учить», таблички с названиями учебных предметов, таблички с Ф.И.О.учителей-предметников, карточки к предмету «Математика», табличка «руский изык» (прием «заведомая ошибка»), картинки-ответы для загадок по природоведению, пара картинок для игры «Найди отличия», карточки со словами для игры «Спрятанные нотки», картинки с изображениями различных инструментов, болты и гайки (по количеству мальчиков в классе), изображения цветов пирог со свечами, чай, одноразовая посуда.

Ход занятия

Этап рока и задание

Наглядность

Коррекционная задача

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые ребята, родители, гости!

- Ребята, обратите внимание на таблички, установленные на партах.

- Что на них написано? (полные имена учеников класса)

- Займите свои места согласно табличкам.

- Уважаемые гости, займите, пожалуйста, свободные места.

 

 

На партах - таблички с полными именами учеников класса

Размещение учащихся по рабочим местам в соответствии с табличками

 

Осознанное внутреннее чтение, понимание и точное выполнение инструкции: операция анализа и синтеза, внимательность

2. Знакомство.

- Вы заняли свои места, и теперь я знаю, как зовут каждого из вас. Теперь вы должны познакомиться со мною. Меня зовут Наталья Борисовна Петренко. Я буду вашим классным руководителем.

 

Вывешивается табличка с Ф.И.О. классного руководителя

 

Установление благоприятного микроклимата в классе

3. Подготовка к восприятию основной темы классного часа.

- Чем отличается полное имя от короткого? (это официальное имя, закрепленное в документах; в обиходе мы можем использовать уменьшительно-ласкательные или видоизменённые имена, а в документах – только полное имя).

- Какие школьные документы мы будем с вами заполнять? (тетради, дневники)

- А что мы должны будем заполнять в дневнике (расписание, название предметов (уроков), домашнее задание, оценки)

- А вы знаете, какие предметы мы с вами будем изучать в 5 классе?

Давайте познакомимся с точными названиями предметов, а заодно и проверим, готовы ли вы к учебе, не забыли ли все за лето.

 

Актуализация знаний, социального опыта обучающихся.

4. Игра - знакомство с учебными предметами и учителями - предметниками. Заполнение соответствующей страницы в ученическом дневнике.

- На столе разложены таблички с названиями учебных предметов, которые мы будем изучать в 5 классе. Будем вытаскивать названия по очереди и подробно говорить о каждом предмете: «Чему будем учиться, и кто будет учить».

Надписи на доске в два столбика: «Чему будем учиться» и «Кто будет учить»

В ходе урока на доске выкладываются в первый столбик названия учебных предметов, во второй – Ф.И.О.учителей

 

Математика

- Чему мы будем учиться на уроках математики?

- Правильно, вот сейчас и проверим, как мы готовы к дальнейшему изучению математики.

«Весёлый счет»: Решаем пример, выбираем правильный ответ. Если правильно все сделаем, прочитаем девиз пятиклассников

40 – 39 = 1 (к цели)

10 : 5 = 2 (мы)

27 : 9 = 3 (идём)

18 – 14 = 4 (вперёд)

25 : 5 = 5 (нас)

96 – 90 = 6 (впереди)

56 : 8 = 7 (удача)

38 – 30 = 8 (ждёт)

- А обучать математике вас будет… М-ва Светлана Леонидовна (дети самостоятельно прочитывают Ф.И.О. педагога про себя, затем сопряженным чтением вместе с педагогом)

- Запишите в вашем школьном дневнике в графу «Предмет» название предмета «Математика», а в графу «Ф.И.О. учителя» - «М-ва Светлана Леонидовна». Списывайте с доски внимательно, не допускайте ошибок.

Табличка с примерами; карточки с ответами, на обратной стороне которых записаны слова девиза.

Правильные ответы сразу переворачиваются и выкладываются на доске в виде девиза.

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Заполнение соответствующей страницы в ученическом дневнике.

