Сценарий мероприятия по теме «Музыка XX века. Дмитрий Шостакович» (4–11 классы)
Улискова Людмила Аркадьевна
концертмейстер
МАУ ДО «Детская хореографическая
школа «Ровесники»
Заседание клуба «Золотой рожок»
Сценарий мероприятия
по теме: Музыка XX века. Дмитрий Шостакович
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
- становление эстетического отношения к музыкальному миру XX в.;
- знакомство с жизнью и творчеством Д.Д.Шостаковича;
- восприятие музыки Д.Д.Шостаковича.
Видео 1 («Мой Шостакович» док. фильм 2.37), фото 1 (портрет)
Ведущий 1
Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.
Ведущий 2
Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно.
Фото 2 (портрет)
Ведущий 3
В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор – классик 20 века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить. Он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.
Фото 3 (дом, где родился)
Ведущий 4
В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. Из биографии Шостаковича мы узнаём, что в 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории.
Фото 4 (юность портрет), фото 5 (юность портрет)
Ведущий 1
Начало 20-х было сложным – голодное время усугубила его тяжелая болезнь и внезапная смерть отца. Большое участие в судьбе талантливого студента проявил директор консерватории Александр Константинович Глазунов, назначивший ему повышенную стипендию и организовавший послеоперационную реабилитацию в Крыму. Шостакович вспоминал, что ходил пешком на учебу только лишь из-за того, что был не в силах влезть в трамвай. Несмотря на сложности со здоровьем, в 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор.
Фото 6 (портрет с симфонией №1)
Ведущий 2
В качестве дипломной работы он представил Симфонию №1, которую впервые исполнили в Ленинграде в 1926-м. Симфония принесла невиданный успех. Исполняли ее в других городах страны, скоро она приобрела широкую известность и за рубежом. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошел в историю музыки.
Видео 2 (симф.№1-фрагмент. С 5.44), фото 6 (портрет с симф.№1)
Ведущий 3
Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью, что мог за короткое время полностью переписать свое сочинение.
В 1932 году Дмитрий стал автором оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Спустя несколько лет в копилке его работ появились пять симфоний ,а всего их 15. В 1938-м появилась «Джазовая сюита», которую чаще всего узнают по «Вальсу №2».
Видео 3 («Вальс №2, Andre Rien), фото 7 (за столом)
Ведущий 4
Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер
Ведущий 1
Фото 8 (за столом)
Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии — самые популярные.
Для того чтобы правильно выразить все то, что накопилось в душе, Шостакович прибегает к камерной музыке. В 1940-е годы он создает такие шедевры, как Фортепианное трио, Фортепианный квинтет, Струнные квартеты. А после окончания войны, в 1945 году, композитор пишет свою Девятую симфонию, которая выражает сожаление, грусть и обиду за все события войны, которые неизгладимым образом отразились на сердце Шостаковича.
Видео 4 (симфония №9-фрагмент), фото 9 (около рояля)
Ведущий 2
1948 начался с обвинений в «формализме» и «буржуазном декадентстве». Кроме того, композитора нагло обвинили в профнепригодности. Для того чтобы полностью уничтожить его веру в себя, власть лишила его звания профессора и поспособствовала скорейшему изгнанию из Ленинградской и Московской консерваторий
Шостакович, биография которого пестрит белыми и черными пятнами, смог вернуться к педагогической деятельности только после долгих 13 лет. Его приняли на работу в Ленинградскую консерваторию, где он управлял аспирантами.
Ведущий 3
В 1959 году состоялась премьера единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича – «Москва, Черемушки», которая вызвала удивление и принималась восторженно. Через три года по мотивам произведения вышел популярный музыкальный фильм. В 60-70 композитор пишет 9 струнных квартетов, много работает над вокальными произведениями.
Фото 10 (около рояля)
Ведущий 4
Фильмография Дмитрия Шостаковича была немалой - ему пришлось поработать в художественных и документальных фильмах, анимационных картинах, телеспектаклях (всего около 40 работ).
