Конспект открытого внеклассного мероприятия на тему «Связь между суммой и слагаемым»
Тема : Связь между суммой и слагаемым
Цели: познакомить со взаимосвязь сложения и вычитания, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов, использовать речь для регуляции своего действия, выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
1.Повторение состава чисел
5 9 7
3 2 3
Как назовем числа 5,9 и 7 (это целые числа), а 3 и 2(это части)
III. Устный счет
(примеры записаны на доске, по одному ученику читают пример)
8… …=10 9… …=6
6… …=8 8… …=5
5… …=9 10… …=7
На какие группы можно разделить примеры? (примеры на сложение и вычитание)
Как называются числа при сложении? (слагаемые и сумма)
Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое» и «сумма»?
Итак, плавно мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока.
«Связь между суммой и слагаемым»
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(Учитель выставляет на доске четыре предметные картинки с изображением белых зайчиков и две картинки с изображением серых зайчиков.)
-Сколько белых зайчиков(4)
-Сколько перед вами серых зайчиков?(2)
-Сколько всего зайчиков? Как это записать?(4+2=6.)
(Учитель записывает равенство на доске.)
-Как можно прочитать это равенство используя термины «сумма» и «слагаемое»?( Сумма чисел 4 и 2 равна 6. Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.) или Ч+Ч=Ц
-Всего 6 зайчиков. Сколько зайчиков останется, если убегут 4 белых зайчика?(2)
(Учитель убирает 4 картинки с изображением белых зайчиков и под диктовку детей записывает под первым равенством второе: 6-4=2.)
- А если из тех же 6 зайчиков убегут не 4 белых, а 2 серых зайчика, то сколько зайчиков останется? (2)
(Учитель вновь ставит на наборное полотно 4 картинки с изображением белых зайчиков и убирает 2 картинки с изображением серых зайчиков. Под вторым равенством учитель записывает третье равенство: 6-2=4.)
Итак, 6 это 4 и 2. Если убрать 4, то останется 2, а если убрать 2, то останется 4. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье равенства: из суммы 6 вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 4.
Физкультминутка
1,2,3,4,5-все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянутся.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.
Приготовьте геометрические фигуры. (Один ученик работает у доски, остальные в парах.)
-Положите на парту 4 круга красного цвета и 3 круга зеленого цвета (договоритесь между собой, кто какие круги возьмет).Чья пара готова показывает домики.
-Сколько кругов красного цвета?(4)
-Сколько кругов зеленого цвета?(3)
-Сколько всего кругов?(7)
-Как это записать? (4+3=7) Давайте вспомним как называются числа при сложении: слагаемое + слагаемое = сумма или Часть+Часть=Целое
Уберите 4 круга красного цвета
-Сколько кругов было? (7)
-Сколько осталось?(3)
-Как получили число 3? (7-4=3)
Положите фигуры обратно.
-Сколько всего кругов?(7)
-Уберите 3 красных круга
-Сколько кругов осталось? (4)
-Как получили число 4? Как записать это примером? (7-3=4)
Все три примера записаны друг под другом. Давайте посмотрим на эти примеры. Что вы заметили? Можно ли сказать, что эти примеры связаны между собой.
Да, слагаемые и сумма связаны между собой арифметическими действиями сложения и вычитания.
Мы с вами установили связь между суммой и слагаемым.
Давайте сформулируем правило: Если из суммы вычесть одно слагаемое получится другое слагаемое. Это правило надо знать. Запомнить его.
Повторяем вместе: Если из суммы вычесть одно слагаемое получится другое слагаемое.
Также можно сказать: К каждому примеру на сложение можно составить 2 примера на вычитание!
Давайте закрепим изученный материал: Какие 2 примера мы можем составить используя изученное правило
4+5=?
?
?
Работа по учебнику(Моро)
№1 (с.26)
№2 (с.26)
Проверь как ты освоил урок:
1. Числа при сложении связаны между собой…..
2.Из одного примера на сложение можно составить 2 примера на…..
3.Если из суммы вычесть одно слагаемое, то……