Актуализация знаний, мотивация на дальнейшее обучение.

Предупреждение ошибок в написании назва-ний школьных предметов и личных данных педагогов.

Русский язык

Прием «Заведомая ошибка». На карточке дано ошибочное написание: «руский изык»

- Чему будем учиться на уроках русского языка? (изучать русский язык, систему его норм и правил, в том числе, правописание)

- А правильно ли написано на карточке название предмета? Найдите ошибки.

- Какие это слова? (словарные)

- Что с ними нужно делать? (запомнить)

- Исправим ошибки красным маркером, запомним правильное написание, и никогда не будем допускать ошибок на письме.

- Обучать русскому языку будет …

 

Таблички с ошибочным и правильным написанием предмета.

В предметный список выкладывается правильное название.

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

Домоводство

- Это новый предмет для вас, или вы его уже изучали? (новый)

- Как вы думаете, что вы будете изучать на этом предмете? В названии предмета «спряталось» слово, которое вам даст подсказку на мой вопрос (дом)

- Правильно, на уроках домоводства вы будете изучать, как правильно вести дом, домашнее хозяйство, как приготовить еду, как правильно пользоваться бытовой техникой, как содержать в порядке и ухаживать за своей одеждой и обувью, как соблюдать личную гигиену и санитарно-гигиенические нормы для жилья и многое другое. В старших классах на уроках домоводства вы познакомитесь с бюджетом семьи и научитесь его планировать, узнаете, как ухаживать за маленьким ребенком, научитесь заполнять различные квитанции (коммунальные, за электроэнергию, телефон и т.д.)

- А научит всему этому вас ….

 

Табличка с названием предмета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

Построение умозаключения на основании словообразования «дом» + «вод» (ведет)

Развитие устной речи, построение высказывания.

Мотивация на изучение предмета.

Природоведение

- Это новый предмет для вас, или вы его уже изучали? (новый)

- Как вы думаете, что вы будете изучать на этом предмете? В названии предмета «спряталось» слово, которое вам даст подсказку на мой вопрос (природа)

- В старину слово «ведать» означало «знать», т.е. «природоведение» = «знание, изучение природы».

- На каких уроках в начальной школе вы уже начали изучать природу? (живой мир)

- Чтобы немного вспомнить знания о природе и ее явлениях давайте отгадаем несколько загадок:

Не вода, не суша —

на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Болото

В тихую погоду нет нас нигде,

Как ветер подует — бежим по воде.

Волны

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

Гора

Он и летом, и зимой — между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди — он все будет впереди.

Горизонт

Падает горошком, Скачет по дорожкам.

Град

Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит.

Гроза

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

Метель

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

Молния, гром

Белая кошка лезет в окошко.

Рассвет

К маме-речке бегу И молчать не могу.

Я ее сын родной, А родился – весной.

Ручей

Серебристой бахромою На ветвях висит зимой.

А весною на весу Превращается в росу.

Иней

Горя не знает, а слезы проливает.

Туча

- Предмет природоведение будет у вас всего один год, он подготовит вас к изучению таких предметов, как география и естествознание, которые начнутся у вас в 6 классе.

- Преподавать природоведение у вас будет…

 

Табличка с названием предмета

В случае затруднения используется вариант с картинными ответами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

Построение умозаключения на основании словообразования «природо» + «ведение» (ведет)

 

 

 

 

 

Развитие устной речи, построение высказывания.

Развитие слухового (и зрительного) внимания.

Операция анализа и синтеза.

Мотивация на изучение предмета.

ИЗО

- Что изучает этот предмет?

- Каким другим словом можно назвать этот предмет? (рисование)

- Этот предмет учит не только рисованию, восприятию цветов, сочетанию красок, перспективе, т.е. правильному расположению предметов на рисунке, но и развивает наш эстетический вкус, учит видеть и любить прекрасное. А еще этот предмет развивает наблюдательность. Давайте ее сейчас и проверим.