Среди его фильмов:
«Встречный», режиссёр Сергей Юткевич, 1932
«Человек с ружьём», режиссёр Сергей Юткевич, 1938
Молодая гвардия», режиссёр Сергей Герасимов, 1948
«Встреча на Эльбе», режиссёр Григорий Александров, 1948
«Овод», режиссёр Алексан Файнциммер, 1955
«Гамлет», режиссёр Григорий Козинцев, 1964
Ведущий 1
Три мелодии Шостаковича, ставшие символами советской эпохи
1. "Песня о встречном" на стихи Бориса Корнилова Сейчас это название звучит вполне загадочно. Встречный - это кто? Может, поезд? А на самом деле это встречный план. То есть трудовая инициатива снизу: нашему цеху государство поставило план тысячу тракторов собрать, а мы навстречу ему выдвинем свой - собрать не тысячу, а тысячу сто! За ту же зарплату. Ослепительно бодрая утренняя мелодия, можно ставить на будильник. Тем более, что текст песни обращён к некоей "кудрявой", которой надо вставать в 6 утра на работу, а она почему-то "не рада весёлому пенью гудка". Текст просто брызжет оптимизмом! Песня была написана к фильму "Встречный" в 1932 году. И Шостаковичу, и Корнилову было по 25 лет. В 1937 автора текста расстреляли.
Видео 5 (песня о встречном)
Ведущий 2
2. Песня "Родина слышит, Родина знает" на стихи Евгения Долматовского. Эта тема была знакома каждому советскому человеку, в доме которого был радиоприёмник. Потому что мотивами этой песни и сигналами искусственного спутника Земли всегда начинались последние известия Песню спели по радио аккапельно Женя Таланов и хор Свешникова. Всё это было ещё при Сталине. А после того, как эту мелодию напел Гагарин в кабине "Востока", она стала символом советской космонавтики.
Видео 6 (Родина слышит…)
Ведущий 3
3. Позывные советского Интервидения. Перед началом какой-нибудь очень важной (идеологически) телевизионной трансляции (парад на Красной площади, например) на экране появлялась заставка со Спасской башней Кремля и надписью на русском и английском - ИНТЕРВИДЕНИЕ. На фоне этой картинки трижды звучали эти позывные.
Видео 7 (позывные интервидение)
Ведущий 4
«Особой заслугой Шостаковича является то, что он первым из советских композиторов ввел в кинофильм песню как лейтмотив, то есть музыкальное воплощение определенной мысли, настроения, характеристики действующего лица или группы лиц. Длительная работа композитора в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием рабочей массовой революционной песни и городского фольклора. Творчество Шостаковича, которое завоевало всеобщее признание, оказало мощное воздействие на рост мирового и советского музыкального искусства.
Видео 8 (романс из к/ф «Овод»)
Ведущий 1
Фото 11 (балетные сюиты)
Возрождение же балетного творчества Шостаковича происходило гораздо сложнее: Но мало кто знал, что эта музыка - составная часть крупных театральных опусов. Да и после исполнения сюит в тридцатые годы, кстати, имевших тогда несомненный успех, вплоть до восьмидесятых наступила долгая пауза. Правда, фрагменты из сюит, наряду с другими сочинениями композитора, своей ярко выраженной театральной природой постоянно притягивали к себе внимание балетмейстеров, ставивших новые спектакли на музыку Шостаковича.
Ведущий 2
«Полька» из второй балетной сюиты в исполнении педагогов ансамбля.
Ведущий 3
Вопрос: Кто знает, какую музыку мы используем в своей концертной программе Д. Д. Шостаковича? Ответ из зала…
Ведущий 4
Правильно. Это 1часть 7 симфонии (Ленинградская) Д.Д.Шостаковича.
Фото 12 (симфонический концерт, седьмая симфония Д. Шостоковича)
Ведущий 1
Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.
Ведущий 2
Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.
Ведущий 3
Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.
Ведущий 4
Фото 13 (Д.Шостокович на крыше)
Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Ведущий 1
Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.
Ведущий 2
Фото 14 (оркестр), фото 15 (портрет -дирижер)
Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.
Ведущий 3
Фото 16 (афиша премьеры)
Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.
Ведущий 4
Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
Ведущий 1
Фото 17 (красноармеец покупает билеты)
Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
Ведущий2.
На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».
«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни.
Видео 11 (симфония 7, 1часть)
Сегодня мы познакомились с творчеством великого композитора.
- подскажите пожалуйста как его зовут?
- сколько симфоний написал Д.Д.Шостакович?
- название симфонии №7?
- сколько частей в этой симфонии?
- какие чувства испытывали жители блокадного Ленинграда, слушая это произведение?