12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Кузьмина50
Работаю в МБОУ ВСШ №27 педагогом-организатором. Являюсь руководителем школьного музея. Музей,это как хобби.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Автор: Кузьмина Валентина Геннадьевна (педагог-организатор МБОУ ВСШ № 27)


Сценарий музейного урока «Музей оживает»

В настоящее время перед музеями встал вопрос, каким быть музею. Это связано с современной ситуацией, когда музеям приходится выживать. В связи с этим появилось новое направление в музейной работе «Музейная педагогика», предполагающая сотрудничество музейного педагога и учителя. В модуль воспитательной программы «Общешкольные дела» я включила музейные уроки, оформление выставок и стендов, где активное участие принимают учащиеся.

Предлагаю одну из разработок – сценарий музейного урока «Музей оживает».

Цель: Знакомство учащихся с историей и культурой малой Родины.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом.

2.Развивать у обучающихся сообразительность и образность мышления.

3.Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

 Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия


Оформление зала: В зале сделан макет русской крестьянской избы 18-19 века. Стулья расставлены полукругом для гостей. Звучат народные песни. Гостей встречает девушка (хозяйка) и юноша (хозяин) в русском наряде.


Хозяйка:
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.


Хозяин: Здравствуйте гости дорогие. Дорогому гостю почетное место, красный угол.


Руководитель музея: ( Кланяется в красный угол на иконы и осеняет себя крестным знамением). Здравствуйте хозяева. Низкий вам поклон. А можно я с вашими гостями беседу поведу.

Хозяин: Можно. И мы сядем да послушаем.

Руководитель музея: Скажите гости дорогие, а что значил красный угол в крестьянской избе? Можете выйти рассказать и показать. (Гости рассказывают, что знают).


Руководитель музея: Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли, передавали из поколения в поколение.

Что же касается мебели, то ее в избе почти не было. При входе стояла большая русская печь. Под потолком были полати. Такой настил из досок. Полати занимали пол избы. Мне довелось в детстве спать на полатях. Это было наше детское царство. По стенам у дедушки с бабушкой были лавки, в углу стоял большой стол. Из мебели был большой сундук и кровать, где спали дедушка и бабушка. Куть, так бабушка звала территорию кухни, состояла из самодельного шкафчика для посуды и стола для готовки, все это дед смастерил своими руками. Поверху тоже шли полки для вещей, там же бабушка хранила сушеные запасы еды. За печкой был подпол. А над подполом, сверху был настил.

Но царицей и кормилицей избы и семьи была печь.


Хозяйка:

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».


 Руководитель музея: Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете, для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

 но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.  В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи – материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!


Хозяин: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» – кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара – кочерга и ухват. Но они – самые нужные «припечные» жители.


Хозяйка: Ну-ка девицы красные выходите, да покажите какие вы умелые хозяйки! Вот вам кочерга и ухват. Посмотрим на вашу ловкость. (Нужно вытащить чугун с водой из печки, но перед этим показать, что делали хозяйки кочергой, загрести угли). Нужно подать чугунок на стол.

Непростое это дело посадить чугунок в печь да подать потом на стол.  

Хозяйка: Молодцы девушки, хорошие хозяюшки с вас выйдут, чуток подучиться надо. А что ж вы руки то у рукомойника не вымыли и рушником не вытерли.


Руководитель музея: Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает) и рукомойник – это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

 

Руководитель музея: Перед вами стоит предмет. Скажите, как называется эта домашняя утварь. (Ступа). Подсказываю, во многих русских народных сказках Бабу-Яга на ней летает. (Ступа и пест). Кто из гостей покажет, для чего предназначалась ступа.

В ступе пестом толкли зерно, сушеные ягоды. Сама ступа чугунная, очень тяжелая. Что бы толочь, пестом в ступе нужно применить большую физическую силу.


Хозяйка: Отгадайте, о каком предмете идет речь?

Была я копана, была я топтана,

Была на кружале, была на пожаре, была на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормила,

Сам терпела – ничего не ела.

Сделалась старой – пеленаться стала.


 Руководитель музея: Это история про крынку (показывает) Из чего она изготовлена?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи крынка была предметом первой необходимости. В ней держали молоко. Были крынки, в которых топили молоко в русской печи. Когда крынка становилась старой, давала первые трещинки, ее обматывали берестяными полосками, и она продолжала служить людям дальше. У нас в семье сохранились  крынки, которыми пользовались еще бабушка, а потом мама. Вот эти крынки. От одной еще пахнет молоком.


Хозяин: Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.


 Хозяйка: Одежду наши предки носили домотканую – льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Девушки красавицы, что это за инструмент. (Показывает, чесало). Чесало. Перед тем как прясть, шерсть нужно было обработать от мусора, почесать. Кто попробует. (выходят гости, девушки). Молодцы, хорошо получается.


Руководитель музея: Ребята что я сей час делаю?

гости: Нитку прядете.

Правильно. А на чем я ее пряду?

На прялке.

Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

гости: Веретено.

-Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла. Прясть меня научила моя бабушка.  А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


Руководитель музея: Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось?

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

А вот как. Перед вами стиральная доска. Кто покажет, как стирали наши бабушки и прабабушки.


Хозяйка: Постирали, нужно погладить чистое белье. Перед вами утюг

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах. (показывает утюг)


Руководитель музея: Да, раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а, чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так (демонстрация): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Кто попробует погладить белье, выходи.

 

Хозяин: Вот вам гости дорогие загадка

Три братца

Пошли в реку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

(ведра и коромысло)

 Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Ну-ка хозяюшки принесите ка водицы. У хорошей хозяйки ведра не болтаются, несет она воду ровно, ни капли не расплещет. (Под песню «Несла Галю воду» проходит конкурс, пронести ведра с водой на коромысле). Не так-то это просто оказалось. Но девушки молодцы.


Хозяйка: Выносит самовар. Какой стол без самовара.

Руководитель музея: Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Корзины изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. 

 

Хозяйка:  Вот так вещи жили-были и хозяевам служили.

Хозяин: А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так, как я и мы с тобой.

 

 Руководитель музея: Большое спасибо Вам дорогие хозяюшка и хозяин.

Ребята, а как вы думаете, почему наш урок имеет название «Музей оживает»?

Что нового и ценного вы можете взять для себя?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.