Игра «Найди отличия» (предъявляются две картинки с незначительными отличиями, отличия отмечаются маркером).

- Обучать изобразительной деятельности вас продолжит …

 

 

Табличка с названием предмета

 

 

 

 

Картинки «Найди отличия»

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

 

 

 

 

Операция сравнения; развитие наблюдательности

Чтение

Игра «Доскажи словечко»

- Проверим, как вы знаете известных книжных героев.

Баба … (Яга)

Старик … (Хоттабыч)

Добрыня … (Никитич)

Змей … (Горыныч)

Илья … (Муромец)

Соловей … (Разбойник)

Почтальон … (Печкин)

Доктор … (Айболит)

Царь … (Салтан)

Али … (Баба)

Карабас … (Барабас)

Вини … (Пух)

Кощей … (Бессмертный)

- Чтение будет вести …

 

Табличка с названием предмета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

 

 

Актуализация знаний; развитие памяти и внимания

Музыка

Игра «Спрятанные нотки»

Факел

Переменка

Гнездо

Мир

Сирень

Фасоль

Столяр

Найденную ноту обводим ярким маркером.

- А как называются ноты, выстроенные по порядку на нотном стане (гамма).

- Кто-нибудь из вас может нам спеть гаму? А теперь давайте попробуем вместе.

- Музыку преподаёт …

 

Табличка с названием предмета

 

Таблички со словами

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

Анализ и синтез, актуализация знаний, внимание

Развитие коллективизма

Швейное дело

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Портной

Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты —
Видно, в шубах знают толк.

Ну а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.

Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лен.

И скорее за машинку,
Строчки ровные бегут.
Складки здесь, а здесь — резинка
Молния, конечно, тут.

Вот строителю — спецовка,
Белый для врача халат.
Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят!

Шуточный тест

1. Чем занимается портной?

а) учит детей
б) лечит людей
в) шьет различную одежду

2. Портного называют мастером иголки, потому что.

а) он ловко обращается с иголками для шитья
б) он покрыт иголками, как ежик
в) он изготавливает иголки

- Портной – это одна из профессий, которой обучают у нас в школе. Неслучайно на картинке изображен мужчина-портной. Раньше эта профессия считалась мужской. Да и сейчас самые известные модельеры и кутюрье – мужчины: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Джоржио Армани, Карл Логерфельд, Джанни Версаче, Ив Сен Лоран. Все они начинали с профессии портного.

- Учитель - …

 

 

Табличка с названием предмета

 

 

 

 

 

Картинка с изображением портного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие слухового внимания

Операция анализа и синтеза

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к изучению предмета

Столярное дело

- Чему учит этот урок?

- Чем занимается столяр?

Игра «Найди лишнее» (предъявляются картинки с изображениями различных инструментов)

- Как вы думаете, какие инструменты не пригодятся нам при изучении столярного дела?

- Учитель - …

Табличка с названием предмета

 

Картинки с изображениями инструментов

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

Развитие логического мышления через операцию анализа и синтеза

Слесарное дело

Практическая игра «Кто быстрее и ловчее»

- Что за предметы я держу в руках? (болт и гайку)

Попробуйте накрутить гайку на болт, только сделать это нужно до конца, до самой шляпки болта. А мы посмотрим, у кого быстрее и ловчее это получится. (К игре можно подключить мужчин из числа родителей)

- Учитель - …

 

Табличка с названием предмета

Болты с гайками

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

Развитие моторной ловкости

Цветоводство
Беседа о предмете. Игра «Букет»
            В весеннем лесу на полянке,

На клумбе у дома, в саду,

Цветок фиолетовый маленький

Растет у людей на виду.

Такой замечательный, нежный.

Смотри сколько хочешь – не жалко!

И мы догадались по цвету,

Его называют… (фиалка)

Только солнышко пригреет,

Сразу лезут из земли

И в садах, и на аллеях,

Эти солнца короли!

