Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7–9 классов в форме игры «Сто к одному»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина» г. РТ
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся
7 – 9-ых классов в форме игры «Сто к одному»
Краткая аннотация:
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое может проводиться среди учащихся разных возрастных групп, от 7-ых до 9-ых классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели математики. Аналог телевизионной викторины «Сто к одному».
Цели мероприятия:
- повышение интереса обучающихся к изучению математики;
- формирование умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер;
- развитие образного мышления и воображения, зрительной и логической памяти.
Задачи:
- совершенствование умения оперировать основными математическими понятиями и терминами;
- совершенствование умения осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;
- приобретение навыков общения, навыков поведения в затруднительной ситуации.
- применение математических знаний во внеурочной обстановке.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- магнитная доска и магниты;
- презентация;
- сигнальные карточки;
- карточки с ответами на вопросы для ведущего (Приложение 2);
- карточки с ответами для помощника, сидящего за компьютером (Приложение 2);
- секундомер;
- протокол игры (Приложение 1).
Подготовительный этап
Для участие в игре «Сто к одному» формируются две команды из учащихся 5-9-х классов. Командам дается домашнее задание: придумать название команды и девиз, выбрать капитана и подготовить краткое представление каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом.
Участники заранее знакомятся с правилами игры.
В роли ведущего может быть учитель или старшеклассник.
В качестве игрового табло используется интерактивная презентация.
Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек, которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 2
Ведущий. Впервые в нашей школе: ИГРА «СТО К ОДНОМУ!!!». В отличие от традиционной телевизионной передачи НАША игра посвящается Математике. И так, начнем! Традиционное представление команд!
Участники команды, все вместе, или капитан озвучивают название команды, девиз, что объединяет всех членов команды. Далее капитан представляет всех членов команды, а один из участников представляет капитана.
Тур 1. «Простая одинарная игра»
Слайды 3 и 4
Ведущий. Прошу капитанов подойти к игровому столу для участия в первом туре игры. Ваша задача – успеть раньше своего соперника поднять сигнальную карточку.
Вопрос:Форму каких геометрических тел имеют окружающие нас предметы?
Ответы:
1. Шар, сфера |
- |
28 |
2. Круг |
- |
24 |
3. Прямоугольник |
- |
19 |
4. Квадрат |
- |
14 |
5. Параллелепипед |
- |
10 |
6. Цилиндр |
- |
5 |
Право отвечать первым получает капитан, поднявший сигнальную карточку раньше соперника. Если его ответ есть на табло, открывается строчка с озвученным вариантом. Затем отвечает капитан второй команды. Далее по очереди отвечают на тот же вопрос участники той команды, чей капитан дал ответ с большим количеством баллов.
Результаты «Простой игры» счётная комиссия фиксирует на магнитной доске, ведущий озвучивает счёт после первого тура.
Тур 2. «Двойная игра»
Ведущий. Напоминаю, что каждое очко, заработанное командой во втором туре, умножается на два. Приглашаю к игровому столу участников команд под №2.
Слайды 5 и 6
Вопрос: Какие бывают числа?
Ответы:
1. Целые |
- |
28 |
2. Дробные |
- |
24 |
3. Положительные |
- |
19 |
4. Отрицательные |
- |
14 |
5. Натуральные |
- |
10 |
6. Рациональные |
- |
5 |
Право отвечать первым получает игрок, поднявший сигнальную карточку раньше соперника. Если его ответ есть на табло, открывается строчка с озвученным вариантом. Затем отвечает игрок второй команды. Далее по очереди отвечают на тот же вопрос участники той команды, чей игрок дал ответ с большим количеством баллов.
Результаты «Двойной игры» счётная комиссия фиксирует на магнитной доске, ведущий озвучивает счёт после второго тура.
Тур 3. «Тройная игра»
Ведущий: По правилу проведения «Тройной игры» каждое очко, заработанное командой, умножается на три. Приглашаю к игровому столу пройти участников команд под №3.
Слайды 7 и 8
Вопрос: Назовите известного ученого математика.
1. Пифагор |
- |
28 |
2. Евклид |
- |
24 |
3. Ломоносов |
- |
19 |
4. Архимед |
- |
14 |
5. Виет |
- |
10 |
6. Эратосфен |
- |
5 |
Право отвечать первым получает игрок, поднявший сигнальную карточку раньше соперника. Если его ответ есть на табло, открывается строчка с озвученным вариантом. Затем отвечает игрок второй команды. Далее по очереди отвечают на тот же вопрос участники той команды, чей игрок дал ответ с большим количеством баллов.