Зацветает желтым цветом

Яркий солнечный каприз,

Пахнет здорово при этом!

Называется... (нарцисс) 

Вот цветочек интересный,

Так похож на граммофон!

Голубым ковром чудесным

Расцветает летом он.

Вьется густо по заборам

Очень мягкий стебелек.

Так ему нужна опора!

Называется… (вьюнок)

Нежный маленький цветок

Вечно  спрашивают люди,

Отрывая лепесток:

Любят их, или не любят?

А у этого цветка

Симпатичная мордашка -

Солнце в белых лепестках!

Мы зовем его… (ромашка)

На высокой гладкой ножке

Гордо голову неся,

Расцветают у дорожки

В мае эти чудеса!

Ярко-желтый, нежно-белый

Или красный сарафан

Дружно те цветы наденут.

Называются… (тюльпан)

- Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Тот, кто выращивает цветы, дарит людям великую радость и красоту.

- Учитель - …

Табличка с названием предмета

 

 

 

 

 

 

Изображения цветов

Из картинок-отгадок на магнитной доске выкладывается букет.

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

Развитие слухового и зрительного восприятия

Мотивация к изучению предмета

Эстетическое воспитание

Физкультура

- Чему учит нас этот предмет? Как его название звучит полностью? (физическая культура)

- Мы сейчас не будем выполнять задания по физкультуре – впереди нас ждет спортивный праздник в парке. У нас будет возможность проявить свою быстроту, ловкость, спортивную подготовку. А преподавать физкультуру будет…

Табличка с названием предмета

Если название этого предмета выпало в середине занятия, можно провести физминутку.

Табличка с Ф.И.О. педагога

Запись в дневнике

 

 

 

 

Мотивация к дальнейшему обучению.

5. Подведение итогов

- Посмотрите, у нас на доске выстроился список предметов, которые мы будем изучать в 5 классе, и имена преподавателей, которые нам в этом помогут.

 

 

Систематизация изученного на занятии

6.Заключение.

- Ребята, у нас с вами сегодня двойной праздник: День Знаний и День рождения нашего 5-го класса. Давайте все вместе дружно задуем свечи на нашем именинном пироге и вместе попьем чай.

- В день рождения принято дарить подарки. В честь праздника и за то, что вы сегодня так хорошо работали, я дарю вам ручки и вот эти тетради с «пятерками» и желаю вам учиться только на «хорошо» и «отлично»!

- Всем спасибо.

 

Пирог с 5 свечами, чай

Каждому ученику подарок – ручка и тетрадь.

 

Развитие коллективизма

Мотивация к дальнейшему обучению.

Источники:

Загадки с ответами-картинками про цветы http://svoiskazki.ru/cvetochnye-zagadki/

Загадки о природе http://mir-zagadki.ru/index.php/zagadki-o-prirode

Стихи про профессии (портной) http://мир-детей.дети/index.php?catid=43&id=3167&Itemid=76&option=com_content&view=article

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Федорова Людмила Ивановна, 26.08.17 в 07:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, воспользуюсь.
Чабанова Светлана Новомировна, 26.08.17 в 15:27 1Ответить Пожаловаться
Наталья Борисовна, очень интересная разработка. Большое спасибо!
Петренко Наталья Борисовна, 27.08.17 в 06:09 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги! Буду рада, если мои материалы смогут Вам пригодиться. Спасибо за комментарии.
Акатова Ирина Анатольевна, 29.08.17 в 19:17 1Ответить Пожаловаться
Интересный классный час!! Спасибо. Очень понравилось оригинальность знакомства с педагогами, которые будут вести уроки.
Жила Людмила Ивановна, 29.08.17 в 20:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за интересную разработку. Как раз то, что нужно пятиклассникам.
Шаманаева Ирина Юрьевна, 20.12.17 в 09:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Возьму себе на заметку!
Петренко Наталья Борисовна, 20.12.17 в 15:47 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.