Результаты «Тройной игры» счётная комиссия фиксирует на магнитной доске, ведущий озвучивает счёт после третьего тура.
Тур 4. «Игра наоборот»
Ведущий. А сейчас командам предлагается определить самый непопулярный ответ на вопрос. Самую высокую цену имеет самый редкий ответ, который находится на нижней строчке табло. На обдумывание дается 30 секунд.
Слайды 9 и 10
Вопрос:Старинные меры длины.
1. Миля |
- |
5 |
2. Верста |
- |
10 |
3. Аршин |
- |
14 |
4. Дюйм |
- |
19 |
5. Локоть |
- |
24 |
6. Сажень |
- |
28 |
Команды по очереди говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше очков). Ведущий открывает все табло, и после этого команды узнают свои результаты.
Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую больше очков), которая будет играть в «Большую игру».
Тур 5. «Большая игра»
Слайд 11
Ведущий. Команда победителей выделяет двух человек, которые и будут играть в «Большой игре».
Кто из участников начинает «Большую игру»? Просим второго игрока пройти в другую аудиторию.
Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым) уходит за дверь. Первому участнику задают 5 вопросов. На каждый из них он дает ответ, после чего определяется, сколько очков набрал первый игрок.
Вопрос 1:Назовите единицу измерения.
1. Сантиметр |
- |
28 |
2. Метр |
- |
24 |
3. Километр |
- |
19 |
4. Миллиметр |
- |
14 |
5. Килограмм |
- |
10 |
6. Грамм |
- |
5 |
Вопрос 2:Как могут располагаться по отношению друг к другу две прямые?
1. Пересекаться |
- |
28 |
2. Не пересекаться |
- |
24 |
3. Параллельно |
- |
19 |
4. Перпендикулярно |
- |
14 |
5. Совпадать |
- |
10 |
6. Скрещиваться |
- |
5 |
Вопрос 3: Какими бывают углы?
1. Острые |
- |
28 |
2. Тупые |
- |
24 |
3. Прямые |
- |
19 |
4. Развернутые |
- |
14 |
5. Вертикальные |
- |
10 |
6. Смежные |
- |
5 |
Вопрос 4:Каким может быть треугольник?
1. Равнобедренный |
- |
28 |
2. Прямоугольный |
- |
24 |
3. Равносторонний |
- |
19 |
4. Тупоугольный |
- |
14 |
5. Остроугольный |
- |
10 |
6. Произвольный |
- |
5 |
Вопрос 5:Какие действия можно производить с числами?
1. Сложение |
- |
28 |
2. Вычитание |
- |
24 |
3. Умножение |
- |
19 |
4. Деление |
- |
14 |
5. Возведение в степень |
- |
10 |
6. Извлечение корня |
- |
5 |
Ведущий. Проверим ответы первого игрока.
Открываются названные ответы на табло и подсчитывается количество очков, набранное первым участником.
В качестве табло используются слайды 12-16 ( открываются ответы в первом столбике ).
Слайд 11
Ведущий. Приглашаем второго игрока. Вам сейчас будут заданы те же вопросы, что и первому участнику команды. Если ваш ответ совпадёт с ответом первого участника, то вы услышите звуковой сигнал, после чего надо изменить свою версию и дать другой ответ.
Второй игрок команды отвечает на вопросы, после чего на игровом табло открываются представленные им ответы.В качестве табло используются слайды 12-16 ( открываются ответы во втором столбике )
Далее подсчитывается сумма очков «Большой игры». Чтобы получить супер-приз в большой игре, участникам в сумме нужно набрать 200 очков.
Ведущий. Предоставим слово счётной комиссии для оглашения результатов «Большой игры».
Члены счётной комиссии оглашают результаты «Большой игры».
Слайд 17
Ведущий. Итак, результаты игры подведены, победитель определён. Поздравляем победителей!!! Нам осталось поблагодарить друг друга и сказать командам спасибо за игру!
Использованные материалы
- Математика. Учебник. 5-6. Авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М.:Мнемозина,2006.
- Алгебра. Учебники. 7-9. Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др. – М.:Просвещение,2009.
- Геометрия. Учебники. 7-9. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. – М.:Просвещение,2009.
- http://ru.wikipedia.org
- http://schools.techno.ru/sch518/koridor/inform/uroks/100k1/100k1.htm